Нижний Новгород |
|
05 августа 2015 г. |
Дело N А82-9083/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 05.08.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.
при участии представителей
от истца: Курановой Н.А. (доверенность от 17.06.2014),
от ответчиков - индивидуальных предпринимателей Власовой Т.С. и Орловой С.П.: Волкова С.Ф. (доверенности от 13.10.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ответчиков - Агентства транспорта Ярославской области, индивидуального предпринимателя Власовой Татьяны Станиславовны и индивидуального предпринимателя Орловой Светланы Петровны на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.12.2014, принятое судьей Гусевой Н.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015, принятое судьями Поляковой С.Г., Малых Е.Г., Тетерваком А.В., по делу N А82-9083/2014
по иску индивидуального предпринимателя Лепиной Татьяны Викторовны (ИНН: 762700543300, ОГРНИП: 304762709600280)
к Агентству транспорта Ярославской области (ИНН: 7604237044, ОГРН: 1137604000082), индивидуальному предпринимателю Власовой Татьяны Станиславовны (ОГРПИН: 304760213900059) и индивидуальному предпринимателю Орловой Светланы Петровны (ОГРНИП: 304760325300027)
о признании недействительными торгов и договоров об организации регулярных перевозок
и установил:
индивидуальный предприниматель Лепина Татьяна Викторовна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Агентству транспорта Ярославской области (далее - Агентство), индивидуальному предпринимателю Власовой Татьяне Станиславовне и индивидуальному предпринимателю Орловой Светлане Петровне о признании недействительными открытого конкурса по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом на муниципальном маршруте регулярного сообщения на территории Ярославской области N 178 "Ярославль АВ - пос. Михайловское" и заключенных ответчиками по итогам торгов договоров об организации регулярных перевозок от 20.06.2014 N 04-0К/2014 и 04-0К/2014.
Исковые требования основаны на статьях 447 и 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) и мотивированы нарушением порядка определения победителя торгов.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 22.12.2014 (с учетом определения от 22.12.2014 об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.03.2015, удовлетворил иск, поскольку с учетом части 4 статьи 15 Закона Ярославской области от 04.12.2006 N 90-З "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области" (далее - Закон от 04.12.2006 N 90-З) счел недоказанным факт осуществления истцом незаконных пассажирских перевозок по маршруту N 178 в предшествующий торгам период и, следовательно, необоснованным снятие организатором торгов с истца 90 баллов при оценке конкурсных предложений.
Не согласившись с данными судебными актами, ответчики обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению Агентства, суды неверно истолковали статьи 9 и 15 Закона от 04.12.2006 N 90-З и пришли к ошибочном выводам о законности осуществления Предпринимателем пассажирских перевозок без заключения соответствующего договора, обязательное заключение которого предусмотрено в статье 9 указанного закона, и о необоснованности снятия с участника конкурса баллов по данному критерию, оценка которого является прерогативой конкурсной комиссии. Суд апелляционной инстанции оставил без внимание применение судом первой инстанции не подлежащих применению Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказав на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Власова Т.С. и Орлова С.П. указывают на недобросовестность истца, уклонившегося в 2013 году от обязательного оформления правоотношений по организации регулярных перевозок и не обратившегося в суд в соответствии со статьями 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель истца указал на ошибочность аргументов заявителя и просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Агентства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав полномочных представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Агентство объявило открытый конкурс на право выполнения пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения N 178 "Ярославль АВ - пос. Михайловское" и разместило извещение о проведении торгов на официальном портале органов государственной власти по адресу в сети Интернет: http://yarregion.ru/depts/agtransport.
На участие в конкурсе подали заявки индивидуальные предприниматели Лепи- на Т.В., Орлова С.П., Власова Т.С., Сударкина С.Ф., Шляхтин Е.В.
Конкурсная комиссия оценила и сопоставила заявки на участие в конкурсе в соответствии с критериями и порядком, установленными в конкурсной документации, признала победителями торгов Власову Т.С. и Орлову С.П., которые набрали 402,75 балла и с которыми Агентство заключило договоры об организации регулярных перевозок от 20.06.2014 N 04-0К/2014 и 04-0К/2014.
Лепина Т.В. посчитала, что при проведении торгов неправильно оценены конкурсные предложения, с нее необоснованно сняты 90 баллов, что повлияло на определение победителя, поэтому обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Порядок организации и проведения открытого конкурса по привлечению физических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории Ярославской области (далее - Порядок) утвержден постановлением администрации Ярославской области от 25.12.2006 N 324-а.
Конкурсная комиссия на открытом заседании вскрывает запечатанные конверты с предложениями участников конкурса, проводит квалификационный отбор участников. Конкурсная комиссия оценивает предложения участников конкурса в баллах на основании критериев, указанных в приложении к Порядку. Каждой заявке на участие в конкурсе присваивается номер в порядке уменьшения ее итоговой оценки. Победителем конкурса признается участник, заявке которого присвоен первый номер, в соответствии с максимальной итоговой оценкой (пункты 8.1, 9.3, 9.4, 10.1, 10.3,10.6, 10.7 Порядка).
Обязательным признаком проведения торгов в форме конкурса выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям конкурса. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (пункты 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с конкурсной документацией (приложение N 1) одним из критериев для снятия баллов с участника конкурса является нарушение требования и условия, установленного в подпункте 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка открытия, изменения и закрытия муниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также требования к перевозчикам, транспортным средствам и водителям при организации межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 03.02.2011 N 45-п, в соответствии с которыми запрещается выполнение указанных перевозок без договоров на их осуществление, заключенных с Агентством.
Запрет на осуществление регулярных перевозок в отсутствие договоров об организации регулярных перевозок также установлен в статье 9 Закона от 04.12.2006 N 90-з. Вместе с тем переходными положениями данного закона (часть 4 статьи 15) предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярного сообщения, открытым до вступления в силу настоящего закона вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим законом.
Суды обеих инстанций оценили представленные в материалы дела доказательства, установили, что Левина Т.В. до проведения торгов правомерно осуществляла перевозки по спорному маршруту на основании паспорта автобусного маршрута от 25.04.2004 N 178Т, схемы маршрута, расписания движения автобусов, утвержденному директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области от 08.02.2011, поэтому справедливо сочли необоснованным снятие с данного участника 90 баллов.
Данное нарушение привело к неправильному определению победителя торгов, следовательно, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Иное, нежели у суда, трактование обстоятельств дела и норм права не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного у окружного суда отсутствовали основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Расходы по государственной пошлине Предпринимателей, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителей. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Агентства не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.12.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А82-9083/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы Агентства транспорта Ярославской области, индивидуального предпринимателя Власовой Татьяны Станиславовны и индивидуального предпринимателя Орловой Светланы Петровны - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
...
Обязательным признаком проведения торгов в форме конкурса выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям конкурса. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (пункты 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции")."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 августа 2015 г. N Ф01-2516/15 по делу N А82-9083/2014