Нижний Новгород |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А38-3285/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.05.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.12.2014, принятое судьей Вопиловским Ю.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А38-3285/2014
по заявлению Министерства образования и науки Республики Марий Эл (ИНН: 1200001363, ОГРН: 1021200779313)
о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 03.06.2014 N 17,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл,
и установил:
Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - Управление) от 03.06.2014 N 17.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.
Решением суда от 09.12.2014 требование Министерства частично удовлетворено: представление Управления признано недействительным в части установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, (пункт 2), как не соответствующее действующему законодательству. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 18.02.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт.
По мнению Управления, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании законодательства, а судебные акты подлежат отмене ввиду неправильного применения норм материального права, а именно части 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 (далее - Правила предоставления субсидий), пункта 5 Порядка предоставления в 2011 - 2013 годах субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов на модернизацию муниципальных систем общего образования, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.08.2011 N 255 (далее - Порядок предоставления субвенций).
Управление считает, что работы по замене окон бесспорно относятся к капитальному ремонту, в связи с чем оснований для признания представления от 03.06.2014 N 17 недействительным и незаконным у судов не было.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании централизованного задания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 16.01.2014 N 01-05-25/294@, Программы проверки, утвержденной Федеральной службой финансово-бюджетного надзора 10.02.2014, приказа Управления от 17.04.2014 N 26, удостоверения от 17.04.2014 N 26 специалисты Управления провели проверку соблюдения Министерством целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на модернизацию региональных систем общего образования в 2012, 2013 годах.
При проведении проверки были выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:
- вопреки пункту 3 статьи 132 БК РФ, пункту 13 Правил предоставления субсидий в 2013 году Министерством не были соблюдены условия предоставления субсидий - не достигнут установленный показатель результативности "Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики" (при плане 100 процентов выполнение составило 94,7 процента), что привело к излишнему расходованию 5 437 760 рублей субсидий, выделенных из федерального бюджета на реализацию комплекса мер по модернизации региональных систем образования (пункт 1 представления);
- вопреки пункту 10 статьи 158 БК РФ, пункту 2 Правил предоставления субсидий, пункту 5 Порядка предоставления субвенций Министерство по четырем муниципальным образованиям не обеспечило соблюдение получателями субвенций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, по причине отнесения стоимости работ по капитальному ремонту - работ по замене окон на мероприятие "Развитие школьной инфраструктуры" в 2012 году на сумму 3 115 000 рублей, в 2013 году на сумму 469 900 рублей (пункт 2 представления).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 23.05.2014.
По окончании проверки Управление вынесло представление от 03.06.2014 N 17 об устранении нарушений бюджетного законодательства, в котором Министерству было предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; проинформировать Управление о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 10 рабочих дней с даты его исполнения.
Министерство, посчитав представление Управления не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 38, подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 158, пунктом 3 статьи 265, пунктом 2 статьи 266.1, пунктами 1, 2 статьи 270.2 БК РФ, пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктами "г", "з" пункта 2, подпунктом "в" пункта 4, подпунктом "д" пункта 6, подпунктом "а" пункта 8, пунктами 13, 14, 18 Правил предоставления субсидий, пунктами 3, 4, подпунктами "г", "з" пункта 5, пунктами 11, 13, 14 Порядка предоставления субвенций, подпунктами "г", "з" пункта 2, подпунктом "а" пункта 6 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, соглашениями от 17.02.2012 N 18G64.24.0033, от 28.02.2013 N 18G64.24.0029, статьей 65, частью 3.1 статьи 70, статьями 71, 162, 167 - 170, 176, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ, Арбитражный суд Республики Марий Эл частично удовлетворил требование Министерства: представление Управления признал недействительным в части установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов (пункт 2), как не соответствующее действующему законодательству. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту 3.1 пункта 2 статьи 158 БК РФ распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
На основании подпунктов "г", "з" пункта 2 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мер по модернизации общего образования субъектов Российской Федерации, который включает одно или несколько следующих мероприятий: развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования); проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 Правительством Республики Марий Эл утвержден Порядок предоставления субвенций, устанавливающий механизм предоставления субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов на модернизацию муниципальных систем общего образования.
