Нижний Новгород |
|
27 октября 2015 г. |
Дело N А43-25082/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Фокеева А.В. (доверенность от 20.10.2015 N 104-07/570)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2015, принятое судьей Олисовым Р.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015, принятое судьями Насоновой Н.А., Родиной Т.С., Назаровой Н.А., по делу N А43-25082/2014
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (ИНН: 5260041262, ОГРН: 1025203042710)
к управлению капитального строительства администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (ИНН: 5245019600, ОГРН: 1125252002578), администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (ИНН: 5245004450, ОГРН: 1025201454024), обществу с ограниченной ответственностью строительная компания "БЗДСМ" (ИНН: 5245012531, ОГРН: 1065252032977)
о признании недействительным запроса предложений на право заключить контракт и о признании недействительным контракта
и установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к управлению капитального строительства администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (далее - УКС администрации Богородского района), администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью строительная компания "БЗДСМ" (далее - ООО СК "БЗДСМ", Общество) о признании недействительными:
- запроса предложений на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта "Детское дошкольное образовательное учреждение на 50 мест в поселке Буревестник Богородского муниципального района Нижегородской области", извещение N 0332300220714000127 о проведении которого опубликовано на официальном сайте 04.04.2014 и итоги которого подведены 10.04.2014;
- контракта от 14.04.2014 N 006 на выполнение работ по строительству объекта "Детское дошкольное образовательное учреждение на 50 мест в поселке Буревестник Богородского муниципального района Нижегородской области" и о применении последствий его недействительности.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Управление считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не применили подлежащие применению статьи 83, 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
По его мнению, наличие исполненного контракта не препятствует предъявлению иска о признании его недействительным и о признании недействительной закупки, проведенной с нарушением Федерального закона N 44-ФЗ.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Управление и ООО СК "БЗДСМ" заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
УКС администрации Богородского района надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 06.02.2014 было размещено извещение N 0332300220714000006 об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта "Детское дошкольное образовательное учреждение на 50 мест в поселке Буревестник Богородского муниципального района Нижегородской области".
Заказчиком закупки являлось УКС администрации Богородского района.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.03.2014 N 32 всем участникам, подавшим заявкам было отказано в допуске к участию в электронном аукционе, в связи с чем указанный электронный аукцион признан несостоявшимся.
УКС администрации Богородского района на официальном сайте на основании приказа от 01.04.2014 N 11 разместило 04.04.2014 извещение N 0332300220714000127 о проведении запроса предложений на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта "Детское дошкольное образовательное учреждение на 50 мест в поселке Буревестник Богородского муниципального района Нижегородской области", победителем которого признан единственный участок закупки ООО СК "БЗДСМ" (итоговой протокол проведения запроса предложений от 10.04.2014 N 0332300220714000127).
В Управление обратилось общество с ограниченной ответственностью "Павловская строительная компания "Стройбазис" (далее - ООО "ПСК "Стройбазис") с жалобой на действия аукционной комиссии УКС администрации Богородского района при проведении электронного аукциона. ООО "ПСК "Стройбазис" считает, что ему необоснованно отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Управление решением от 08.04.2014 N 321-ФАС 52-КТ-67-09/04-14 (144-ВЛ) признала обоснованной жалобу ООО "ПСК "Стройбазис" на нарушение аукционной комиссией требований законодательства при проведении указанного электронного аукциона (извещение N 0332300220714000006). В связи с этим Единой (аукционной) комиссии Администрации предписано в срок до 22.04.2014 отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству упомянутого объекта, и повторно провести аукционные процедуры (предписание Управления N 321-ФАС 52-КИ-67-09/04-14 (144-ВЛ).
УКС администрации Богородского района (заказчик) и ООО СК "БЗДСМ" (подрядчик) заключили контракт от 14.04.2014 N 006, согласно условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта "Детское дошкольное образовательное учреждение на 50 мест в поселке Буревестник Богородского муниципального района Нижегородской области", расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский муниципальный район, поселок Буревестник, улица Полевая, дом 2.
Решением Управления от 15.09.2014 N 363-ФАС 52-КТ-83-09/04-14 (171-ВЛ) признана обоснованной жалоба ООО "ПСК "Стройбазис" на нарушение аукционной комиссией требований законодательства при проведении запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта (извещение N 0332300220714000127). Посчитав, что проведение запроса предложений на право заключения контракта проведено с нарушением правил, установленных частью 17 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с чем нарушены права и законные интересы ООО "ПСК "Стройбазис", Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Нижегородской области отказал Управлению в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений. Победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге.
Правила и порядок проведения закупки путем проведения запроса предложений определены в статье 83 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16.07.2009 N 739-О-О и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.01.2004 N 10623/03, положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Таким образом, возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица защищены и восстановлены принятием судебного акта, исполнен ли контракт, заключенный по результатам оспариваемых торгов.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае основанием для обращения Управления в арбитражный суд с иском послужило основание подрядчика (запрос предложений) с нарушением законодательства о конкретной системе.
Между тем даже в случае признания незаконным (недействительным) запроса предложений на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта "Детское дошкольное образовательное учреждение на 50 мест в поселке Буревестник Богородского муниципального района Нижегородской области", данное обстоятельство не влечет автоматически признания незаконным заключенного по результатам запроса предложений контракта от 14.04.2014 N 006 на выполнение работ по строительству объекта "Детское дошкольное образовательное учреждение на 50 мест в поселке Буревестник Богородского муниципального района Нижегородской области", поскольку это не приведет к восстановлению нарушенного права потенциальных участников закупки ввиду исполнения указанного контракта.
Суды установили, что к моменту обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском контракт от 14.04.2014 N 006 исполнен сторонами в полном объеме, объект капитального строительства "Детское дошкольное образовательное учреждение на 50 мест в поселке Буревестник Богородского муниципального района Нижегородской области" введен в эксплуатацию 15.12.2014 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 52504000-120) и зарегистрирован на праве собственности за Богородским муниципальным районом Нижегородской области (свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2014 серии 52-АЕ номер 728411).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Управлению в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А43-25082/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
По мнению Управления Федеральной антимонопольной службы, наличие исполненного контракта не препятствует возможности признания его недействительным в результате нарушения правил проведения торгов при его заключении.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию Управления неправомерной.
Как указал суд, согласно системному толкованию, данному КС РФ в определении от 16.07.2009 N 739-О-О и Президиумом ВАС РФ в постановлении от 20.01.2004 N 10623/03, положение п. 1 ст. 449 ГК РФ направлено - в системной связи с п. 2 ст. 449 ГК РФ - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Таким образом, возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта, исполнен ли контракт, заключенный по результатам оспариваемых торгов.
Между тем, даже признание незаконным (недействительным) запроса предложений на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта не влечет автоматически признания незаконным заключенного по результатам запроса предложений контракта на выполнение данных работ, поскольку это не приведет к восстановлению нарушенного права потенциальных участников закупки ввиду исполнения указанного контракта.
При указанных обстоятельствах кассационная жалоба Управления оставлена судом без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 октября 2015 г. N Ф01-4358/15 по делу N А43-25082/2014