Нижний Новгород |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А82-8839/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2015.
Полный текст постановления изготовлен 24.06.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
при участии представителей
от ответчика: Чистяковой Н.Ю. (доверенность от 17.09.2012), Лендел О.А. (доверенность от 25.12.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015, принятое судьями Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е., Сандаловым В.Г., по делу N А82-8839/2014
по иску открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" (ОГРН: 1021100807452, ИНН: 1103019252)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании пеней за просрочку в доставке грузов
и установил:
открытое акционерное общество "Воркутауголь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - Железная дорога) о взыскании (с учетом уточнения) 209 192 рублей 12 копеек пеней за просрочку доставки грузов по 30 железнодорожным накладным.
Исковые требования основаны на статьях 33, 97, 122, 123, 125 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), статьях 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.10.2014 исковые требования удовлетворены частично: с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца взыскано 142 000 рублей пеней, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.10.2014 изменено, с ответчика в пользу истца взыскано 100 800 рублей пеней, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, необоснован вывод суда второй инстанции об отсутствии оснований для взыскания пеней по железнодорожным накладным ЭЫ973775, ЭЫ589644.
Общество не обеспечило явку представителя в судебное заседание.
Представители Железной дороги в судебном заседании возразили против доводов жалобы, представили отзыв на жалобу.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как видно из материалов дела и установили суды, ответчик осуществил доставку в адрес истца порожних вагонов по 17 транспортным железнодорожным накладным.
Посчитав, что вагоны доставлены с нарушением сроков, истец начислил ответчику пени и заявил претензию от 24.07.2013 N 16-6/1728 с требованием об уплате пени в сумме 791 246 рублей 78 копеек.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца в сумме 184 790 рублей 24 копеек и, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскал с ответчика в пользу истца 142 000 рублей пеней.
Суд второй инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания пеней по железнодорожным накладным ЭЫ973775, ЭЫ589644.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27).
Общие критерии исчисления момента окончания срока доставки груза определены в пункте 10 Правил N 27.
В подпункте 6.6 пункта 6 Правил N 27 предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Согласно абзацу 2 пункта 6.7 Правил N 27 о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка определенного содержания.
Основания и порядок задержки вагонов регулируются пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
В пункте 4.6 Правил N 26 предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
В соответствии с пунктами 2.4, 2.6 Распоряжения открытого акционерного общества "РЖД" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению открытым акционерным обществом "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Методические рекомендации) на станции задержки вагонов, контейнеров начальник станции или уполномоченный им работник (далее - уполномоченный работник) фиксирует содержание распоряжения начальника Дирекции управления движением в книге входящих приказов (распоряжений). После отставления поезда от движения информирует телеграфным сообщением начальника станции назначения и уполномоченного представителя Дирекции о дате и времени прибытия поезда, его номере и индексе, количестве задерживаемых в пути следования вагонов, контейнеров.
Уполномоченный работник станции назначения регистрирует поступившие распоряжения в книге входящих приказов (распоряжений) и на основании распоряжения и телеграммы (телефонограммы) начальника станции задержки вагонов, контейнеров передает извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования, в котором указывается полная информация о задержанных вагонах, контейнерах, составляется в двух экземплярах и регистрируется в книге исходящей документации.
Указанное распоряжение направлено на защиту прав грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, которые, получив подобное извещение, могут принять меры к устранению причин, повлекших задержку поезда, и тем самым минимизировать наступление возможных неблагоприятных последствий.
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе обстоятельств задержки груза в пути следования в случаях, указанных в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Возразив против пропуска срока доставки груза, следовавшего в вагонах по спорным железнодорожным накладным ЭЫ973775, ЭЫ589644 ответчик представил:
- распоряжения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 05.06.2013 N 2373, распоряжение об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования от 15.06.2013 N 2525;
- составленные по факту задержки вагонов акты общей формы, с указанием причин задержки вагонов, контейнеров, номера поезда, количества задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, даты и времени простоя;
- телеграмму от 05.06.2013;
- извещения от 05.06.2013 N 122, от 15.06.2013 N 137;
- памятки приемосдатчика;
- ведомости подачи и уборки вагонов.
В спорных железнодорожных накладных имеются отметки о задержке вагонов на станции Охотпост по причине, зависящей от грузополучателя, и данные о составлении актов общей формы.
Акты общей формы подтверждают факт задержки спорных вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя (невыполнение технологического срока оборота вагонов).
Эти акты соответствуют требованиям пункта 3.5 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", согласно которому акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Акты общей формы, составленные на станции назначения, подписаны грузополучателем с возражениями, однако ссылка истца на то, что грузополучатель письменного отказа от приема вагонов на свои пути не направлял, не может свидетельствовать о неприеме вагонов на станции назначения по независящим от грузополучателя причинам.
В обоснование нарушения технологического срока оборота вагонов, определенного договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества по станции Воркута Северной ж.д., согласно которому технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования установлен равным 18,0 часам (параграф 8), ответчик представил памятки приемосдатчика и ведомости подачи-уборки вагонов, подписанные истцом без возражений, а также графики-памятки занятия путей станции Мульда Северной железной дороги.
Учитывая изложенное, в силу пункта 6.6 Правил N 27 пени по спорным отправкам в сумме 53 612 рублей 73 копеек начислены истцом неправомерно.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, в связи с чем они сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции не входит.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А28-8839/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания и порядок задержки вагонов регулируются пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
...
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе обстоятельств задержки груза в пути следования в случаях, указанных в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
...
Акты общей формы подтверждают факт задержки спорных вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя (невыполнение технологического срока оборота вагонов).
Эти акты соответствуют требованиям пункта 3.5 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", согласно которому акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2015 г. N Ф01-1970/15 по делу N А82-8839/2014