В силу пункта 3 Порядка предоставления субвенций субвенции, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета Республики Марий Эл, передаются бюджетам городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субвенций на модернизацию муниципальных систем общего образования, заключаемого между Министерством и администрациями городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления субвенций условием предоставления субвенций является наличие в городских округах и муниципальных районах Республики Марий Эл комплекса мер по модернизации муниципальных систем общего образования, утвержденного нормативно-правовым актом городского округа, муниципального района и согласованного с Министерством.
В подпунктах "г", "з" пункта 5 Порядка предоставления субвенций установлено, что комплекс мер включает одно или несколько из следующих мероприятий: развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования); проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений.
Согласно пунктам 11, 13, 14 Порядка предоставления субвенций субвенции бюджетам городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл из республиканского бюджета Республики Марий Эл, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в республиканский бюджет Республики Марий Эл в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Ответственность за целевое использование субвенций возлагается на органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, выделенных на указанные выше цели, возлагается на Министерство.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий, Порядком предоставления субвенций, Комплексом мер по модернизации общего образования в Республике Марий Эл в 2013 году и на период до 2020 года, утвержденным Председателем Правительства Республики Марий Эл от 25.02.2013, муниципальными образованиями Республики Марий Эл заключены соглашения с Министерством о порядке и условиях предоставления субвенций на модернизацию муниципальных систем общего образования, разработаны комплексы мер по модернизации муниципальных систем общего образования, планы-графики, в которых замена окон в зданиях общеобразовательных учреждений отнесена к мероприятию "Развитие школьной инфраструктуры".
Как видно из материалов дела, Комплекс мер по модернизации общего образования Горномарийского муниципального района в 2012 году, утвержденный постановлением администрации Горномарийского муниципального района от 14.02.2012 N 104, по мероприятию "Развитие инфраструктуры" по МБОУ "Усолинская СОШ" (МУ Отдел образования администрации "Горномарийский муниципальный район") предусматривал замену оконных блоков на сумму 401 000 рублей.
Комплекс мер по модернизации общего образования в муниципальном образовании "Мари-Турекский муниципальный район в 2012 году, утвержденный постановлением администрации Мари-Турекского муниципального района от 02.03.2012 N 121, прилагаемый к нему план-график по мероприятию "Развитие школьной инфраструктуры" по МБОУ "Сысоевская средняя общеобразовательная школа имени С.Р. Суворова" (Отдел образования и по делам молодежи администрации МО "Мари-Турекский муниципальный район") предусматривали ремонт окон в спортивном зале на сумму 110 000 рублей, установку ограждения на сумму 10 000 рублей.
Комплекс мер по модернизации общего образования в муниципальном образовании "Параньгинский муниципальный район" в 2012 году, утвержденный постановлением администрации МО "Параньгинский муниципальный район" от 14.02.2012 N 38-П (в редакции постановления от 26.12.2012 N 533-П), прилагаемый к нему план-график по мероприятию "Развитие школьной инфраструктуры" предусматривали: по МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" на текущий ремонт помещений - 699 200 рублей, в том числе ремонт окон - 492 000 рублей; МБОУ "Параньгинская средняя общеобразовательная школа" на текущий ремонт помещений (ремонт окон) - 525 000 рублей; МБОУ "Куракинская средняя общеобразовательная школа" на текущий ремонт помещений (ремонт окон) - 425 000 рублей (Отдел образования и по делам молодежи администрации МО "Параньгинский муниципальный район").
