Нижний Новгород |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А11-11771/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2015.
Полный текст постановления изготовлен 02.11.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.
при участии представителей в судебном заседании 15.10.2015
от истца - администрации города Владимира: Молькова А.В. (доверенность от 16.12.2014), Колосовой О.А. (доверенность от 16.09.2015),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Автомобильное Транспортное Предприятие "Лайн-Траст": Михеевой И.В. (доверенность от 27.10.2014), Трофимова А.И. (директора)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Автомобильное Транспортное Предприятие "Лайн-Траст" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2015, принятое судьей Илюхиной Н.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015, принятое судьями Логиновой О.А., Вечкановым А.И., Соловьевой М.В., по делу N А11-11771/2014
по иску администрации города Владимира (ОГРН: 1033302009146, ИНН: 3302008636)
к обществу с ограниченной ответственностью "Автомобильное Транспортное Предприятие "Лайн-Траст" (ОГРН: 1023301464031, ИНН: 3328418637)
о признании незаконной деятельности общества с ограниченной ответственностью "Автомобильное Транспортное Предприятие "Лайн-Траст" по осуществлению пассажирских перевозок в городе Владимире и о запрещении осуществлять деятельность по перевозке пассажиров в городе Владимире
и установил:
администрация города Владимира (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Автомобильное Транспортное Предприятие "Лайн-Траст" (далее - ООО "АТП "Лайн-Траст", Общество) о признании незаконной деятельности ответчика по осуществлению пассажирских перевозок в городе Владимире и о запрещении осуществлять деятельность по перевозке пассажиров в городе Владимире.
Исковые требования основаны на статье 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьях 5, 6 Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области" и статье 9 Закона Владимирской области от 14.02.2003 N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" и мотивированы тем, что ответчик осуществляет незаконную перевозку пассажиров.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 08.04.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015, удовлетворил исковые требования. Суды обеих инстанций исходили из того, что деятельность ответчика по организации пассажирских перевозок по маршрутам N 2 ст и 8 ст осуществляется с нарушением требований законодательства и подлежит запрету (с учетом определения от 23.10.2015).
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
По мнению заявителя, маршруты N 2 ст и 8 ст, организованные Обществом, являются иными маршрутами как по пути следования, так и по остановочным пунктам, и организация пассажирских перевозок осуществляется Обществом самостоятельно, за счёт собственных средств и возможностей; он не нарушает субъективного права Администрации на организацию муниципальных маршрутов и на организацию на них пассажирских перевозок путем размещения муниципального заказа и привлечения к перевозке перевозчиков на основании договора; маршруты N 2 ст и 8 ст открыты после изменения схемы движения муниципального транспорта города Владимира, после того как некоторые районы города Владимира остались без обслуживания населения автобусами.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что ООО "АТП Лайн Траст" нарушает права Администрации на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и на организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа, предоставленные ей подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полагает, что органы местного самоуправления не наделены правом регулирования гражданских прав, в том числе предпринимательской деятельности, регулирования видов деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральными органами.
Податель жалобы считает, что суд неправомерно применил положения Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ; отнесение к вопросам местного значения организации транспортного обслуживания не означает наделения полномочиями по контролю пассажирских перевозок и безопасностью дорожного движения; суд не установил факты и обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчики предоставляют услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, опасные для жизни и здоровья пассажиров.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация в отзывах на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, так как считают решение и постановление законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы до 10 часов 30 минут 22.10.2015 и до 10 часов 30 минут 27.10.2015.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывы на нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ООО "АТП "Лайн-Траст" осуществляло перевозку пассажиров на городском сообщении по автобусным маршрутам N 2 и 8 на основании договоров от 01.03.2009 N 8 и 9, заключенных с Управлением промышленности, транспорта, предпринимательства и трудовых отношений города Владимира.
