Нижний Новгород |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А82-15105/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2015.
Полный текст постановления изготовлен 02.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - садоводческого некоммерческого товарищества "Розалия" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2014, принятое судьей Марусиным В.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015, принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., по делу N А82-15105/2014
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Розалия" (ИНН: 7604260565, ОГРН: 1147604006659)
к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля, Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля
о признании незаконным отказа
и установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Розалия" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление), Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - Департамент) и мэрии города Ярославля (далее - Мэрия) о признании незаконным отказа Управления в предоставлении земельных участков, содержащемся в письме от 19.09.2014 N 06-05/7446, и о возложении обязанности утвердить и выдать заявителю в месячный срок со дня вступления решения в законную силу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявленные требования основаны на статьях 9, 10, 11, 29, 34, 80 и 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статье 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статье 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) и мотивированы неправомерными действиями Управления, выразившимися в отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 05.12.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015, отказал в удовлетворении заявления, поскольку заявитель претендует на получение земельного участка в собственность в нарушение действующего законодательства, следовательно, в действиях заинтересованных лиц отсутствуют признаки нарушения закона и, как следствие, нарушения прав Товарищества.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, как незаконные, необоснованные и принятые с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя, суды обеих инстанций не дали надлежащей оценки законности отказа в предоставлении земельного участка.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, поэтому в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2014 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Товарищество создано по решению четырех учредителей от 04.04.2014 с целью удовлетворения потребности членов Товарищества в продукции сельскохозяйственного назначения для личного потребления, проведения досуга и укрепления здоровья на базе совместного освоения земельного участка, предоставленного Товариществу и его членам (пункт 2.1 устава). При создании Товарищество не наделялось земельным участком.
На основании обращений Товарищества в письмах Управления от 29.04.2014 N 03 03-07/3175 и Департамента от 21.07.2014 N 5023 заявителю был разъяснен порядок оформления земельного участка для создания садоводческого некоммерческого партнерства.
Товарищество 21.07.2014, ссылаясь на положения статьи 14 Закона N 66-ФЗ и на Правила землепользования и застройки города Ярославля, утвержденные решением Муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 N 201 (далее - Правила N 201), обратилось в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: город Ярославль, Заволжский район, улицы Старые Кусенки в районе дома 30, и - между садоводческим некоммерческим товариществом "Сельхозтехника" и садоводческим некоммерческим товариществом "Проектировщик", для создания и размещения дачного хозяйства.
Товарищество 31.07.2014 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении для создания дачного хозяйства земельного участка, расположенного по адресу: город Ярославль, Заволжский район, в районе улицы Косая горка и садоводческого некоммерческого товарищества "Резинотехника-6", указав статью 14 Закона N 66-ФЗ и Правила N 201 в качестве основания предоставления земли.
Оба заявления (от 21.07.2014 и 31.07.2014) не содержат просьбы о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ и о выдаче схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также не указаны сведения о предполагаемом размере земельных участков и испрашиваемом праве на землю.
В письме от 19.09.2014 N 06-05/7446 Управление сообщило Товариществу о том, что Мэрия не располагает фондом перераспределения земель для их предоставления физическим лицам для размещения садоводческих, огороднических и дачных хозяйств.
Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, сославшись на то, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пункте 1 статьи 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
В пункте 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном ЗК РФ и Законом N 66-ФЗ.
Места размещения садоводческих и огороднических некоммерческих организаций определяются путем территориального зонирования.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 12 Закона N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункты 1 и 2 статьи 80 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В силу приведенных норм земельные участки садоводческим и огородническим некоммерческим объединениям могут быть предоставлены из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения с учетом зонирования территории. Вопросы, связанные с формированием, выбором и предоставлением земельного участка, рассматриваются органом местного самоуправления после поступления заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к обоснованным выводам, что заявитель обратился в Управление с просьбой предоставить земельный участок именно для создания и размещения дачного хозяйства в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона N 66-ФЗ, в связи с чем земельные участки могли быть предоставлены заявителю лишь при соблюдении условий, предусмотренных нормами Закона N 66-ФЗ, которые им не соблюдены, следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, и что оспариваемый отказ Управления соответствует положениям статей 13 и 14 Закона N 66-ФЗ не нарушает права и законные интересы заявителя.
Переоценка установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Довод заявителя о том, что испрашиваемые им земельные участки подлежат предоставлению в порядке статьи 34 ЗК РФ, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и правомерно им отклонен.
Нормы статьи 34 ЗК РФ регулируют порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Такие нормы предусматривают определенную юридическую процедуру реализации данного права, соблюдение которой обязательно для заявителей.
Из заявлений Товарищества от 21.07.2014 и 31.07.2014 следует, что оно обратилось в Управление с просьбой о предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона N 66-ФЗ, а не по правилам, предусмотренным статьей 34 ЗК РФ. В данных заявлениях отсутствуют сведения о предполагаемых размерах испрашиваемых земельных участков и указание на право (аренды или собственности) на данные участки, следовательно, у Управления отсутствовали фактические и юридические основания для квалификации заявлений и для их рассмотрения по правилам статьи 34 ЗК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А82-15105/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Розалия" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что испрашиваемые им земельные участки подлежат предоставлению в порядке статьи 34 ЗК РФ, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и правомерно им отклонен.
Нормы статьи 34 ЗК РФ регулируют порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Такие нормы предусматривают определенную юридическую процедуру реализации данного права, соблюдение которой обязательно для заявителей.
Из заявлений Товарищества от 21.07.2014 и 31.07.2014 следует, что оно обратилось в Управление с просьбой о предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона N 66-ФЗ, а не по правилам, предусмотренным статьей 34 ЗК РФ. В данных заявлениях отсутствуют сведения о предполагаемых размерах испрашиваемых земельных участков и указание на право (аренды или собственности) на данные участки, следовательно, у Управления отсутствовали фактические и юридические основания для квалификации заявлений и для их рассмотрения по правилам статьи 34 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июля 2015 г. N Ф01-2091/15 по делу N А82-15105/2014