Нижний Новгород |
|
01 сентября 2015 г. |
Дело N А79-8771/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Стройтрест-2" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.03.2015, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-8771/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Стройтрест-2" (ИНН: 2128038717, ОГРН: 1022101133120)
к администрации города Чебоксары
о признании частично незаконными результатов публичных слушаний и действий по оформлению протокола слушаний
и установил:
закрытое акционерное общество "Стройтрест-2" (далее - ЗАО "Стройтрест-2", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к администрации города Чебоксары (далее - Администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконными результатов публичных слушаний по проекту планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары, изложенных в пункте 5 заключения от 14.10.2014, и действий Администрации по оформлению протокола слушаний, и об обязании главы администрации города Чебоксары отклонить проект планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары и опубликовать сообщение об отклонении проекта планировки территории в газете "Чебоксарские новости".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 153, 170, 262, 270, 271 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно применили статьи 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, территория, названная в постановлении Администрации от 14.11.2014 N 3865 "Богданка-1", соответствует территории, ранее обозначенной органом местного самоуправления как микрорайон "В" по улице Б. Хмельницкого в городе Чебоксары, а распоряжением Администрации от 08.12.2008 N 4377-р "Об утверждении проекта планировки микрорайона "В" по улице Б. Хмельницкого в городе Чебоксары" данный проект был утвержден под комплексную застройку с технико-экономическими показателями.
ЗАО "Стройтрест-2" указывает, что проект от 08.12.2008 получил положительное заключение государственной экспертизы от 21.02.2008 N 61 и прошел общественное обсуждение по действующим положениям законодательства. ЗАО "Стройтрест-2" полагает, что состоявшиеся публичные слушания и последующие рекомендации утвердить представленный проект планировки микрорайона "Богданка-1" не соответствуют и противоречат нормам гражданского законодательства. ЗАО "Стройтрест-2" считает, что заключение Администрации от 14.10.2014 препятствует Обществу в реализации права владения, пользования и распоряжения имуществом на земельном участке с ранее учтенным кадастровым номером RU 21304000-0000000000000112. Кроме того, ЗАО "Стройтрест-2" утверждает, что заключение Администрации от 14.10.2014 не отображает коллективного мнения проживающих на территории населения, поскольку в публичных слушаниях участвовало только 11 человек.
Подробно доводы ЗАО "Стройтрест-2" изложены в кассационной жалобе.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направила. Кассационная жалоба рассмотрена без ее участия.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики - Чувашии от 24.12.2009 N 1528 "О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Чебоксары" определен порядок организации и проведения публичных слушаний.
Глава администрации города Чебоксары во исполнение части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации приняло постановление от 02.09.2014 N 133 "О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары".
Администрация по результатам проведенных публичных слушаний по проекту планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары подготовила заключение от 14.10.2014, которое было опубликовано в газете "Чебоксарские новости" от 21.10.2014 N 115, из содержания которого следует:
"1. В соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 N 40, положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.12.2009 N 1528, на основании постановления главы города Чебоксары от 02.09.2014 N 133 "О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории микрорайона "Богданка-1" города Чебоксары, опубликованного в газете "Чебоксарские новости" от 04.09.2014 N 96, и размещенного на официальных сайтах управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары и Чебоксарского городского Собрания депутатов управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары организовано проведение публичных слушаний по проекту планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары.
Публичные слушания состоялись 14.10.2014 в 16.00 в большом зале администрации города Чебоксары, расположенным по адресу: улица К. Маркса, дом 36.
Председатель слушаний: Павлов А.Л. - заместитель главы администрации по вопросам архитектуры и градостроительства города Чебоксары - начальник управления архитектуры и градостроительства.
В публичных слушаниях приняли участие жители города Чебоксары, представители предприятий и учреждений города - 11 человек.
2. Для обсуждения на публичные слушания был внесен проект планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары.
3. Замечания и предложения по проекту планировки и проекту межевая территории принимались в устной форме в ходе публичных слушаний.
4. В результате рассмотрения материалов указанных публичных слушаний установлено следующее:
Порядок и процедура публичных слушаний соблюдены согласно положению о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Чебоксары, утвержденному решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.12.2009 N 1528.
От участников публичных слушаний предложений и замечаний не поступало.
5. Результаты публичных слушаний:
1). Публичные слушания по проекту планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары считать состоявшимися.
2). Рекомендовать главе администрации города Чебоксары утвердить представленный проект планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары".
