Нижний Новгород |
|
27 апреля 2015 г. |
Дело N А11-2051/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - товарищества собственников жилья "Заполье" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2014, принятое судьей Поповой З.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014, принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Логиновой О.А., по делу N А11-2051/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (ИНН: 3310003494, ОГРН: 1023302553064)
к товариществу собственников жилья "Заполье" (ИНН: 3305039914, ОГРН: 1033302208708),
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, -Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области,
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к товариществу собственников жилья "Заполье" (далее - Товарищество) о взыскании 163 295 рублей 01 копейки задолженности за поставленную тепловую энергию с 01.09.2013 по 31.01.2014 по договору теплоснабжения от 01.01.2010 N 2174 и 4644 рублей 22 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.10.2013 по 27.02.2014.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Департамент).
Суд решением от 28.08.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014, удовлетворил исковые требования.
При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 307, 395, 424, 539 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- пунктом 4 статьи 154, пунктами 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- пунктом 4, подпунктом 1 пункта 5 статьи 31, пунктом 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении);
- пунктами 47 и 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520;
- пунктами 88 - 93 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406);
- пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354);
- пунктами 21 - 23 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.08.2014 и постановление от 11.12.2014 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы считает, что суды неправомерно приняли правовую позицию Общества и не учли положения договора теплоснабжения от 01.01.2010 N 2174 и дополнительного соглашения от 18.04.2011, заключенных Обществом и Товариществом; полагает, что истец необоснованно изменил в одностороннем порядке согласованную сторонами методику расчета за горячую воду, применив в расчетах сторон двухкомпонентный тариф.
В отзывах на кассационные жалобы Общество и Департамент отклонили доводы заявителя, считают обжалованные судебные акты законными и обоснованными. Общество просило оставить решение и постановление без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседание суда округа не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу N А11-2051/2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество (энергоснабжающая организация) и Товарищество (потребитель) заключили договор теплоснабжения от 01.01.2010 N 2174, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась отпускать потребителю тепловую энергию в горячей воде для отопления, технологических нужд и горячую воду для нужд хозяйственно-питьевого водоснабжения, а потребитель - принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию в горячей воде для отопления, технологических нужд и горячую воду для нужд хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В пунктах 5.2 и 5.3 договора (в редакции соглашения от 18.04.2011) предусмотрено, что оплата потребленной горячей воды и тепловой энергии производится по тарифам, утвержденным Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области, в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Во исполнение условий договора Общество с 01.09.2013 по 31.01.2014 поставило Товариществу тепловую энергию и горячую воду и выставило счета-фактуры на общую сумму 808 133 рубля 29 копеек.
При расчете задолженности по оплате горячей воды Общество применило двухкомпонентный тариф, утвержденный постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 16.04.2013 N 6/4 (в редакции постановления от 25.07.2013 N 15/1), который состоит из стоимости тепловой энергии - 1601,56 руб./Гкал и стоимости холодной воды - 10,12 руб./куб.м.
Неполная оплата потребленной тепловой энергии и горячей воды послужила основанием для обращения Общества с иском в Арбитражный суд Владимирской области.
Разногласия у спорящих сторон возникли по поводу порядка определения стоимости горячей воды. Истец считает правильным определять стоимость коммунального ресурса исходя из двухкомпонентного тарифа, утвержденного постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 16.04.2013 N 6/4 (в редакции постановления от 25.07.2013 N 15/1). Ответчик полагает, что стоимость ресурса должна определяться на основании одноставочного тарифа на горячую воду в размере 126,15 руб./куб.м, установленного названным актом регулирующего органа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные в статьях 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным с водоснабжением через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Из части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении следует, что тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение Закона о водоснабжении Основами ценообразования N 406.
Из пунктов 88, 89, 90 и 92 Основ ценообразования N 406 следует, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за один кубический метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за один кубический метр холодной воды и платы за один кубический метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В спорный период отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг гражданам, регулировались Правилами N 354.
Условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту (пункт 13 Правил N 354).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил N 354). Для применения названного приложения к Правилам N 354 при расчете платы за коммунальные услуги используется в отношении объема горячей воды кубический метр (примечания N 1 раздела VI приложения N 2 к Правилам N 354).
В то же время в пункте 2 раздела VI приложения N 2 к Правилам N 354 указано, что названный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы. В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), настоящий расчет подлежит применению с учетом правил применения таких тарифов (цен), установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
Из постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 16.04.2013 N 6/4 (в редакции постановления от 25.07.2013 N 15/1), установившего для расчетов за горячую воду двухкомпонентный тариф, следует, что оно принято на основании Закона о водоснабжении и Основ ценообразования N 406. Названное решение регулирующего органа принято в период действия Закона о водоснабжении и не признано недействующим в установленном порядке.
Суды установили и Товарищество не оспорило, что управляемый им многоквартирный жилой дом оборудован закрытой системой теплоснабжения и общедомовым прибором учета горячей воды, который учитывает объемы как потребленной воды, так и тепловой энергии.
При этих обстоятельствах суды правомерно сочли правильным определять стоимость горячей воды исходя из двухкомпонентного тарифа, установленного регулирующим органом.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Иная оценка исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в полномочия кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу N А11-2051/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Заполье" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
...
Из постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 16.04.2013 N 6/4 (в редакции постановления от 25.07.2013 N 15/1), установившего для расчетов за горячую воду двухкомпонентный тариф, следует, что оно принято на основании Закона о водоснабжении и Основ ценообразования N 406. Названное решение регулирующего органа принято в период действия Закона о водоснабжении и не признано недействующим в установленном порядке."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2015 г. N Ф01-1080/15 по делу N А11-2051/2014