Нижний Новгород |
|
03 августа 2015 г. |
Дело N А82-2564/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 03.08.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
при участии представителя
от истца: Смирновой Т.К. (доверенность от 28.05.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2014, принятое судьей Украинцевой Е.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015, принятое судьями Савельевым А.Б., Поляковой С.Г., Тетерваком А.В., по делу N А82-2564/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Верхневолжский Альянс" (ИНН: 7610079830, ОГРН: 1087610002292)
к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7715033007, ОГРН: 1037715046467) и Министерству обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284)
о разделе земельного участка, прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и о понуждении к заключению договоров купли-продажи и аренды земельных участков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Верхневолжский Альянс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство) о следующем:
- о разделе земельного участка площадью 17 299 квадратных метров, с кадастровым номером 76:20:080304:1, расположенного по адресу: Ярославская область, город Рыбинск, улица Кирова, дом N 3, на три земельных участка площадями 14 239 квадратных метров, 1516 квадратных метров и 1544 квадратных метра согласно схеме, подготовленной муниципальным унитарным предприятием "Землеустроитель";
- о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Управления на вновь образованные земельные участки площадями 1516 квадратных метров и 1544 квадратных метра;
- о понуждении Министерства к заключению с Обществом договоров купли-продажи земельных участков площадями 1516 квадратных метров и 1544 квадратных метра и договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка площадью 14 239 квадратных метров.
Исковые требования основаны на статьях 11.2 (пунктах 6 и 8) и 45 (подпункте 1 пункта 2) Земельного кодекса Российской Федерации и статье 28 (пункте 3) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и мотивированы необходимостью оформления прав на земельные участки, расположенные под принадлежащими истцу на праве собственности объектами недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Росреестр) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - Кадастровая палата).
Арбитражный суд решением от 22.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.2015, частично удовлетворил заявленные требования и обязал ответчика разделить земельный участок с кадастровым номером 76:20:080304:1 на три земельных участка площадями 14 239 квадратных метров, 1516 квадратных метров и 1544 квадратных метра согласно схеме, подготовленной муниципальным унитарным предприятием "Землеустроитель"; в удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с данными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, земельный участок с кадастровым номером 76:20:080304:1 и разрешенным использованием "для эксплуатации военного городка" относится к землям обороны, поэтому ограничен в обороте и не подлежит разделу и приватизации. Истец не обосновал площади земельных участков, необходимых для использования находящихся на них объектов недвижимости, не представил согласования границ вновь образуемых участков с собственниками зданий.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель истца указал на несостоятельность аргументов заявителя и просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Заявитель оспаривает судебные акты лишь в части, поэтому суд кассационной инстанции проверяет их законность применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав полномочного представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании договора купли-продажи от 27.01.2012 N 5, заключенного с индивидуальным предпринимателем Морозовым Александром Евгеньевичем (продавцом), Общество является собственником следующих объектов недвижимости (расположенных по адресу: Ярославская область, город Рыбинск, улица Кирова, дом N 3): здания склада общей площадью 427,8 квадратного метра (литеры Ж, Ж1), здания комбината бытового обслуживания общей площадью 447,2 квадратного метра (литеры Б, Б1, Б2), помещения кафе общей площадью 537,1 квадратного метра и помещения магазина общей площадью 530,1 квадратного метра. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12.03.2012, 01.11.2012 и 31.01.2014.
Объекты расположены на земельном участке площадью 17 299 квадратных метров, с кадастровым номером 76:20:080304:1, который отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "для эксплуатации военного городка", является федеральной собственностью и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКЭУ "Ярославская квартирно-эксплуатационная часть района Министерства обороны Российской Федерации" (правопредшественнику Управления).
Общество обратилось в Департамент имущества Министерства обороны Российской Федерации с заявлениями от 30.03.2012 N 5-А и от 18.09.2012 N 25-А о передаче прав на земельный участок, расположенный под принадлежащими заявителю объектами недвижимости.
В письмах от 14.05.2012 и от 08.11.2012 Департамент имущества Министерства обороны Российской Федерации указывает на необходимость представления дополнительных документов, обосновывающих площадь испрашиваемых участков, ситуационного плана с обозначением объектов недвижимости и схемы раздела участка
Комплект документов 20.03.2013 направлен Обществом в Управление, которое в уведомлении от 25.04.2013 сообщило о необходимости направления заявителем комплекта документов, сформированных в соответствии с приказом Министерства экономического развития России от 13.09.2011 N 475, кадастровых паспортов на объекты недвижимости и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Испрашиваемые документы представлены ответчику в письме от 26.06.2013.
Уклонение Управления от совершения действий, необходимых для оформления заявителем прав на землю, послужило причиной для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Данная норма права, предусматривающая возможность приобретения прав на такой участок, ограничивает допустимость раздельного оборота земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, обеспечивает соединение прав на эти объекты за одним собственником и направлена на создание собственникам недвижимости условий для нормального владения и пользования своими объектами недвижимости, что соответствует принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что площадь земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением, и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного кодекса, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе свидетельства о государственной регистрации права от 12.03.2012, 01.11.2012 и 31.01.2014, схему расположения земельных участков от 24.06.2013, выполненную муниципальным унитарным предприятием "Землеустроитель", расчет нормативной площади земельного участка, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Проект сервис" (письмо от 05.02.2013 N 05/02), и межевой план от 19.03.2014, суды обеих инстанций сочли, что вновь сформированные земельные участки площадями 14 239 квадратных метров, 1516 квадратных метров и 1544 квадратных метра достаточны для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости и могут считаться самостоятельными участками.
Согласование границ вновь образуемых участков с собственниками зданий не предусмотрено действующим законодательством.
Суды учли изложенное, приняли во внимание, что на земельном участке с кадастровым номером 76:20:080304:1 расположены объекты недвижимости, принадлежащие разным собственникам, обоснованно сочли необходимым образование новых земельных участков для создания истцу условий для нормального владения и пользования своей собственностью и эксплуатации зданий и помещений.
Отнесение спорного земельного участка, не изъятого из гражданского оборота, к той или иной категории земель не имеет правового значения в контексте оспоренной части судебных актов, поскольку оно не является препятствием для преобразования делимого участка.
При таких обстоятельствах у окружного суда отсутствовали основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу N А82-2564/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Данная норма права, предусматривающая возможность приобретения прав на такой участок, ограничивает допустимость раздельного оборота земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, обеспечивает соединение прав на эти объекты за одним собственником и направлена на создание собственникам недвижимости условий для нормального владения и пользования своими объектами недвижимости, что соответствует принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что площадь земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением, и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного кодекса, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 августа 2015 г. N Ф01-2084/15 по делу N А82-2564/2014
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2084/15
27.02.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10678/14
13.11.2014 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9780/14
22.09.2014 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-2564/14