Нижний Новгород |
|
14 августа 2015 г. |
Дело N А79-10461/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2015.
Полный текст постановления изготовлен 14.08.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Прытковой В.П., Чиха А.Н.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства": директора Васильева С.С., Громовой С.А. по доверенности от 29.05.2015,
от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии": Князькиной О.В. по доверенности от 12.01.2015 N 5, Филипповой Е.В. по доверенности от 14.02.2015 N 24
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно - коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.09.2014, принятое судьей Манеевой О.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015, принятое судьями Вечкановым А.И., Богуновой Е.А., Логиновой О.А., по делу N А79-10461/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (ОГРН: 1032128013488, ИНН: 2128051193)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН: 1082124001640, ИНН: 2124030153),
о взыскании задолженности
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства"
к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии"
о признании ООО "Коммунальные технологии" нарушившим требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
о нарушении антимонопольного законодательства,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (ОГРН: 1022101286657, ИНН: 2128017971),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Компания) о взыскании 732 375 рублей 18 копеек задолженности за поставленную в апреле 2012 года тепловую энергию и 376 880 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 13.01.2012 по 26.06.2012, а также процентов с 27.02.2012 по день фактической оплаты долга по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25 процента годовых.
Исковые требования основаны на статьях 395, 438, 539, 540 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате поставленной тепловой энергии и теплоносителя.
Компания обратилась к Обществу со встречным иском о признании факта нарушения требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Встречные исковые требования основаны на части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и мотивированы тем, что Общество неверно произвело расчет потребленной тепловой энергии на нужды теплоснабжения многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Компании.
Суд первой инстанции на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 11.09.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015, удовлетворил первоначальный иск, в удовлетворении встречного иска отказал. Суды пришли к выводу, что расчет оплаты поставленной тепловой энергии необходимо производить по нормативу, поскольку общедомовые узлы учета тепловой энергии и теплоносителя не позволяют производить расчеты дифференцированно по видам тепловых нагрузок без совершения дополнительных вычислительных операций.
При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 309, 310, 395, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьями 157 и 544 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
- Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении);
- Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении);
- Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования N 520);
- Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее -Правила N 307);
- Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491(далее - Правила N 491).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 11.09.2014 и постановление от 17.02.2015 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований и об удовлетворении встречных исковых требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает, что в расчетах тепловой энергии необходимо руководствоваться данными приборов учета, поскольку они установлены на узлах учета, допущены в эксплуатацию и пригодны для учета тепловой энергии и теплоносителя, а также формулой, закрепленной в пункте 3.2.1 Правил N Вк-4936; истец в нарушение статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил расчет уточненных исковых требований.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В письменном отзыве на жалобу истец не согласился с доводами заявителя и просил оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 25.06.2015 определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.07.2014 и до 07.08.2015 определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.06.2014.
Определением от 07.08.2015, вынесенным председателем судебного состава на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, осуществлена замена судьи Ногтевой В.А. на судью Чиха А.Н. Рассмотрение кассационной жалобы произведено с самого начала.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование исковых требований Общество сослалось на договор снабжения тепловой энергией от 01.04.2009 N 4553, согласно которому Общество (энергоснабжающая организация) обязуется подавать Компании (абоненту) через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, абонент - принимать и оплачивать принятые тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договор режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя (пункт 1.1. договора).
Суд апелляционной инстанции установил отсутствие в материалах дела договора от 01.04.2009 N 4553, имеющего подпись полномочного лица со стороны Компании. На предложение апелляционного суда истец таковой также не представил, поэтому суд не учел его в числе доказательств по делу.
В спорный период Общество поставляло в жилые дома, находящиеся в управлении Компании, тепловую энергию и теплоноситель, а последняя, как исполнитель коммунальных услуг, потребляла данные коммунальные ресурсы для оказания коммунальных услуг населению.
С декабря 2011 года по апрель 2012 года истец поставил тепловую энергию в адрес ответчика, на оплату которой выставил счета-фактуры от 31.12.2011 N 103296, от 31.01.2012 N 3548, от 29.02.2012 N 6998, от 31.03.2012 N 10588 и от 30.04.2012 N 14063.
