Нижний Новгород |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А31-8803/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.08.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нерехтская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.02.2015, принятое судьей Мосуновым Д.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015, принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В., Черных Л.И., по делу N А31-8803/2014
по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нерехтская центральная районная больница" (ИНН: 4405001761, ОГРН: 1024400760340)
о признании недействительным требования от 10.07.2014 N 027 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330),
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Теремок",
и установил:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Нерехтская центральная районная больница" (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) от 10.07.2014 N 027 в части взыскания средств, использованных не по целевому назначению, направленных на выплату заработной платы среднему медицинскому персоналу без действующих сертификатов, в сумме 983 893 рублей 75 копеек и на оплату расходов по капитальному ремонту в сумме 382 732 рублей, а также соответствующих штрафов в суммах 98 389 рублей 38 копеек и 38 273 рублей 20 копеек.
К участию в данном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Теремок" (далее - ООО "Теремок").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.02.2015 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое требование Фонда признано недействительным в части оплаты расходов на капитальный ремонт в размере 320 772 рублей и 32 077 рублей 20 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Больница не согласилась с принятыми судебными актами в части отказала в удовлетворении заявленного требования и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, выплата заработной платы среднему медицинскому персоналу, допущенному к работе на основании рекомендаций аттестационной комиссии в соответствии с пунктом 6 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", не является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения; заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Больница и ООО "Теремок", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд и Больница заключили договор от 15.02.2013 N 4мт/2013 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (с дальнейшей пролонгацией на 2014 год), в соответствии с которым Больница обязалась бесплатно оказывать лицам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации, медицинскую помощь, включенную в Базовую программу обязательного медицинского страхования, а также скорую медицинскую помощь, а Фонд обязался оплачивать оказанную медицинскую помощь.
Согласно пункту 5.8 договора Больница обязуется использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и Тарифным соглашением на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 13 договора Больница обязуется использовать средства, полученные в соответствии с настоящим договором, строго в соответствии с их целевым назначением. Средства обязательного медицинского страхования, поступившие в медицинскую организацию, расходовать в соответствии со структурой тарифа, установленного Тарифным соглашением об оплате медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию на территории Костромской области в соответствии с Базовой программой обязательного медицинского страхования.
Комиссия Фонда провела проверку использования Больницей средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.04.2013 по 31.03.2014, в ходе которой, в числе прочих нарушений, установила нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на выплату заработной платы среднему медицинскому персоналу при отсутствии у них действующих сертификатов специалистов на общую сумму 952 826 рублей 23 копейки.
По результатам проверки составлен акт от 30.06.2014, в котором Больнице предложено восстановить средства, использованные не по целевому назначению, а также уплатить штраф, начисленный на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В адрес Больницы Фонд выставил требование от 10.07.2014 N 027 об уплате задолженности по акту проверки от 30.06.2014.
Не согласившись с данным требованием, Больница обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 10, 13, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 82, 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьями 3, 20, 30, 34, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Арбитражный суд Костромской области отказал в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части. Суд согласился с позицией Фонда о нецелевом использовании Больницей средств обязательного медицинского страхования на выплату заработной платы среднему медицинскому персоналу при отсутствии у них действующих сертификатов специалистов.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
В соответствии с пунктом 3.3.1 Тарифного соглашения на 2013 год от 23.01.2013 и пунктом 3.4.2 Тарифного соглашения на 2014 год от 27.12.2013 при распределен средств на заработную плату работников медицинской организации не учитываются и в структуру тарифа не входит оплата труда специалистов с высшим и средним медицинским образованием, оказывающих медицинскую помощь, не предусмотренную разрешением на медицинскую деятельность (лицензией), и (или) не имеющих действующих сертификатов по соответствующей специальности.
Учитывая изложенное, суды правомерно посчитали, что выплата заработной платы специалистам, не имеющим действующих сертификатов по соответствующей специальности, не предусмотрена структурой тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, следовательно, являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 6 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.210 541н, является несостоятельной, поскольку наличие сертификата специалиста по основному профессиональному образованию является обязательным условием осуществления медицинской деятельности медицинским работником.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Больнице в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 06.02.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу N А31-8803/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нерехтская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Нерехтская центральная районная больница".
Возвратить областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Нерехтская центральная районная больница" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.05.2015 N 806.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2015 г. N Ф01-3251/15 по делу N А31-8803/2014