Нижний Новгород |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А79-7605/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Малыгиной Н.А. (доверенность от 14.10.2014), Скуратова Б.В., директора (протокол общего собрания от 27.05.2014 N 26)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.02.2015, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Мальковой Д.Г., по делу N А79-7605/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВВС" (ИНН: 2128040226, ОГРН: 10221011133812) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 24.06.2014 по делу N 39/04-АМЗ-2013,
третьи лица - открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Чебоксары", общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары", индивидуальный предприниматель Альгин Сергей Александрович,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВВС" (далее - Общество, ООО "ВВС") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 24.06.2014 по делу N 39/04-АМЗ-2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Чебоксары" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Чебоксары"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары"), индивидуальный предприниматель Альгин Сергей Александрович (далее - ИП Альгин С.А., Предприниматель).
Решением суда первой инстанции от 11.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.04.2015, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили пункт 6 Правил недискриминационного доступа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила недискриминационного доступа) и статью 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ, Закон о газоснабжении). Вывод судов о том, что ООО "ВВС" не нарушило запрет, установленный этими нормами, не соответствует фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Ссылаясь на статью 253 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Положение об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370, Управление полагает, что любая организация на территории Российской Федерации имеет право на недискриминационный доступ к местным газораспределительным сетям для транспортировки газа к покупателям.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании относительно доводов заявителя возразили.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу просил отменить судебные акты по настоящему делу.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Чувашрегионгаз" и ООО "ВВС" заключили договор поставки газа от 15.12.2010 N Р59-5-4072/333.
Согласно пункту 2.1 договора поставщик (ООО "Чувашрегионгаз") обязуется поставлять с 01.01.2011 по 31.12.2016 газ горючий природный и/или газ природный горючий сухой отбензиненный, нефтяной попутный, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, до сетей газораспределительной организации - ОАО "Чувашсетьгаз" (далее - ГРО) и обеспечивать его транспортировку силами ГРО до границ(ы) трубопроводов(а) ГРО, технологически связанных(ого) с точками подключения, принадлежащих покупателю (ООО "ВВС"), к газораспределительным сетям, а покупатель принимать (отбирать) газ с соблюдением режима газопотребления для использования на газопотребляющем оборудовании его точек подключения.
ОАО "Чувашсетьгаз" письмом 08.10.2010 N 04-431 выдало технические условия на присоединение к газораспределительным сетям котельных ООО "ВВС", расположенных по адресу: город Чебоксары, улица Крупской, дом 18: N 1 "А" с одним котлом Микро-75; N 1 "Б" с одним котлом Микро-75; N 2 с двумя котлами Микро-50; N 3 с двумя котлами АОГВ-30; N 4 с двумя котлами Микро-50.
ООО "Чувашрегионгаз" письмом от 06.08.2010 N 04-01-12/3883 согласовало использование природного газа в качестве топлива для газоснабжения объектов производственной базы ООО "ВВС":
- котельной N 1 (с двумя котлами Микро-75 (по 75 кВт каждый)), в объеме 39,6 тыс. м куб./год;
- котельной N 2 (с двумя котлами Микро-50 (по 50 кВт каждый)), в объеме 29,91 тыс. м куб./год;
- котельной N 3 (с двумя котлами АОГВ-30 (по 30 кВт каждый)), в объеме 16,53 тыс. м куб./год;
- котельной N 4 (с двумя котлами Микро-50 (по 50 кВт каждый)), в объеме 25,72 тыс. м куб./год; расположенных по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Крупской, дом 18, начиная с третьего квартала 2010 года. Поставка газа предполагалась осуществляться с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" на основе договорных отношений с ООО "Чувашрегионгаз".
04.04.2012 ООО "ВВС" (заказчик) и ОАО "Чувашсетьгаз" (подрядчик) заключили договор подряда N 4-09-0002/35, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по газоснабжению и газооборудования котельных по улице Крупской, дом 18 города Чебоксары согласно рабочему проекту, в том числе котельных 1 "А" и 1 "Б", расположенных в пристрое к нежилому одноэтажному кирпичному зданию с одноэтажным кирпичным пристроем, площадью 732,7 квадратного метра, инв. N 7941, литеры Б, Б1.
