Нижний Новгород |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А82-8164/2013 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителя открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания": Чубарук А.С., доверенность от 30.12.2013,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2014, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015, принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Великоредчаниным О.Б., по делу N А82-8164/2013
по заявлениям открытого акционерного общества "Рыбинская городская электросеть" (ИНН: 7610096000, ОГРН: 1127610001936) и открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" (ИНН: 7606052264, ОГРН: 1057601050011)
о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Редозубова Оксана Андреевна,
и установил:
открытое акционерное общество "Рыбинская городская электросеть" (далее - ОАО "Рыбинская горэлектросеть", сетевая организация) и открытое акционерное общество "Ярославская сбытовая компания" (далее - ОАО "ЯСК", гарантирующий поставщик) обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление) от 22.04.2013 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 03-03/48-12, в соответствии с которым каждый из заявителей признан нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). Сетевая организация также просила признать незаконным выданное в ее адрес на основании данного решения обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Указанные заявления приняты к производству арбитражного суда, по ним возбуждены производства по делам N А82-8164/2013 и А82-8820/2013.
Определением суда от 03.02.2014 дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения; делу присвоен номер А82-8164/2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Редозубова Оксана Андреевна.
Решением суда от 08.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 решение суда оставлено без изменения.
ОАО "ЯСК" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Действия ОАО "ЯСК" по направлению письма от 23.04.2012 N 12-12/323 не могут быть расценены как злоупотребление доминирующим положением. Доведение до сведения потребителя информации о возможном отключении электроэнергии в случае неоплаты счета за электроэнергию, потребленную в процессе безучетного потребления, нельзя расценивать в качестве угрозы. При направлении письма ОАО "ЯСК" не было намерено вводить ограничение режима потребления электроэнергии в отношении потребителя, а лишь проинформировало абонента о возможности введения такого ограничения. В рассматриваемом случае реальная возможность введения ограничения и, соответственно, ущемления интересов потребителя отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
ОАО "Рыбинская горэлектросеть" в отзыве поддержало доводы жалобы и заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Управление и Редозубова О.А. отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.05.2012 в Управление поступило заявление гражданки Редозубовой О.А. о нарушении со стороны ОАО "ЯСК" требований антимонопольного законодательства, что выразилось в содержащейся в письме от 23.04.2012 угрозе отключения электрической энергии в жилом доме по адресу: город Рыбинск, улица Бадаева, дом 139.
Управление в ходе комиссионного рассмотрения возбужденного на основании данного заявления дела о нарушении антимонопольного законодательства N 03-03/48-12 установило, что ОАО "ЯСК" является гарантирующим поставщиком электрической энергии, целью деятельности которого является поставка электроэнергии потребителям на территории Ярославской области.
Между ОАО "ЯСК" и Редозубовой О.А. заключен договор электроснабжения (лицевой счет N 500012168). Услуги по передаче электрической энергии до потребителя осуществляет сетевая организация ОАО "Рыбинская горэлектросеть".
Сотрудники МУП "Рыбинская горэлектросеть" (правопредшественника ОАО "Рыбинская горэлектросеть") 20.03.2012 провели проверку индивидуального прибора учета в жилом доме Редозубовой О.А. по адресу: город Рыбинск, улица Бадаева, дом 139, по результатам которой составили акт осмотра приборов учета от 20.03.2012 N 20.03/ШС-01 и акт о безучетном потреблении электроэнергии от 20.03.2012 N 20.03/РА-01.
Согласно акту осмотра приборов учета N 20.03/ШС-01 причиной осмотра является внеплановая проверка, в ходе которой обнаружено, что на клеммной крышке прибора учета отсутствует пломба. Потребителю выдано предписание: в десятидневный срок вызвать электромонтера для опломбировки счетчика. Предписание исполнено: согласно акту сдачи-приемки работ от 28.03.2012 счетчик в доме Редозубовой О.А. опломбирован.
В соответствии с актом о безучетном потреблении электроэнергии N 20.03/РА-01 на клеммной крышке прибора учета отсутствует пломба энергоснабжающей организации. В акте отражены сведения о мощности электроприемников (три обогревателя мощностью 1 кВт, 1,25 кВт и 2 кВт), указано лицо, присутствовавшее при проверке, - мать, Иванова Т.А.; записаны объяснения представителя потребителя о замене в сентябре 2011 года ввода с изоляторов дома до прибора учета; приведен расчет объема недоучтенной электроэнергии по присоединенной мощности путем умножения мощности электроприемника на 12 часов работы в сутки и на 172 дня работы, что составило 8772 кВт/ч.