В соответствии с пунктом 1 договоров исполнитель обязан осуществлять регулярные перевозки пассажиров по городским автобусным маршрутам N 8 (кольцевой) "Площадь Победы - Золотые Ворота - Рынок - Площадь Ленина - ЦДС "Факел" - Площадь Победы" и N 2 "улица Балакирева - ж/д Вокзал", организованным в соответствии с постановлением главы города Владимира от 17.05.2006 N 1372 "Об обслуживании населения города Владимира пассажирским транспортом" по утвержденному заказчиком расписанию, являющемуся неотъемлемой частью договора, автобусами особо малого класса.
Согласно пункту 7.1 названные договоры действовали до даты заключения договора по итогам назначенного в установленном порядке конкурса на пассажирские перевозки автобусным транспортом на территории муниципального образования "Городской округ Владимир".
В июле-августе 2014 года в соответствии с постановлением Администрации от 23.06.2014 N 2320 "О конкурсе на предоставление услуг по перевозке пассажиров по городским автобусным маршрутам и признании утратившим силу постановления администрации города Владимира от 07.11.2013 N 3986" проведен открытый конкурс на предоставление услуг по перевозке пассажиров по городским автобусным маршрутам N 2, 8, по итогам которого Отдел транспорта и связи Администрации заключил с ООО "Экипаж" и ООО "Экипаж плюс" договоры от 18.08.2014 N 7 и 6 на предоставление услуг по перевозке пассажиров по городским автобусным маршрутам N 2, 36, 8.
Названные договоры вступили в силу с 01.09.2014, о чем истец был уведомлен письмами от 25.08.2014 N 46-01/837 и 46-01/838, в которых Отдел транспорта и связи сообщил, что срок действия договоров от 01.03.2009 N 8 и 9 окончен.
ООО "АТП "Лайн-Траст" не подавало заявку на участие в названном конкурсе.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 05.11.2014 по делу N А11-8427/2014 ООО "АТП "Лайн-Траст" отказано в иске к Отделу транспорта и связи Администрации о признании действующими и заключенными на неопределенный срок договоров от 01.03.2009 N 8 и 9 на перевозку пассажиров в городском сообщении по автобусным маршрутам N 2, 8.
В настоящее время ООО "АТП "Лайн-Траст" осуществляет деятельность по организации регулярных пассажирских автобусных перевозок по маршрутам N 2 ст и 8 ст, не входящим в перечень маршрутов пассажирского транспорта города Владимира, утвержденного постановлением Администрации от 21.07.2011 N 1561 "Об обслуживании населения города Владимира пассажирским транспортом и признании утратившими силу некоторых постановлений главы города Владимира".
Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, посчитав, что указанная деятельность ООО "АТП "Лайн-Траст" является незаконной, нарушающей безопасное функционирование сети пассажирского транспорта города Владимира, создающей ООО "АТП "Лайн-Траст" необоснованные преимущества перед другими перевозчиками, урегулировавшими отношения с Администрацией в установленном порядке.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно статье 5, подпунктов 1 и 2 статьи 19 Устава автомобильного транспорта одним из видов перевозок являются регулярные перевозки пассажиров и багажа, которые осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В силу статьи 5 Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области" (далее - Закон Владимирской области N 18-ОЗ) органы местного самоуправления организуют перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории соответствующих муниципальных образований в пределах своих полномочий.
Заказчиком перевозок на маршрутах регулярных перевозок выступают администрация области или орган местного самоуправления, заключившие с перевозчиком договор или государственный (муниципальный) контракт на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа (статья 2 Закона Владимирской области N 18-ОЗ).
В пункте 1 статьи 6 Закона Владимирской области N 18-ОЗ указано, что для выполнения регулярных перевозок пассажиров формируется маршрутная сеть, включающая муниципальные, межмуниципальные и межрегиональные маршруты регулярных перевозок, проходящие по территории Владимирской области. Открытие, изменение и закрытие маршрута регулярных перевозок удостоверяется паспортом маршрута.
Заказчик перевозок в пределах своих полномочий, в том числе регулярно изучает потребности населения в пассажирских перевозках на основе обследования пассажиропотоков, в установленном порядке открывает новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов, утверждает и согласовывает паспорта маршрутов и расписания движения транспортных средств, организует и проводит конкурсы на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров, размещает заказы на оказание услуг по перевозке пассажиров для государственных и муниципальных нужд, заключает с перевозчиками соответствующие договоры, государственные (муниципальные) контракты (пункт 2 статьи 6 Закона Владимирской области N 18-ОЗ).