05.10.2012 ООО "ВВС" (продавец) и ИП Альгин С.А. (покупатель) заключили договор купли-продажи нежилых зданий и земельного участка N 1, согласно которому предметом продажи являются нежилые здания, расположенные по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Крупской, дом 18, литеры Б, Б1 и В, а также земельный участок площадью 3992 квадратных метра, на котором расположены указанные нежилые здания.
По акту приема-передачи от 05.10.2012 ИП Альгину С.А. переданы:
- нежилое одноэтажное кирпичное здание с одноэтажным кирпичным пристроем, назначение: нежилое, этажность - 1, общая площадь - 732,7 квадратного метра, инв. N 7941, литеры Б, Б1;
- нежилое одноэтажное металлическое здание, назначение: нежилое, этажность - 1, общая площадь 225,4 квадратного метра, инв. N 7941, литера В;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий, кадастровый номер 21:01:030509:206.
Таким образом, на момент продажи указанных ранее нежилых зданий и земельного участка N 1, нежилые здания, расположенные по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Крупской, дом 18, литеры Б, Б1 и В, были газифицированы.
01.11.2012 ОАО "Чувашсетьгаз" и ООО "ВВС" заключили договор N 09-0111/24 на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обслуживание газового оборудования и газопроводов коммунально-бытовых, промышленных, сельскохозяйственных предприятий и общественных зданий.
В соответствии с договором исполнитель ОАО "Чувашсетьгаз" обязуется производить техническое обслуживание, ремонт (замену) и аварийно-диспетчерское обслуживание газового оборудования и газогенераторной нежилого помещения, расположенного по адресу: 428000, Чувашская Республика, улица Крупской, дом 18 (пункт 1.1).
Согласно акту от 15.11.2012 осуществлен первичный пуск газа в теплогенераторных по причине ввода в эксплуатацию по адресу: город Чебоксары, улица Крупской, дом 18.
На основании акта разграничения эксплуатационной ответственности от 08.11.2012, границей раздела эксплуатационной ответственности между филиалом "Чебоксарыгоргаз" ОАО "Чувашсетьгаз", осуществляющим функции газораспределительной организации на территории Чувашской Республики, и ООО "ВВС", является точка врезки газопровода для газоснабжения котельных, расположенных по улице Крупской, дом 18, в городе Чебоксары в распределительный газопровод среднего давления, находящийся у ОАО "Чувашсетьгаз" на праве аренды.
В ведении ОАО "Чувашсетьгаз" находится арендуемый распределительный газопровод до места присоединения в него газопровода для подачи газа в котельные; в ведении ООО "ВВС" находятся газопровод среднего давления от места врезки, ШРП, фасадный и внутренний газопроводы низкого давления, газовое оборудование котельных.
15.11.2012 согласно наряду-допуску 15-11-21 был произведен пуск газа в ГРПШ и котельные ООО "ВВС", в том числе в котельные N 1А и 1Б, расположенныю по адресу: город Чебоксары, улица Крупской, дом 18 (письмо ОАО "Чувашсетьгаз" от 08.11.2013 N 09/1536).
09.01.2013 ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" и ИП Альгин С.А. заключили договор поставки газа N р59-5-4326/333, в соответствии с условиями которого ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" обязалось поставлять ИП Альгину С.А. газ горючий природный, а ИП Альгин С.А. обязался принимать газ горючий природный и оплачивать его денежными средствами, в целях газоснабжения производственного здания, находящегося по адресу: город Чебоксары, улица Крупской, 18.
В соответствии с пунктом 2.1 договора поставки газа поставщик обязуется поставлять газ до сетей газораспределительной организации (далее - ГРО) - ОАО "Чувашсетьгаз" и обеспечивать его транспортировку силами ГРО до границы трубопроводов ГРО, технологически связанных с точками подключения, принадлежащих покупателю, к газораспределительным сетям, а покупатель принимать (отбирать) газ с соблюдением режима газопотребления для использования на газопотребляющем оборудовании его точек подключения.
С 01.09.2013 в отсутствие уведомления поставщика о прекращении подачи газа прекращена подача газа на вышеуказанный объект ИП Альгина С.А.
Предприниматель 09.09.2013 обратился в ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" с заявлением о возобновлении поставки природного газа и надлежащем исполнении договора газоснабжения.