Неоплата ответчиком задолженности за потребленные коммунальные ресурсы явилась основанием истцу для обращения в суд с настоящим иском.
Разногласия у спорящих сторон возникли по поводу порядка определения объема поставленного коммунального ресурса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Абонент обязан оплатить принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе балансовой принадлежности, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления данного вида коммунальных ресурсов.
Из статьи 19 Закона о теплоснабжении и статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Точка учета тепловой энергии, теплоносителя - место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя должен обеспечивать установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами. Учет производится в точке учета тепловой энергии, теплоносителя (пункты 13, 24 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
По смыслу положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 8 Правил N 491, пунктов 1.2, 2.1.1, 2.3.1, 3.1.5 Правил N Вк-4936, общедомовым является такой прибор учета, который позволяет определять количество тепловой энергии и теплоносителя, поставленного в дом без совершения дополнительных вычислительных операций (вычитания, умножения).
Оценив с учетом упомянутых норм права представленные в дело доказательства, суды обеих инстанций установили, что общедомовые узлы учета тепловой энергии и теплоносителя, позволяющие производить расчеты оплаты за тепловую энергию дифференцированно по видам тепловых нагрузок (отопительной и по горячему водоснабжению) без совершения дополнительных вычислительных операций, в спорных жилых домах отсутствуют, в связи с чем суды сделали правильный вывод о том, что данные общедомовых приборов учета не могут быть приняты.
В силу пунктов 47, 48 и 49 Основ ценообразования N 520 тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В письме Минрегионразвития Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 дано разъяснение, что применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) приложением N 2 к Правилам N 307 не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб.м). Органы регулирования муниципальных образований регулируют тариф на горячее водоснабжение для потребителей в соответствии с Законом N 210 с учетом тарифов на тепловую энергию, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок.
Таким образом, при установлении тарифа на горячую воду определяется необходимое количество тепловой энергии на подогрев воды до состояния, соответствующего санитарным нормам и правилам.
При расчете объема тепловой энергии на горячее водоснабжение истец руководствовался разъяснениями Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, данными в письмах от 07.06.2010 N 03/09-1195 и от 22.06.2010 N 03/09-1311, согласно которым при наличии у потребителя узла учета тепловой энергии, учитывающего суммарное потребление тепловой энергии на нужды отопления и на нужды горячего водоснабжения, в расчетах следует применять количество тепловой энергии, необходимой для нагрева одного кубического метра холодной воды в объеме 0,05320 Гкал. При формировании тарифа на горячую воду для Общества количество тепловой энергии, необходимой для нагрева одного кубического метра холодной воды, также предусмотрено в объеме 0,05320 Гкал.
На основании изложенного количество тепловой энергии, необходимой для подогрева одного кубического метра холодной воды определяется ресурсоснабжающей организацией и органом местного самоуправления самостоятельно и учитывается при регулировании тарифа на горячую воду.
При установлении тарифа на горячую воду объем тепловой энергии для подогрева холодной воды определяется с учетом санитарных норм и правил и проверяется экспертным путем.
Доказательства экономической необоснованности количества тепловой энергии, необходимой для нагрева одного кубического метра холодной воды, установленного Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, в материалы дела не представлены. Иного норматива на подогрев горячей воды регулирующими органами не было установлено.
Таким образом, применение истцом расчетного метода определения количества принятой тепловой энергии с использованием экономически обоснованной величины тепловой энергии на подогрев воды, принятой при установлении тарифа на горячую воду, соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования Общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы об ином порядке расчета спорного объема тепловой энергии основаны на ошибочном толковании перечисленных норм права.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.09.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу N А79-10461/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно - коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
В.П. Прыткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из статьи 19 Закона о теплоснабжении и статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
...
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя должен обеспечивать установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами. Учет производится в точке учета тепловой энергии, теплоносителя (пункты 13, 24 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
По смыслу положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 8 Правил N 491, пунктов 1.2, 2.1.1, 2.3.1, 3.1.5 Правил N Вк-4936, общедомовым является такой прибор учета, который позволяет определять количество тепловой энергии и теплоносителя, поставленного в дом без совершения дополнительных вычислительных операций (вычитания, умножения)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 августа 2015 г. N Ф01-1692/15 по делу N А79-10461/2012