Акт о безучетном потреблении электроэнергии от 20.03.2012 N 20.03/РА-01 письмом от 10.04.2012 N 544 был направлен в ОАО "ЯСК" с просьбой предоставить в МУП "Рыбинская горэлектросеть" подтверждение о начислении объемов безучетного потребления электрической энергии.
ОАО "ЯСК" направило Редозубовой О.А. письмо от 23.04.2012 N 12-12/323 и счет-фактуру от 30.04.2012 N 40012168 на оплату объема безучетного потребления (3941 кВт/ч) на сумму 9655 рублей 45 копеек, указав, что акт безучетного потребления должен быть оплачен в течение 10 дней с момента получения, в противном случае абонент будет отключен от электросети.
Управление посчитало, что проверка индивидуального прибора учета в доме Редозубовой О.А. проведена сотрудниками сетевой организации с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), а именно без уведомления потребителя, в его отсутствие, без его ведома и при участии неуполномоченных им лиц, случайно оказавшихся по указанному адресу во время проверки.
По результатам рассмотрения дела Комиссия Управления приняла решение от 08.04.2013 (в полном объеме изготовлено 22.04.2013), которым признала ОАО "Рыбинская горэлектросеть" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, что выразилось в составлении акта о безучетном потреблении электроэнергии от 20.03.2012, не соответствующего нормативным требованиям, предъявляемым к данному акту, и в неправомерном расчете объема безучетного потребления (пункт 1). ОАО "ЯСК" нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, что выразилось в направлении с нарушением установленной процедуры введения ограничения режима потребления электрической энергии в адрес Редозубовой О.А. письма от 23.04.2012 N 12-12/323, содержащего угрозу отключения электроэнергии.
ОАО "Рыбинская горэлектросеть" и ОАО "ЯСК" выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Гарантирующему поставщику предписано отозвать письмо от 23.04.2012 N 12-12/323 и счет-фактуру от 30.04.2012 N 40012168, направленные Редозубовой О.А. На сетевую организацию возложена обязанность отозвать направленные ОАО "ЯСК" письмо от 10.04.2012 N 544 и акт о безучетном потреблении электроэнергии от 20.03.2012 N 20.03/РА-01, а также акт о безучетном потреблении электроэнергии от 20.03.2012 N 20.03/РА-01, направленный Редозубовой О.А.
ОАО "ЯСК" выданное в свой адрес предписание исполнило и не оспаривало.
Общества не согласились с решением и выданным в адрес сетевой организации предписанием и обратились в Арбитражный суд Ярославской области с настоящими заявлениями.
Руководствуясь статьями 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 3 и 4 Федерального закона от 07.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьями 5 Федерального закона N 135-ФЗ, пунктами 50, 80 и 81 Правил N 307, пунктами 79, 155, 147 и 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 и действовавших в рассматриваемый период (далее - Основные положения), суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых ненормативных актов Управления и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.
В части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ содержится запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Федерального закона N 135-ФЗ необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Как установили суды, приказом Управления от 26.12.2006 N 87 ОАО "ЯСК" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов в географических границах Ярославской области по виду деятельности "торговля электрической энергией" с долей на рынке более 65 процентов.
Кроме того, приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 07.12.2007 N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО "ЯСК" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
Таким образом, ОАО "ЯСК", занимающее доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области, обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
В качестве злоупотребления доминирующим положением Управление квалифицировало действия ОАО "Рыбинская горэлектросеть" по проведению проверки прибора учета без уведомления потребителя, составлению акта о безучетном потреблении электроэнергии от 20.03.2012, не соответствующего нормативным требованиям, предъявляемым к данному акту, неправомерному расчету объема безучетного потребления, а также действия ОАО "ЯСК" по направлению Редозубовой О.А. с нарушением установленной процедуры введения ограничения режима потребления электрической энергии письма от 23.04.2012 N 12-12/323, содержащего угрозу отключения электроэнергии.
Суды пришли к выводу, что, исходя из сложившейся схемы договорных отношений между гарантирующим поставщиком, сетевой организацией и потребителями, ОАО "ЯСК" и ОАО "Рыбинская горэлектросеть" совместными действиями осуществляли поставку электрической энергии коммунальным потребителям, поэтому во избежание нарушений прав граждан должны были руководствоваться Правилами N 307.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размера платы за коммунальные услуги в жилых домах, оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется исходя из показаний приборов учета.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 50 Правил N 307 исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще одного раза в шесть месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.
Право субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии, предусмотрено также пунктом 151 Основных положений.
Согласно указанной норме в случае выявления фактов безучетного потребления электрической энергии допускается отказ гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
При выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.
В силу пункта 152 Основных положений по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель. Отказ потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представителя от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а равно отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном этими лицами.