10.09.2013 в результате совместного осмотра территории представителями ИП Альгина С.А., ООО "ВВС", ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" и ОАО "Чувашсетьгаз" выявлено, что прекращение подачи газа вызвано демонтажем части газопровода (путем вырезки отрезка трубы длиной около одного метра) с установкой заглушки со стороны подачи газа (пункт 8 акта от 10.09.2013).
Работы по демонтажу части газопровода произведены ООО "АВАКС" по поручению ООО "ВВС". По результатам проведенных работ составлен акт освидетельствования скрытых работ от 10.09.2013.
03.10.2013 письмом ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" N 08-02-02/5870 сообщило, что 09.01.2013 ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" и ИП Альгин С.А. заключили договор поставки газа в связи с отчуждением потребителем природного газа (ООО "ВВС") одного из его зданий с котельными N 1 "А" и "Б". ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" в текущем году не производило никаких мероприятий по ограничению или прекращению поставки газа ИП Альгину С.А., не принимало по этому поводу никаких решений. На границе трубопроводов ГРО ОАО "Чувашсетьгаз", технологически связанных с точками подключения ИП Альгина С.А., природный газ для его отбора имеется в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора поставки газа.
ИП Альгин С.А. обратился с заявлением в антимонопольный орган, так как посчитал, что ООО "ВВС" совершены неправомерные действия по демонтажу части газопровода и прекращению подачи газа на объект Предпринимателя.
На основании обращения ИП Альгина С.А. антимонопольный орган возбудил дело N 39/04-АМЗ-2013 о нарушении ООО "ВВС" антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
24.06.2014 по результатам рассмотрения дела N 39/04-АМЗ-2013 комиссия Управления вынесла решение о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.
При этом решением установлен факт нарушения ООО "ВВС" требований пункта 6 Правил N 861, и статьи 26 Закона о газоснабжении.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО "ВВС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом о защите конкуренции, Законом о газоснабжении и исходил из того, что Управление не доказало законность и обоснованность ненормативного акта.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из оспариваемого решения Управления следует, что антимонопольный орган сделал вывод о несоблюдении ООО "ВВС" установленного пунктом 6 Правил N 861 и статьей 26 Закона о газоснабжении запрета в связи с ограничением подачи газа на объекты ИП Альгина С.А.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Законом о газоснабжении.
На основании статьи 26 Закона о газоснабжении организациям-собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающее антимонопольное законодательство, в том числе, создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Норма статьи 26 Закона о газоснабжении является общей и носит отсылочный характер. Перечень действий, нарушающих антимонопольное законодательство, является открытым.
В данном споре перечисленные в статье 26 Закона о газоснабжении требования относятся к действиям на товарном рынке.
Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае отсутствовал факт создания препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа.
Суды обоснованно посчитали, что Правила N 861 не могли применяться, так как они не регулировали отношения в сфере газоснабжения.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что антимонопольный орган необоснованно квалифицировал действия ООО "ВВС" как нарушающие пункт 6 Правил N 861 и статью 26 Закона о газоснабжении.
Вопрос о соответствии действий ООО "ВВС" нормам Закона о защите конкуренции суды не исследовали, так как не вправе подменять собой уполномоченный государственный орган.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно не нашли оснований для признания Общества субъектом ответственности по пункту 6 Правил N 861 и статье 26 Закона о газоснабжении, в связи с чем правильно удовлетворили требование ООО "ВВС" и признали недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа как не соответствующее действующему законодательству и нарушающее права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что заявитель освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 по делу N А79-7605/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно посчитали, что Правила N 861 не могли применяться, так как они не регулировали отношения в сфере газоснабжения.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что антимонопольный орган необоснованно квалифицировал действия ООО "ВВС" как нарушающие пункт 6 Правил N 861 и статью 26 Закона о газоснабжении.
Вопрос о соответствии действий ООО "ВВС" нормам Закона о защите конкуренции суды не исследовали, так как не вправе подменять собой уполномоченный государственный орган.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно не нашли оснований для признания Общества субъектом ответственности по пункту 6 Правил N 861 и статье 26 Закона о газоснабжении, в связи с чем правильно удовлетворили требование ООО "ВВС" и признали недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа как не соответствующее действующему законодательству и нарушающее права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июня 2015 г. N Ф01-2076/15 по делу N А79-7605/2014