Общество, посчитав, что результаты публичных слушаний по проекту планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары изложенные в пункте 5 заключения от 14.10.2014, незаконными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 2, 4, 65, 198, 199 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 42, 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое заключение в части пункта 5 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В части 1 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 46 Кодекса порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (часть 8 статьи 45 Кодекса).
В части 9 статьи 45 Кодекса предусмотрено, что участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 10 статьи 45 Кодекса).
Согласно части 11 статьи 45 Кодекса срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний (часть 12 статьи 45 Кодекса).
В части 13 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В соответствии с частью 17 статьи 45 Кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Суды установили, что заключение Администрации от 14.10.2014 в части пункта 5, является рекомендательным актом, с учетом которого решается вопрос о принятии решения по утверждению представленного проекта планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары.
Постановлением от 14.11.2014 N 3865 Администрация утвердила проект планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что заключение Администрации от 14.10.2014 в части пункта 5 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ЗАО "Стройтрест-2" в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка ЗАО "Стройтрест-2" на то, что утверждение проекта планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары противоречит статьям 209, 213, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно отклонена судами, как несостоятельная.
Из материалов дела следует, ЗАО "Стройтрест-2" (продавец) и ОАО "Ипотечная корпорация Чувашской Республики" (покупатель) заключили договор купли-продажи от 14.12.2012, согласно условиям которого продавец продал, а покупатель приобрел в собственность незавершенный строительный объект: семиэтажный кирпичный дом с техническим этажом (литера А), подвалом из железобетонных блоков (литера А1), одноэтажным кирпичным пристроем (литера А2) назначения, "многоквартирный жилой дом", этажность - 7 с техническим этажом (подземных этажей - 1), общей площадью 4130, 3 квадратного метра, степень готовности - 60 процентов, инв. N 37759н, лит. А, А1, А2 и право аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 21:01:020204:277 и 21:01:020204:276, расположенных по адресу: город Чебоксары, улица Фучика, 32.
Управление Росреестра по Чувашской Республике 29.01.2013 произвело государственную регистрацию права собственности, а также ипотеки в силу закона.
ЗАО "Стройтрест-2" не указало, какие имущественные права нарушило постановление Администрации от 14.11.2014 N 3865, исходя из статей 209, 213, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод ЗАО "Стройтрест-2" о том, что территория, названная в постановлении Администрации от 14.11.2014 N 3865 "Богданка-1", соответствует территории, ранее обозначенной органом местного самоуправления как микрорайон "В" по улице Б.Хмельницкого в городе Чебоксары и распоряжением Администрации от 08.12.2008 N 4377-р "Об утверждении проекта планировки микрорайона "В" по улице Б. Хмельницкого в городе Чебоксары" данный проект утвержден под комплексную застройку с технико-экономическими показателями, отклоняется судом кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела и установили суды, постановлением Администрации от 14.11.2014 N 3865 распоряжение от 08.12.2008 N 4377-р "Об утверждении проекта планировки микрорайона "В" по улице Б. Хмельницкого в городе Чебоксары" признано утратившим силу.
Договор о выполнении условий предоставления права заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона "В" по улице Б. Хмельницкого от 27.09.2005, заключенного между ЗАО "Стройтрест-2" и Администрацией, в рамках которого был разработан вышеуказанный проект, решениями Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии по делам N А79-12317/2009, А79-5165/2011 признан прекращенным в связи с невозможностью его исполнения сторонами.
Ссылка ЗАО "Стройтрест-2" на то, что заключение Администрации от 14.10.2014 не отображает коллективного мнения проживающих на территории населения, так как в публичных слушаниях участвовало только 11 человек, отклоняется судом округа, поскольку не является доказательством нарушения прав Общества проведенным мероприятием.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.03.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу N А79-8771/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Стройтрест-2" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 13 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В соответствии с частью 17 статьи 45 Кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
...
Ссылка ЗАО "Стройтрест-2" на то, что утверждение проекта планировки территории микрорайона "Богданка-1" в городе Чебоксары противоречит статьям 209, 213, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно отклонена судами, как несостоятельная.
...
ЗАО "Стройтрест-2" не указало, какие имущественные права нарушило постановление Администрации от 14.11.2014 N 3865, исходя из статей 209, 213, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2015 г. N Ф01-3322/15 по делу N А79-8771/2014
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3322/15
10.06.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8490/14
10.03.2015 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-8771/14
20.01.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8490/14