Нижний Новгород |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А82-13913/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.04.2015.
Полный текст постановления изготовлен 16.04.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.
при участии представителя
от истца: Усова М.С. (удостоверение от 04.02.2014 N 158744)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза "Мир" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.08.2014, принятое судьей Украинцевой Е.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014, принятое судьями Черных Л.И. Караваевой А.В., Хоровой Т.В., по делу N А82-13913/2013
по иску прокурора Ярославской области
к администрации Первомайского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7623000516, ОГРН: 1027601459600) и сельскохозяйственному производственному кооперативу колхозу "Мир" (ИНН: 7623000611, ОГРН: 1027601460941)
о признании недействительным договора аренды земельного участка и о применении последствий недействительности сделки,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области,
и установил:
на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Ярославской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ярославской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - Теруправление) с иском к администрации Первомайского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) и сельскохозяйственному производственному кооперативу колхозу "Мир" (далее - Колхоз) о признании недействительным заключенного между ответчиками договора аренды от 05.04.2013 N 39 земельного участка с кадастровым номером 76:10:000000:26 и о применении последствий недействительности сделки путем обязания Колхоза передать Департаменту лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент) указанный участок.
Исковые требования основаны на статьях 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что Администрация не вправе была распоряжаться участком лесного фонда, находящимся в федеральной собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Теруправление, Департамент, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 27.08.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.11.2014, частично удовлетворил иск и признал ничтожным договор аренды от 05.04.2013 N 39; в удовлетворении остальной части иска отказал. Руководствуясь статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX (далее - Основы лесного законодательства СССР), статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 (далее - Основы лесного законодательства РФ), статьями 19 и 72 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997, статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 и статьями 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, суд установил, что по своим техническим характеристикам спорный участок относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, поэтому орган местного самоуправления не имел полномочий на распоряжение данным имуществом. Департамент не являлся стороной ничтожного договора от 05.04.2013 N 39, поэтому его права не могли быть защищены путем применения реституции (пункты 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Не согласившись с данными судебными актами, Колхоз обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
По мнению заявителя, суды нарушили статьи 69 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не приняли во внимание и не оценили вступившее в законную силу решение Ярославского областного суда от 19.07.2012 по делу N 3-29/2012, согласно которому участок имеет сельскохозяйственное назначение; не применили подлежащие применению статью 5 Основ лесного законодательства СССР, статью 6 (абзацы 5 и 6) Основ лесного законодательства Российской Федерации, статью 5 Лесного кодекса РСФСР, статью 5 Земельного кодекса РСФСР, статью 11 Лесного кодекса Российской Федерации от 1997 года, статью 6 Лесного кодекса Российской Федерации от 2006 года, статью 14 (пункт 6) Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ); применили не подлежащие применению нормы лесного законодательства; неправильно истолковали статью 8 Лесного кодекса Российской Федерации и статью 14 Закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ и фактически осуществили перевод спорного земельного участка в категорию земель лесного фонда без согласия правообладателя.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании Прокурор указал на ошибочность аргументов заявителя и просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Колхоза о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Администрация и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав полномочных представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из документов и установил суд, постановлением Администрации от 25.06.1992 N 128 утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов "Мир", "Смена" и "им. Ленина".
На основании постановления Администрации от 06.02.1995 N 47 сельскохозяйственной организации выдано свидетельство от 20.11.1995 N 219 о владении 7936 гектарами прочих земель несельскохозяйственного использования.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 21.05.1998 N 89-п "О передаче участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, в безвозмездное пользование и утверждении нормативов безвозмездного пользования" Пречистинский лесхоз (лесхоз) и колхоз "Мир" (лесопользователь) заключили договор от 17.08.1998 безвозмездного пользования участком лесного фонда в границах землепользования, ранее находившимся во владении колхоза, общей площадью лесного фонда 7821 гектар, сроком на 49 лет, в том числе для заготовки древесины. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 23.11.1998.
В пределах утвержденных органами власти области нормативов безвозмездного пользования платежи за лесные ресурсы, переданные лесопользователю, не взимаются. За древесину, отпущенную сверх установленных нормативов, в установленном порядке подлежит внесению плата (пункты 4.1 и 4.2 договора).
Согласно проекту организации и ведения лесного хозяйства Первомайского сельского лесхоза, составленному в 1999 году ФГУЛП "Брянсклеспроект" Министерства природных ресурсов Российской Федерации, и плану лесонасаждений Колхоза в пользовании организации находилось 7825 гектаров лесных земель, покрытых лесами I и II групп.
По сведениям Государственного кадастра недвижимости, земельный участок площадью 7744 гектара, с кадастровым номером 76:10:000000:26 поставлен на кадастровый учет 24.06.2005 без правоустанавливающих документов, содержащих сведения о категории земель, но отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения по принадлежности правообладателю - сельскохозяйственной организации.