На необходимость присутствия при составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии потребителя или его представителя указано также в Регламенте о порядке составления и оборота актов безучетного потребления, являющемся приложением к заключенному ОАО "ЯСК" и МУП "Рыбинская горэлектросеть" договору купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) от 01.11.2009 N 05-4/7-29.
Таким образом, исполнитель при проведении проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб должен уведомить потребителя о проведении проверки, предварительно согласовав с потребителем ее время. Обязанность уведомить потребителя о предстоящей проверке именно в письменной форме законодательно не установлена. Вместе с тем лицо, которое направило такое уведомление, должно располагать доказательствами получения потребителем соответствующего уведомления и при необходимости представить их.
Как следует из материалов дела и установили суды, в рассматриваемом случае соответствующее уведомление потребителю не направлялось. В то же время представленные в материалы дела документы содержат противоречивые сведения о том, что присутствовавшая при проведении проверки в доме и подписавшая составленные по результатам проверки акты Иванова Т.А. состояла в родственных отношениях с Редозубовой О.А. Сама Редозубова О.А. с составленными актами не согласилась, настаивала на том, что пломба на индивидуальном приборе учета имелась, и утверждала, что не наделяла Иванову Т.А. полномочием на подписание актов.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что при отсутствии доказательств заблаговременного уведомления абонента о проведении проверки и при недоказанности того обстоятельства, что Иванова Т.А. могла быть представителем потребителя, процедуру проведения проверки нельзя признать соблюденной, а составленные по ее результатам акты - объективно свидетельствующими о наличии нарушений.
Суды правомерно посчитали, что в результате действий сетевой организации Редозубова О.А. была лишена возможности присутствовать при проведении проверки и подтвердить в акте правильность фиксации ее результатов. Составление по результатам проверки, проведенной с нарушением обязательной процедуры, акта о безучетном потреблении электроэнергии и его направление в ОАО "ЯСК" привело к выставлению со стороны гарантирующего поставщика потребителю счета на оплату неучтенной электроэнергии, сумма в котором необоснованно рассчитана без учета нормативов потребления и без соблюдения Основных положений, что в совокупности свидетельствует об ущемлении или наличии угрозы ущемления прав и законных интересов Редозубовой О.А.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 80 Правил N 307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае, неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей три ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
В пункте 81 Правил N 307 установлены действия, которые в обязательном порядке должен предпринять исполнитель коммунальной услуги, прежде чем ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги.
Так, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 данных Правил, в следующем порядке: а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу; б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя; в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении одного месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Суды установили, что в рассматриваемом случае ОАО "ЯСК" направило потребителю Редозубовой О.А. письмо от 23.04.2012 N 12-12/323 с угрозой отключения от электроснабжения в случае неоплаты безучетно потребленной электрической энергии в десятидневный срок, без указания на то, что отключение будет произведено в соответствии с действующим законодательством, вследствие чего потребителю был существенно сокращен срок, установленный для урегулирования вопроса о погашении задолженности в целях избежания отключения электроэнергии.
Таким образом, гарантирующим поставщиком не соблюден порядок направления сведений о возможном введении ограничения режима потребления электрической энергии, составляющей частью которого является направление соответствующего уведомления. Действия ОАО "ЯСК" по направлению указанных сведений с нарушением установленного порядка ущемляют интересы потребителя, поскольку создают непосредственную угрозу прекращения энергоснабжения.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях ОАО "ЯСК" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ и правомерно отказали ОАО "ЯСК" в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по делу N А82-8164/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что в рассматриваемом случае ОАО "ЯСК" направило потребителю Редозубовой О.А. письмо от 23.04.2012 N 12-12/323 с угрозой отключения от электроснабжения в случае неоплаты безучетно потребленной электрической энергии в десятидневный срок, без указания на то, что отключение будет произведено в соответствии с действующим законодательством, вследствие чего потребителю был существенно сокращен срок, установленный для урегулирования вопроса о погашении задолженности в целях избежания отключения электроэнергии.
Таким образом, гарантирующим поставщиком не соблюден порядок направления сведений о возможном введении ограничения режима потребления электрической энергии, составляющей частью которого является направление соответствующего уведомления. Действия ОАО "ЯСК" по направлению указанных сведений с нарушением установленного порядка ущемляют интересы потребителя, поскольку создают непосредственную угрозу прекращения энергоснабжения.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях ОАО "ЯСК" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ и правомерно отказали ОАО "ЯСК" в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2015 г. N Ф01-1744/15 по делу N А82-8164/2013
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1744/15
04.02.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11235/14
08.11.2014 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-8164/13
25.07.2013 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-8164/13