Нижний Новгород |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А79-1407/2015 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2015, принятое судьей Павловой О.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г., по делу N А79-1407/2015
по заявлению администрации города Чебоксары (ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (ИНН: 2128017971, ОГРН: 1022101286657)
о признании недействительным решения,
третьи лица - муниципальное бюджетное учреждение "Городская реклама", некоммерческое партнерство "Гильдия рекламистов Чувашской Республики",
и установил:
администрация города Чебоксары (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 30.12.2014 по делу N 33/04-АМЗ-2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Городская реклама" (далее - МБУ "Городская реклама"), некоммерческое партнерство "Гильдия рекламистов Чувашской Республики" (далее - НП "Гильдия рекламистов Чувашской Республики").
Решением суда от 15.06.2015 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела; Администрация закрепила спорные рекламные конструкции на праве оперативного управления за МБУ "Городская реклама", но право использовать их для размещения рекламе не предоставила; действия Администрации привели к ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, создали МБУ "Городская реклама" необоснованные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на том же товарном рынке, что выразилось в возможности размещения рекламы на рекламных конструкциях без необходимости участия в процедуре торгов, предусмотренной частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве отклонила доводы жалобы; заявила ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения НП "Гильдия рекламистов Чувашской Республики" приказом Управления от 04.08.2014 N 205 возбуждено дело N 33/04-АМЗ-2014 по признакам нарушения администрацией и МБУ "Городская реклама" антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения указанного дела Управление выявило нарушение требований законодательства в сфере рекламы в части предоставления МБУ "Городская реклама" рекламных конструкций, находящихся в муниципальной собственности, для размещения социальной и коммерческой рекламы без поведения торгов, в отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
По мнению антимонопольного органа, передача Администрацией в оперативное управление МБУ "Городская реклама" рекламных конструкций и использование их МБУ "Городская реклама" для размещения социальной и коммерческой рекламы без проведения торгов привела к ограничению конкуренции на рынке услуг по распространению наружной рекламы на территории города Чебоксары и предоставлению МБУ "Городская реклама" необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, способствовала длительному нахождению иных хозяйствующих субъектов соответствующего товарного рынка в неравных условиях.
В указанных действиях Администрации и МБУ "Городская реклама" Управление усмотрело антиконкурентное соглашение в устной форме, выразившееся в предоставлении МБУ "Городская реклама" в нарушение установленного порядка в целях использования рассматриваемых рекламных конструкций, что может привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.
По результатам рассмотрения дела N 33/04-АМЗ-2014 Управление приняло решение от 30.12.2014, согласно которому признало соглашение, заключенное Администрацией и МБУ "Городская реклама", нарушающим пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции; в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации и МБУ "Городская реклама" прекратило.
Администрация не согласилась с решением антимонопольного органа и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 3, пунктом 4 статьи 16, статьей 22 Закона о защите конкуренции, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что Управление не доказало законность и обоснованность оспоренного решения.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются только такие соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как следует из материалов дела и установили суды, ранее решением Управления от 30.09.2014 по делу N 24/05-АМЗ-2014 действия Администрации были признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В рамках рассмотрения указанного дела нарушение Администрацией данной нормы выразилось, по мнению Управления, в передаче в оперативное управление МБУ "Городская реклама" для размещения коммерческой и социальной рекламы рекламных конструкций без проведения предусмотренных действующим законодательством торгов, что привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по распространению наружной рекламы на территории города Чебоксары и представило МБУ "Городская реклама" необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, способствовало длительному нахождению иных хозяйствующих субъектов соответствующего товарного рынка в неравных условиях.
Таким образом, фактические обстоятельства дела N 24/05-АМЗ-2014 идентичны (за исключением квалификации действий) обстоятельствам дела N 33/04-АМЗ-2014, решение Управления от 30.12.2014 по которому является предметом настоящего дела.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.03.2015 по делу N А79-9312/2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015, удовлетворено требование Администрации и признано незаконным решение Управления от 30.09.2014 по делу N 24/05-АМЗ-2014.
Рассмотрев указанное дело, суды установили, что действия Администрации были направлены лишь на принятие имущества, не реализованного в ходе исполнительного производства N 6452/13/02/21, возбужденного в рамках исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии по делу N А79-6544/2011.
В соответствии с частью 11 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель направил Администрации предложение об оставлении за взыскателем рекламных конструкций (9 наименований), на которые был наложен арест.
В связи с этим Администрация издала постановление от 23.12.2013 N 4314, согласно которому спорные рекламные конструкции приняты в муниципальную собственность города Чебоксары и закреплены в оперативное управление за МБУ "Городская реклама".
Оценив указанное постановление, суды пришли к выводам о том, что оно не содержит сведений о дальнейшем использовании рекламных конструкций в целях размещения рекламы, материалами дела не подтверждается, что Администрация намеревалась использовать принятое имущество для размещения рекламы, и отсутствуют документы, подтверждающие, что Администрация давала МБУ "Городская реклама" указания на размещение рекламы на данных рекламных конструкциях или самостоятельно размещала рекламу.
Суды указали, что самостоятельное размещение МБУ "Городская реклама" социальной и коммерческой рекламы на принятых в оперативное управление рекламных конструкциях не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства именно Администрацией, поскольку МБУ "Городская реклама" не является структурным подразделением Администрации, а выступает самостоятельным юридическим лицом, а потому самостоятельно несет ответственность за свои действия (статья 113 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды пришли к выводу о том, что Управление не доказало нарушение органом местного самоуправления запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, суды, проанализировав имеющиеся в деле документы, пришли обоснованному выводу о том, что поскольку в действиях Администрации по передаче в оперативное управление МБУ "Городская реклама" рекламных конструкций, находящихся в муниципальной собственности отсутствовало нарушение антимонопольного законодательства, то аналогичные действия, квалифицированные Управлением в решении от 30.12.2014 по делу N 33/04-АМЗ-2014 как антиконкурентное соглашение между Администрацией и МБУ "Городская реклама", не могут быть в данном случае признаны нарушающими часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что Управление не доказало законность и обоснованность принятого им решения.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по делу N А79-1407/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что самостоятельное размещение МБУ "Городская реклама" социальной и коммерческой рекламы на принятых в оперативное управление рекламных конструкциях не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства именно Администрацией, поскольку МБУ "Городская реклама" не является структурным подразделением Администрации, а выступает самостоятельным юридическим лицом, а потому самостоятельно несет ответственность за свои действия (статья 113 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды пришли к выводу о том, что Управление не доказало нарушение органом местного самоуправления запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, суды, проанализировав имеющиеся в деле документы, пришли обоснованному выводу о том, что поскольку в действиях Администрации по передаче в оперативное управление МБУ "Городская реклама" рекламных конструкций, находящихся в муниципальной собственности отсутствовало нарушение антимонопольного законодательства, то аналогичные действия, квалифицированные Управлением в решении от 30.12.2014 по делу N 33/04-АМЗ-2014 как антиконкурентное соглашение между Администрацией и МБУ "Городская реклама", не могут быть в данном случае признаны нарушающими часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 октября 2015 г. N Ф01-4328/15 по делу N А79-1407/2015