Комплекс мер по модернизации общего образования в муниципальном районе "Параньгинский муниципальный район" в 2013 году, утвержденный постановлением администрации МО "Параньгинский муниципальный район" от 04.04.2013 N 93-П (в редакции постановления от 27.12.2013 N 454-П), прилагаемый к нему план-график по мероприятию "Развитие школьной инфраструктуры" по МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" (отдел образования и по делам молодежи администрации МО "Параньгинский муниципальный район") на текущий ремонт предусматривали 759 900 рублей (окна - 469 900 рублей, сантехника - 10 000 рублей, труба водопроводная - 10 000 рублей, ремонт кровли - 35 000 рублей, система отопления - 35 000 рублей, ремонт подвала - 200 000 рублей).
Комплекс мер по модернизации в 2012 году муниципальной системы общего образования в муниципальном образовании "Советский муниципальный район", утвержденный постановлением администрации Советского муниципального района от 15.03.2012 N 118, прилагаемый к нему план-график по мероприятию "Развитие школьной инфраструктуры" по МОУ "Вятская средняя общеобразовательная школа" предусматривали выделение средств на замену оконных блоков, частичный ремонт системы водоснабжения - 698 000 рублей; по МОУ "Оршинская основная общеобразовательная школа имени академика Ожиганова Л.И.": на замену оконных блоков - 88 000 рублей; по МОУ "Солнечная средняя школа": на замену оконных блоков, ремонт пола - 376 000 рублей.
На основании пунктов 4, 5 Порядка предоставления субвенций на реализацию мероприятий, предусмотренных комплексами мер по модернизации муниципальных систем образования, соглашениями с муниципальными образованиями, МО "Горномарийский муниципальный район", МО "Мари-Турекский муниципальный район", МО "Параньгинский муниципальный район", МО "Советский муниципальный район" были выделены субвенции на модернизацию муниципальных систем общего образования.
Управление посчитало, что предусмотренные в комплексах мер по модернизации муниципальных систем общего образования по мероприятию "Развитие школьной инфраструктуры" замена и ремонт оконных блоков не относятся к мероприятиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 2 Правил предоставления субсидий (текущему ремонту), а удовлетворяют признакам капитального ремонта (подпункт "з" пункта 2 Правил предоставления субсидий).
Суды установили, что предусмотренные комплексами мер по модернизации муниципальных систем образования работы по развитию школьной инфраструктуры в МБОУ "Усолинская СОШ", МБОУ "Сысоевская средняя общеобразовательная школа имени С.Р. Суворова", МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Гурмаша", МБОУ "Параньгинская средняя общеобразовательная школа", МБОУ "Куракинская средняя общеобразовательная школа", МОУ "Вятская средняя общеобразовательная школа", МОУ "Оршинская основная общеобразовательная школа", МОУ "Солнечная средняя общеобразовательная школа", оплаченные за счет средств субсидии, выполнены полностью, соответствуют утвержденным органами местного самоуправления комплексам и планам-графикам, для реализации которых выделялись средства, а также пункту 2 Правил предоставления субсидий.
В силу пункта 4.1 ВСН 58-88 (р) Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом приложении N 7.
Согласно приложению N 1 к ВСН 58-88 (р) текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей, в силу приложения N 7 к ВСН 58-88 (р) к текущему ремонту относится смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); постановка доводчиков, пружин, упоров и пр., смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков; врезка форточек.
В силу приложения N 3 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, к текущему ремонту зданий и сооружений относятся: укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазки фальцев замазкой; смена неисправных оконных и дверных приборов.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или замена таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей (приложение N 1 к ВСН 58-88 (р)).
На основании приложения N 8 к МДС 13-14.2000 капитальный ремонт предполагает полную смену ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов.
Проанализировав указанные нормативные акты, суды пришли к выводу о том, что к капитальному ремонту относятся работы по замене всех дверных и оконных заполнений в здании. Частичная их замена без постановки на капитальный ремонт объекта или его части может быть отнесена к работам по текущему ремонту.
Сведения о суммах, составляющих стоимость работ по замене окон, которые отражены в акте проверки, представлении исходя из показателей, запланированных в комплексах мер по модернизации муниципальных систем общего образования, планах-графиках мероприятий, не соответствовали сведениям о реально произведенных расходах на эти цели.
