Нижний Новгород |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А79-5253/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Андреева П.П. (доверенность от 01.10.2014),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжский текстиль" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.11.2014, принятое судьей Павловой О.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-5253/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжский текстиль" (ИНН: 5258053260, ОГРН: 1045207279853)
о признании частично незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 16.05.2014 по делу N 3/04-АМЗ-2014
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Волжский текстиль" (далее - ООО "Волжский текстиль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 16.05.2014 по делу N 3/04-АМЗ-2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Стрелец" (далее - ООО "Стрелец"), общество с ограниченной ответственностью "Пурга" (далее - ООО "Пурга"), открытое акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Чувашская энергосбытовая компания").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.11.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Волжский текстиль" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. По его мнению, ООО "Стрелец" несмотря на отсутствие договора потребляло электроэнергию и не оплачивало ее за период с 29.10.2013 по 17.01.2014, что является законным основанием для прекращения подачи электрической энергии.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Общества, посчитав принятые судебные акты законными и обоснованными.
Управление, ООО "Стрелец", ООО "Пурга", ОАО "Чувашская энергосбытовая компания", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.01.2014 в Управление поступило заявление ООО "Стрелец" на действия ООО "Волжский текстиль", ОАО "Чувашская энергосбытовая компания" о нарушении антимонопольного законодательства, выраженного в ограничении подачи электрической энергии, антимонопольным органом было возбуждено дело N 3/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела Управление 16.05.2014 приняло решение, согласно пункту 1 которого признало Общество нарушившим требования пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Посчитав, что пункт 1 решения антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3, 5, 6, 20, 25, 26, 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о законности пункта 1 решения Управления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ под услугами по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В статьях 5, 6 Федерального закона N 35-ФЗ определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.
Одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (пункт 1 статьи 20 Федерального закона N 35-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
С учетом приведенных норм сложившееся технологическое соединение электрических сетей и энергопринимающих устройств не может быть прервано на каких бы то ни было участках, поскольку к общим принципам организации экономических отношений, определенных статьей 6 Федерального закона N 35-ФЗ, отнесено технологическое единство электроэнергетики и обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, являющееся необходимым условием стабильности гражданского оборота, соблюдения прав добросовестных потребителей электроэнергии.
Таким образом, все ограничения в подаче электрической энергии должны выполняться субъектами электроэнергетики, собственниками и иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, в строгом соответствии с требованиями Федерального закона N 35-ФЗ, указами Президента Российской Федерации и принятыми в соответствии с вышеуказанным законом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Контроль за соблюдением организациями коммерческой инфраструктуры порядка недискриминационного доступа к оказываемым ими услугам обеспечивает Федеральный антимонопольный орган (часть 8 статьи 25 Федерального закона N 35-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 25 Федерального закона N 35-ФЗ обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.
Основаниями для прекращения электроснабжения в соответствии со статьями 26, 38 Федерального закона N 35-ФЗ являются: факт ненадлежащего технологического присоединения к электрическим сетям; аварийная ситуация на объектах электроэнергии; ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 собственники и иные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии.
Вместе с тем переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами N 861.
В силу пункта 33 Правил N 861 перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение трех дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.
Как видно из материалов дела, ООО "Волжский текстиль" (абонент) и ООО "Стрелец" (субабонент) заключили договор от 01.09.2008 N 107/08 (далее - договор), согласно условиям которого абонент передает через собственную присоединенную сеть субабоненту электроэнергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором (пункт 1.1 договора).
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.02.2011, являющимся неотъемлемой частью договора, энергопринимающие устройства ООО "Стрелец" технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства Общества. Следовательно, у ООО "Стрелец" имеется единственный способ подключения - только от электросетей близ расположенной организации ООО "Волжский текстиль".
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что договор от 01.09.2008 N 107/08 расторгнут Обществом в одностороннем порядке 17.05.2013 с письменным уведомлением за один месяц до момента расторжения и с соблюдением пунктов 2 и 15 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442. Причиной одностороннего расторжения договора явилась задолженность ООО "Стрелец" за потребленную электроэнергию.
ООО "Волжский текстиль" 13.01.2014 уведомило ООО "Стрелец" о полном прекращении подачи электрической энергии после 15.01.2014 и освобождении Общества от ответственности за возможные негативные последствия для ООО "Стрелец" в результате полного прекращения подачи электроэнергии. Кроме того, Общество сослалось также на то, что ООО "Стрелец" безучетно и бездоговорно потребляло электроэнергию за июнь - ноябрь 2013 года.
Согласно акту об отключении электроэнергии от 17.01.2014 полное прекращение подачи Обществом электрической энергии ООО "Стрелец" произведено 17.01.2014.
Однако, как установили суды, ООО "Волжский текстиль" обращалось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к ООО "Стрелец" о взыскании долга за бездоговорное потребление электрической энергии. При этом Общество ссылалось на безучетное и бездоговорное потребление ООО "Стрелец" электроэнергии и необходимость ее оплаты.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 23.12.2013, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.09.2014, отказал Обществу в удовлетворении иска, поскольку ООО "Волжский текстиль" недоказало факт безучетного потребления ООО "Стрелец" электрической энергии.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия задолженности по оплате электроэнергии со стороны ООО "Стрелец".
Следовательно, недоказанность наличия у абонемента (ООО "Стрелец") задолженности по оплате электрической энергии не давало Обществу право ограничивать поставку электроэнергии.
В свою очередь, ООО "Стрелец" 03.02.2014 заключило договор энергоснабжения N 01-01/05-595 с ОАО "Чувашская энергосбытовая компания".
В этой связи 03.02.2014 ОАО "Чувашская энергосбытовая компания" направило Обществу уведомление об осуществлении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию в отношении энергопринимающих устройств ООО "Стрелец". Однако представитель Общества не явился на процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию, что подтверждается актом от 03.02.2014.
Согласно письму от 07.02.2014 N 07/014-344 ОАО "Чувашская энергосбытовая компания" указало ООО "Волжский текстиль" на необходимость подачи напряжения в сторону электроустановок ООО "Стрелец".
ООО "Стрелец" направило в адрес ОАО "Чувашская энергосбытовая компания" письмо от 10.02.2014 об отсутствии энергоснабжения на объектах, расположенных по адресу: Чувашская Республика, город Новочебоксарск, улица 10-й Пятилетки, вл.17И, вл. 17К, в отношении которых заключен договор от 03.02.2014 N 01-01/05-595.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что действия ООО "Волжский текстиль" по прекращению перетока электрической энергии на объекты ООО "Стрелец" при отсутствии объективных причин, повлекших такие действия, нарушали пункт 6 Правил N 861 и Федеральный закон N 35-ФЗ.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и направленными на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба ООО "Волжский текстиль" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.11.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу N А79-5253/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжский текстиль" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Волжский текстиль".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что договор от 01.09.2008 N 107/08 расторгнут Обществом в одностороннем порядке 17.05.2013 с письменным уведомлением за один месяц до момента расторжения и с соблюдением пунктов 2 и 15 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442. Причиной одностороннего расторжения договора явилась задолженность ООО "Стрелец" за потребленную электроэнергию.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что действия ООО "Волжский текстиль" по прекращению перетока электрической энергии на объекты ООО "Стрелец" при отсутствии объективных причин, повлекших такие действия, нарушали пункт 6 Правил N 861 и Федеральный закон N 35-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2015 г. N Ф01-1948/15 по делу N А79-5253/2014