Нижний Новгород |
|
15 мая 2015 г. |
Дело N А79-10230/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
при участии представителей
от истца: Шимина В.Л. (приказ от 28.01.2013 N 02-01-07/03), Николаевой Л.В. (доверенность от 03.09.2014 N 645),
от ответчика: Мандравиной Т.Н. (доверенность от 12.01.2015 N 05/14-41), Волковой И.В. (доверенность от 12.01.2015 N 05/14-43)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Чувашской Республики - Чувашии в лице Министерства финансов Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.10.2014, принятое судьей Новожениной О.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015, принятое судьями Насоновой Н.А., Родиной Т.С., Тарасовой Т.И., по делу N А79-10230/2013
по иску Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта (ИНН: 2124000215, ОГРН: 1022100904990)
к Чувашской Республике - Чувашии в лице Министерства финансов Чувашской Республики (ИНН: 2128017900, ОГРН: 1022101151071)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики,
и установил:
Новочебоксарское муниципальное унитарное предприятие троллейбусного транспорта (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Чувашской Республике - Чувашии в лице Министерства финансов Чувашской Республики (далее - Министерство финансов) о взыскании 10 647 300 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство транспорта) и Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Министерство здравоохранения).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.10.2014 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 решение суда оставлено без изменения.
Министерство финансов не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, истец не доказал наличие убытков от оказания услуг по перевозке пассажиров в 2011 - 2013 годах, так как предоставленный расчет без данных, полученных при натуральных обследованиях соответствующих периодов нельзя признать обоснованным.
Подробно доводы Министерства финансов приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Предприятие в отзыве на жалобу и представители в судебном заседании возразили относительно доводов Министерства финансов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Министерство транспорта в отзыве на жалобу поддержало доводы Министерства финансов, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Министерство здравоохранения отзыв на жалобу не предоставило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.05.2014.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие является коммерческой организацией, осуществляющей перевозку пассажиров городским электротранспортом.
В период с 2011 по 2013 год Предприятие предоставило льготный проезд отдельным категориям граждан, относящихся к ведению субъекта Российской Федерации.
В связи с отказом Министерства финансов возместить расходы по перевозке льготных категорий граждан Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 71 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 16, 124, 426, 786, 789, 790, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил исковое требование. Суд пришел к выводам о доказанности факта возникновения у Предприятия убытков вследствие предоставления льготного проезда гражданам и об обязанности субъекта Российской Федерации возместить их истцу.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Кодекса).
В статье 1069 Кодекса установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Кодекса).
В пункте 5 статьи 790 Кодекса предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 - 19 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду, предоставленные отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
На основании статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике", пункту 3 приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2004 N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен (тарифов) по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2006 N 314 "О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров" утверждено "Положение о льготном проездном билете для льготных категорий граждан" (приложение N 3 к постановлению), определяющее порядок приобретения льготного проездного билета для льготных категорий граждан, указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению (далее - льготный проездной билет), и реализации ими права на проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси).
Согласно пункту 1.2 указанного Положения льготный проездной билет при наличии документа, подтверждающего право гражданина на получение мер социальной поддержки, является основанием для бесплатного проезда всех категорий граждан, указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению, на транспорте общего пользования городского автомобильного, электрического и пригородного автомобильного (до 50 километров) сообщений (кроме такси). Льготный проездной билет является именным документом, выпускаемым на бумажном носителе, образец которого утверждается Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (пункт 1.3 Положения). Реализация права на проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси) гражданами, указанными в приложении N 2 к постановлению, осуществляется при предъявлении льготного проездного билета и документа, подтверждающего право гражданина на получение мер социальной поддержки. При отсутствии у пассажира льготного проездного билета или документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, проезд оплачивается на общих основаниях (пункт 1.5 Положения).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения основанием для приобретения льготного проездного билета являются документы, подтверждающие право гражданина на получение мер социальной поддержки и его постоянное или преимущественное проживание на территории Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.12.2010 N 406 до введения интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИСС "Социальная карта") стоимость месячного льготного проездного билета для проезда на территории Чувашской Республики на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси) отдельных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Чувашской Республики (льготные категории граждан), указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению, с 21.12.2010 установлена в размере 500 рублей (пункт 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2006 N 314).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.01.2013 N 29 "О мерах по внедрению временного социального электронного проездного билета на общественном пассажирском транспорте на территории Чувашской Республики", вступившим в силу 08.02.2013, утверждены "Правила реализации и использования временного социального электронного проездного билета"; Министерство информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по внедрению временного социального электронного проездного билета для безналичной оплаты проезда отдельных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Чувашской Республики; Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики поручено утвердить: перечень маршрутов, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии временного социального электронного проездного билета; перечень транспортных организаций, осуществляющих перевозку льготных категорий граждан при наличии временного социального электронного проездного билета; порядок распределения между организациями транспорта, обслуживающими маршруты, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии временного социального электронного проездного билета, денежных средств, полученных от продажи и пополнения денежными средствами указанного билета; форму бланка временного социального электронного проездного билета.