Суды установили, что выполнение работ, оплачиваемых за счет спорных субсидий в 2012, 2013 годах, произведено:
- по МБОУ "Усолинская СОШ" (при запланированных на замену оконных блоков 401 000 рублей) по договору от 17.08.2012 N 1 по изготовлению, доставке и установке пластиковых окон, отливов, заключенному между МБОУ "Усолинская СОШ" (заказчик) и ИП Ивановым С.А. (исполнитель), произведен ремонт окон, включая замену на пластиковые окна с установкой отливов, на сумму 397 800 рублей;
- по МБОУ "Сысоевская средняя общеобразовательная школа имени С.Р. Суворова" (при запланированных на ремонт окон в спортивном зале 110 000 рублей, на ограждение 10 000 рублей), согласно объяснительной МУ "Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" от 25.11.2014 N 2108, средства в объеме 110 000 рублей, предназначенные для ремонта окон в МБОУ "Сысоевская средняя общеобразовательная школа имени С.Р. Суворова", были направлены на развитие школьной инфраструктуры в других образовательных учреждениях муниципального района. Ремонт окон в спортивном зале МБОУ "Сысоевская средняя общеобразовательная школа имени С.Р. Суворова" было решено включить в план ремонтных работ на 2013 - 2016 годы. Оставшиеся 10 000 рублей из запланированных израсходованы на приобретение по договору поставки от 30.06.2012, товарной накладной от 13.07.2012 N 06407 краски для ремонта помещений школы, который провели рабочие по обслуживанию зданий;
- по МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша": за 2012 год (при запланированных на текущий ремонт 699 200 рублей) - по гражданско-правовому договору от 28.05.2012 N 0308300036912000002-0239084-01, заключенному между МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" (заказчик) и ООО "Производственно-коммерческая фирма "ИМТЭКС" (подрядчик), выполнены работы по замене оконных блоков на сумму 386 278 рублей 25 копеек; по договору от 02.07.2012 N 265, заключенному между МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" (заказчик) и ООО "Производственно-коммерческая фирма "ИМТЭКС" (подрядчик), выполнены работы по замене оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ на сумму 50 000 рублей; по договору от 04.05.2013 N 187, заключенному между МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" (заказчик) и ООО "Производственно-коммерческая фирма "ИМТЭКС" (подрядчик), выполнены работы по замене оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ на сумму 99 900 рублей; за 2013 год (при запланированных на ремонт окон 469 900 рублей) - по гражданско-правовому договору от 16.05.2013, заключенному между МБОУ "Куянковская средняя общеобразовательная школа им. Гайнана Курмаша" (заказчик) и ООО ПКФ "САВВА" (подрядчик), выполнены работы по замене оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ на сумму 378 893 рубля 2 копейки;
- по МБОУ "Параньгинская средняя общеобразовательная школа" (при запланированных на текущий ремонт помещений (ремонт окон) 525 000 рублей) - по договору от 01.06.2012 N 1/1, заключенному между МБОУ "Параньгинская средняя общеобразовательная школа" (заказчик) и ООО "Взгляд" (подрядчик), выполнены работы по установке конструкций из ПВХ профиля на сумму 98 767 рублей 75 копеек; по гражданско-правовому договору от 28.05.2012 N 0308300037912000001-0236651-01, заключенному между МБОУ "Параньгинская средняя общеобразовательная школа" (заказчик) и ООО "Взгляд" (подрядчик), выполнены работы по замене оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ на сумму 426 232 рубля 25 копеек;
- по МБОУ "Куракинская средняя общеобразовательная школа" (при запланированных на текущий ремонт помещений (ремонт окон) 425 000 рублей) - по гражданско-правовому договору от 28.05.2012 N 0308300040312000002-0236192-01, заключенному между МБОУ "Куракинская средняя общеобразовательная школа" (заказчик) и ООО "БиК" (подрядчик), выполнены работы по замене оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ на сумму 425 000 рублей; по договору от 24.09.2012 N 509, заключенному между МБОУ "Куракинская средняя общеобразовательная школа" (заказчик) и ООО "Офисстиль" (исполнитель), выполнены работы по изготовлению и установке пластиковых окон на сумму 33 666 рублей 65 копеек;