Постановлением Администрации от 09.08.2007 N 390 внесены изменения в постановление от 25.06.1992 N 128, и за Колхозом закреплено на праве собственности 392 гектаров земель (100 гектаров пашни, 81 гектар лесов, 96 гектаров древесно-кустарниковой растительности, 16 гектаров болот, 5 гектаров водных объектов, 38 гектаров дорог, 45 гектаров общественных проездов, дворов, 5 гектаров постройки и 6 гектаров прочих земель) и на праве постоянного (бессрочного) пользования 7936 гектаров (7744 гектара лесов, 97 гектара кустарников, 75 гектаров болот, 6 гектаров водных объектов и 14 гектаров дорог).
Постановлениями Администрации от 27.02.2012 N 95 и от 20.03.2013 N 172 спорный земельный участок отнесен к 5-й группе видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, поскольку на нем располагаются сельские леса.
В порядке приведения договора безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации Департамент (арендодатель) и Колхоз (арендатор) заключили договор аренды от 31.12.2008 N 249 лесного участка площадью 7744 гектара, с кадастровым номером 76:10:000000:26, расположенного в 201 - 237 кварталах Первомайского участкового лесничества ГУ ЯО "Пречистенское лесничество" Первомайского района Ярославской области. По соглашению от 04.05.2012 договор расторгнут.
Приказом Департамента от 08.09.2010 N 706 утвержден проект освоения лесов.
Вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 19.07.2012 по делу N 3-29/2012 признан недействующим подпункт 200 приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначении в категорию земель лесного фонда по причине нарушения порядка проведения названной процедуры, а именно в отсутствие согласия правообладателя участка - Колхоза - на такой перевод.
На основании постановления Администрации от 05.04.2013 N 216 и в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования землей Администрация (арендодатель) и Колхоз (арендатор) заключили договор аренды от 05.04.2013 N 39 земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 76:10:000000:26 сроком на пять лет. Договор зарегистрирован в установленном законном порядке 08.06.2013.
Посчитав, что данная сделка заключена ответчиками в отношении земельного участка лесного фонда, на распоряжение которым орган местного самоуправления не имел полномочий, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В силу пункта 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В то же время Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
В статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен порядок перевода земель из одной категории в другую и предусмотрен перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем, по смыслу пункта 2 этой же статьи, данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6 (пункты 1 и 3) и 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997.
Следовательно, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Суды обеих инстанций установили и материалами дела подтверждается, что спорный земельной участок представляет собой общее землепользование, занят лесными насаждениями, ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд (статья 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX и статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1), и с начала его использования правопредшественником Колхоза фактически по своему целевому назначению был отнесен к землям лесного фонда. Участок продолжает использоваться Колхозом для заготовки древесины, которая возможна только на участках эксплуатационных лесов. Причисление данного участка к лесному фонду также подтверждается материалами лесоустройства. Иных достаточных документов, являющихся основанием для отнесения лесного участка к землям сельскохозяйственного назначения, понятие которым дано в пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица, а решение Ярославского областного суда от 19.07.2012 по делу N 3-29/2012 не является актом о переводе земель из одной категории в другую в смысле, придаваемом Законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В нарушение статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении оспариваемого договора аренды орган местного самоуправления распорядился не принадлежащим ему имуществом в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
В силу изложенных обстоятельств суды правомерно признали договор аренды от 05.04.2013 N 39, заключенный вопреки указанным нормам права, ничтожной сделкой (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Позиция заявителя о необходимости причисления земельного участка с кадастровым номером 76:10:000000:26 к землям сельскохозяйственного назначения является ошибочной, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основана на неверном толковании норм материального права.
Вопреки доводам подателя жалобы, в рамках рассмотренного дела перевод спорного земельного участка, первоначально отнесенного к землям лесного фонда, в иную категорию земель не осуществлен.
В силу приведенных норм права и установленных судами двух инстанций обстоятельств оснований для отмены обжалованных судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не найдено.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.08.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу N А82-13913/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза "Мир" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица, а решение Ярославского областного суда от 19.07.2012 по делу N 3-29/2012 не является актом о переводе земель из одной категории в другую в смысле, придаваемом Законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В нарушение статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении оспариваемого договора аренды орган местного самоуправления распорядился не принадлежащим ему имуществом в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
В силу изложенных обстоятельств суды правомерно признали договор аренды от 05.04.2013 N 39, заключенный вопреки указанным нормам права, ничтожной сделкой (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 апреля 2015 г. N Ф01-570/15 по делу N А82-13913/2013