Правила реализации и использования временного социального электронного проездного билета регулируют порядок реализации льготным категориям граждан и использования ими временного социального электронного проездного билета (далее - ЭЛПБ) для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного (до 50 километров) сообщений (кроме такси) на территории Чувашской Республики на маршрутах регулярных автомобильных перевозок, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан.
Согласно пункту 1.1 Правил ЭЛПБ предназначен для автоматизированного учета факта проезда льготных категорий граждан на маршрутах городского и пригородного сообщений.
ЭЛПБ используется для проезда на маршрутах городского и пригородного сообщений и на маршрутах, определенных транспортным оператором. Для обеспечения возможности проезда с использованием ЭЛПБ пользователю необходимо ежемесячно своевременно производить пополнение ЭЛПБ (пункт 6.1). Право проезда по ЭЛПБ при его пополнении в установленных размере и порядке предоставляется с первого по последнее число месяца (пункт 5.1).
В соответствии с пунктом 5.4 Правил ЭЛПБ не имеет ограничений по числу поездок в течение месяца, за который произведена оплата.
Пунктами 6.2 и 6.3 Правил установлено, что при проезде с использованием системы пользователю необходимо предъявить кондуктору (водителю) ЭЛПБ для регистрации факта проезда мобильным терминалом кондуктора; ЭЛПБ может быть использован только пользователем, на имя которого он оформлен. Кондуктор (водитель) вправе дополнительно проверить наличие документа, подтверждающего принадлежность лица к льготным категориям граждан.
В Чувашской Республике - Чувашии в спорный период порядок возмещения убытков Предприятием при осуществлении перевозки по льготным проездным билетам установлен не был, договоры по возмещению таких убытков с Предприятием не заключались, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Предприятие с 2011 по 2013 предоставило льготный проезд отдельным категориям граждан, относящихся к ведению субъекта Российской Федерации.
Расчет убытков истца основан на следующих показателях: количество льготных проездных билетов, реализованных льготникам республиканского регистра в спорный период; доля истца в перевозке; стоимость проездного билета на транспорте истца; фактическое количество поездок региональных льготников по данным ООО "Единая транспортная карта"; доходы от пополнения денежными средствами временных социальных электронных проездных билетов.
Данный расчет составлен Министерством финансов (том 2, лист дела 28). При этом убытки исчислены только за май - декабрь 2012 года в сумме 2 249 800 рублей и за 2013 год в сумме 8 397 500 рублей.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что понесенные Предприятием расходы на перевозку отдельных категорий граждан по льготной цене согласно статьям 16, 1069 и 1071 Кодекса являются реальным ущербом, причиненным в результате неисполнения субъектом Российской Федерации обязанности по компенсации указанных затрат.
Представленный истцом в арбитражный суд расчет суммы понесенных им расходов судами проверен и признан правомерным.
Аналогичный порядок расчета убытков признан обоснованным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2015 N 305-ЭС14-7799, от 28.04.2015 N 305-ЭС14-6992, от 28.04.2015 N 305-ЭС14-6995.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о возмещении убытков.
Суд признает необоснованным довод о том, что истец не доказал наличие убытков от оказания услуг по перевозке пассажиров в 2011 - 2013 годах, так как предоставленный расчет без данных, полученных при натуральных обследованиях соответствующих периодов нельзя признать обоснованным, поскольку убытки за 2011 год составленным расчетом не исчислены, а в 2013 году осуществлялся фактический учет льготной перевозки по ЭЛПБ.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационных жалоб не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.10.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу N А79-10230/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Чувашской Республики - Чувашии в лице Министерства финансов Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду, предоставленные отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что понесенные Предприятием расходы на перевозку отдельных категорий граждан по льготной цене согласно статьям 16, 1069 и 1071 Кодекса являются реальным ущербом, причиненным в результате неисполнения субъектом Российской Федерации обязанности по компенсации указанных затрат."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2015 г. N Ф01-1579/15 по делу N А79-10230/2013