Нижний Новгород |
|
20 апреля 2015 г. |
Дело N А79-4655/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
закрытого акционерного общества "СМАРТС-Чебоксары"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.11.2014,
принятое судьей Бойко О.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015,
принятое судьями Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., Гущиной А.М.,
по делу N А79-4655/2014
по иску Федерального агентства связи
(ИНН: 7710549038, ОГРН: 1047796500311)
к закрытому акционерному обществу "СМАРТС-Чебоксары"
(ИНН: 2128024538, ОГРН: 1022101131117)
о взыскании задолженности
и у с т а н о в и л :
Федеральное агентство связи (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "СМАРТС-Чебоксары" (далее - ЗАО "СМАРТС-Чебоксары", Общество) о взыскании 2 362 878 рублей 08 копеек задолженности по обязательным платежам в резерв универсального обслуживания.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.11.2014 иск удовлетворен частично: с ЗАО "СМАРТС-Чебоксары" в пользу Агентства взыскана задолженность по обязательным платежам в резерв универсального обслуживания за второй, третий и четвертый кварталы 2011 года, первый и третий кварталы 2012 года, первый, второй и третий кварталы 2013 года в сумме 2 201 478 рублей 09 копеек.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Агентство является ненадлежащим истцом по делу, поскольку не наделено полномочиями фискального органа, а также полномочиями по представлению интересов Российской Федерации при разрешении споров о принудительном взыскании обязательных платежей в доход государства.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Агентство в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Общества, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
ЗАО "СМАРТС-Чебоксары", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "СМАРТС-Чебоксары" является оператором сети общего пользования и осуществляет свою деятельность на основании лицензий N 118013 (услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации) сроком действия с 14.06.2012 по 14.06.2017, N 118014 (услуги подвижной радиотелефонной связи) сроком действия с 16.01.2013 по 16.01.2018, N 118015 (услуги подвижной радиотелефонной связи) сроком действия с 26.12.2013 по 26.01.2017, N 118016 (услуги связи по предоставлению каналов связи) сроком действия с 06.06.2012 по 06.06.2017, N 118017 (услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа) сроком действия с 05.03.2012 по 05.03.2017, N 118018 (телематические услуги связи) сроком действия с 06.06.2012 по 06.06.2017, N 118019 (услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации) сроком действия с 06.06.2012 по 06.06.2017.
Согласно представленным Обществом в Агентство формам расчета базы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания сумма отчислений, подлежащая уплате, составила: за второй квартал 2011 года - 337 594 рубля 51 копейку, за третий квартал 2011 года - 328 666 рублей 54 копейки, за четвертый квартал 2011 года - 315 873 рубля 22 копейки, за первый квартал 2012 года - 292 373 рубля 67 копеек, за второй квартал 2012 года - 285 628 рублей 29 копеек, за третий квартал 2012 года - 275 967 рублей 85 копеек, за первый квартал 2013 года - 229 664 рубля 67 копеек, за второй квартал 2013 года - 220 278 рублей 51 копейку, за третий квартал 2013 года - 201 059 рублей 12 копеек.
Общество 31.07.2012 оплатило задолженность за второй квартал 2012 года в сумме 285 628 рублей 30 копеек.
Агентство направило в адрес оператора связи уведомления от 03.09.2012 N П33-1-58-9849, от 22.03.2013 N П33-1-72-3320, от 24.10.2013 N ВШ-П33-5521, в которых сообщило о наличии задолженности по обязательным отчислениям и необходимости ее погашения.
Неисполнение данных требований послужило основанием для обращения Агентства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 59 и 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", федеральными законами от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2004 N 320, Порядком предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденным приказом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии частично удовлетворил исковое требование. При этом суд исходил из того, что доказательствами по делу подтверждается наличие у Общества задолженности по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания в сумме 2 201 478 рублей 09 копеек.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, формируется резерв универсального обслуживания.
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники (пункт 1 статьи 61 Закона N 126-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 60 Закона N 126-ФЗ базой для расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования предусмотрена в размере 1,2 процента от доходов от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования (пункт 3 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41 "Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по утвержденной форме.
В случае если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (пункт 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Порядок формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 243 "Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания" (далее - Правила N 243).
Согласно пункту 9 Правил N 243 мониторинг правильности и своевременности осуществления операторами связи обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв производится Федеральным агентством связи в порядке, устанавливаемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
При формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год отчисления операторов связи, которые оказывают услуги связи в сети связи общего пользования, в резерв и расходы средств резерва предусматриваются в доходах и расходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (пункт 5 Правил N 243).
В соответствии с пунктами 1 и 5.14 Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2004 N 320, Федеральное агентство связи (Россвязь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.
Федеральными законами от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" определено, что Агентство является главным администратором доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ответчик не произвел обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания за второй, третий и четвертый кварталы 2011 года, первый и третий кварталы 2012 года, первый, второй и третий кварталы 2013 года в сумме 2 201 478 рублей 09 копеек.
Размер обязательных платежей, подлежащих уплате, подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Агентство в пределах предоставленных ему полномочий обратилось в суд с иском о взыскании с Общества задолженности по обязательным платежам в резерв универсального обслуживания, и правомерно удовлетворили исковое требование о взыскании с Общества 2 201 478 рублей 09 копеек задолженности.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.11.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу N А79-4655/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "СМАРТС-Чебоксары" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на закрытое акционерное общество "СМАРТС-Чебоксары".
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.03.2015 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.11.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу N А79-4655/2014 считать утратившим силу.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1 и 5.14 Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2004 N 320, Федеральное агентство связи (Россвязь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.
Федеральными законами от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" определено, что Агентство является главным администратором доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 апреля 2015 г. N Ф01-1229/15 по делу N А79-4655/2014