- по МОУ "Вятская средняя общеобразовательная школа" (при запланированных на замену оконных блоков, частичный ремонт системы водоснабжения 698 000 рублей) - по гражданско-правовому договору от 04.05.2012 N 4, заключенному между МОУ "Вятская средняя общеобразовательная школа" (заказчик) и ООО ПКФ "ИМТЭКС" (подрядчик), выполнены работы по замене деревянных оконных блоков на пластиковые окна на сумму 296 611 рублей; оставшиеся 401 389 рублей потрачены на приобретение радиаторов чугунных, утеплителя, скоб, теплоизоляции, дверей филенчатых, линолеума, плинтусов, заглушек, сантехнического оборудования, труб, электродов, задвижек, отводов, изоляции, линокрома, праймера битумного, гипсокартона, фанеры, цемента, краски, саморезов, дюбелей, грунтовки для ремонта, изготовление и установку металлических дверей, ремонт внутренних откосов (перечень приобретенного имущества, работ и договоров приведен в дополнении к заявлению от 05.12.2014);
- по МОУ "Солнечная средняя общеобразовательная школа" (при запланированных на замену оконных блоков, ремонт пола 376 000 рублей) - по договору купли-продажи столярных изделий от 26.03.2012 N 7, заключенному между МОУ "Солнечная средняя общеобразовательная школа" (покупатель) и ИП Полевщиковым В.И. (продавец), приобретены оконные блоки на сумму 99 800 рублей. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по списанию материально-технических средств от 16.01.2012 N 1 приобретенные оконные блоки предназначены для использования при проведении текущего ремонта хозяйственным способом силами работников образовательного учреждения; оставшиеся 276 200 рублей потрачены на приобретение дверей металлических, линолеума, уголков, клея, выполнение ремонтных работ (перечень приобретенного имущества, работ и договоров приведен в дополнении к заявлению от 05.12.2014);
- по МОУ "Оршинская основная общеобразовательная школа имени академика Ожиганова Л.И." (при запланированных на замену оконных блоков 88 000 рублей) - по договору поставки от 27.03.2012 N П 3-2012, заключенному между МОУ "Оршинская основная общеобразовательная школа имени академика Ожиганова Л.И." (покупатель) и ООО "Жилкомплектстрой" (поставщик), приобретены оконные блоки на сумму 88 000 рублей. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по списанию материально-технических средств от 25.01.2012 N 1 приобретенные оконные блоки предназначены для использования при проведении текущего ремонта хозяйственным способом силами работников образовательного учреждения.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что из результатов исследования представленных Министерством договоров, первичных документов на выполнение работ по замене окон, приобретение оконных блоков, не усматривается, что выполненные ремонтные работы являлись капитальным ремонтом. При этом подтвержденные данными документами расходы полностью соответствовали целям развития школьной инфраструктуры, предусмотренным подпунктом "г" пункта 2 Правил предоставления субсидий, подпунктом "г" пункта 5 Порядка предоставления субвенций, утвержденным органами местного самоуправления комплексам мер по модернизации муниципальных систем общего образования, планам-графикам мероприятий (с учетом внесенных изменений).
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно посчитали, что Управление в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что спорные работы по замене и ремонту оконных блоков относились исключительно к капитальному ремонту.
Таким образом, суды обоснованно признали незаконным вывод Управления о нарушениях, изложенных в пункте 2 представления.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.12.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу N А38-3285/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу приложения N 3 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, к текущему ремонту зданий и сооружений относятся: укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазки фальцев замазкой; смена неисправных оконных и дверных приборов.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или замена таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 мая 2015 г. N Ф01-1469/15 по делу N А38-3285/2014