Перевозка пассажиров на маршрутах регулярных перевозок без заключения договора с заказчиком перевозок не допускается (пункт 3 статьи 6 Закона Владимирской области N 18-ОЗ).
Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 21.12.2000 N 238 "О положении об оказании услуг населению автомобильным транспортом в городе Владимире на основе муниципального заказа" утверждено Положение об оказании услуг населению пассажирским автомобильным транспортом в городе Владимире (далее - Положение об оказании услуг), согласно которому заказчиком перевозок является администрация города Владимира. Владельцы транспортных средств оказывают услуги по перевозке пассажиров в соответствии с договором, заключенным с заказчиком. Договоры с владельцами транспортных средств заключаются только на маршруты, определенные заказчиком в пределах границ муниципального образования. Получение права перевозки по муниципальному заказу для владельцев транспортных средств проводится на конкурсной основе с последующим заключением договора. Заказчик перевозок проводит среди перевозчиков конкурсы на право заключения договора на недотируемые перевозки на регулярных маршрутах с использованием инфраструктуры городской маршрутной сети (пункты 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 Положения об оказании услуг).
Организация конкурса на заключение договоров на перевозку по муниципальным маршрутам направлена на удовлетворение потребностей населения муниципального образования в пассажирских перевозках; на определение из числа претендентов - перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности - максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации; повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров; на удовлетворение потребностей населения в области пассажирских перевозок и качества обслуживания населения; укрепление транспортной дисциплины перевозчиков.
При этом принцип конкурсного отбора перевозчиков не устанавливает каких-либо ограничений и препятствий в отношении осуществления ими перевозочной деятельности, поскольку каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе, участники которого равны между собой, а победитель конкурса определяется на основании единых критериев оценки.
В данном случае ответчик в установленном порядке не обращался с заявкой на участие в конкурсе на право заключения договора на организацию обслуживания регулярных городских автобусных маршрутов в городе Владимире. Суд не установил фактов уклонения Администрации от заключения с истцом договора на осуществление пассажирских перевозок.
Заключение договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом без проведения конкурса законодательно также не предусмотрено.
Кроме того, согласно статье 2 Закона Владимирской области N 18-ОЗ, понятие "маршрут перевозчика" отсутствует.
Осуществляя деятельность по перевозке пассажиров без заключения договора с органом местного самоуправления и по маршрутам, не входящим в маршрутную сеть разработанную заказчиком, ООО "АТП Лайн-Траст" создает препятствия в осуществлении прав Администрации в сфере организации транспортного обслуживания населения, наделенных ей в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, а также в снижении аварийности на пассажирском транспорте, создании безопасных условий перевозки пассажиров и оптимизации движения маршрутной сети.
При названных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что деятельность ответчика по организации пассажирских перевозок по маршрутам N 2 ст и 8 ст осуществляется с нарушением требований закона и подлежит запрету, и обоснованно удовлетворил иск.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А11-11771/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автомобильное Транспортное Предприятие "Лайн-Траст" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель не согласен с выводом суда о том, что ООО "АТП Лайн Траст" нарушает права Администрации на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и на организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа, предоставленные ей подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полагает, что органы местного самоуправления не наделены правом регулирования гражданских прав, в том числе предпринимательской деятельности, регулирования видов деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральными органами.
...
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
...
Осуществляя деятельность по перевозке пассажиров без заключения договора с органом местного самоуправления и по маршрутам, не входящим в маршрутную сеть разработанную заказчиком, ООО "АТП Лайн-Траст" создает препятствия в осуществлении прав Администрации в сфере организации транспортного обслуживания населения, наделенных ей в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, а также в снижении аварийности на пассажирском транспорте, создании безопасных условий перевозки пассажиров и оптимизации движения маршрутной сети."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 ноября 2015 г. N Ф01-4074/15 по делу N А11-11771/2014