г. Владимир |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А11-11771/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 27.07.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Логиновой О.А.,
судей Вечканова А.И., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрельцовой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автомобильное Транспортное Предприятие "Лайн-Траст" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2015 по делу N А11-11771/2014, принятое судьей Илюхиной Н.А., по иску администрации города Владимира (г. Владимир, ОГРН 1033302009146, ИНН 3302008636) к обществу с ограниченной ответственностью "Автомобильное Транспортное Предприятие "Лайн-Траст" (г. Владимир, ОГРН 1023301464031, ИНН 3328418637) о признании незаконной деятельности ООО "АТП "Лайн-Траст" по осуществлению пассажирских перевозок в городе Владимире, запрещении ООО "АТП "Лайн-Траст" осуществлять деятельность по перевозке пассажиров в городе Владимире,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Сысоева Д.Н. на основании доверенности от 27.11.2014 N 01-17/120 (сроком до 30.12.2016), Молькова А.В. на основании доверенности от 16.12.2014 N 01-17/136 (сроком до 30.12.2016), Колосовой О.А. на основании доверенности от 18.02.2014 N 01-17/17 (сроком до 30.12.2015);
от ответчика - Михеевой И.В. на основании доверенности от 27.10.2014 (сроком на 1 год), Большакова А.В. на основании доверенности от 20.07.2015 (сроком на 1 год),
УСТАНОВИЛ:
администрация г.Владимира (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Автомобильное Транспортное Предприятие "Лайн-Траст" (далее - ООО "АТП "Лайн-Траст", ответчик) о признании незаконной деятельности ответчика по осуществлению пассажирских перевозок в г.Владимире и запрещении осуществлять деятельность по перевозке пассажиров в г.Владимире.
Исковые требования основаны на статье 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьях 5, 6 Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области", статье 9 Закона Владимирской области от 14.02.2003 N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области".
Ответчик иск не признал.
Решением от 08.04.2015 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым по делу решением, ООО "АТП "Лайн-Траст" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, применением закона, не подлежащего применению, неправильным истолкованием закона, нарушением и неправильным применением норм процессуального права.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель не согласен с выводами суда о том, что ООО "АТП Лайн-Траст", ранее имевшее договора на обслуживание маршрутов N 2, 8 после окончания действия договоров, после проведения нового конкурса и заключения новых договоров продолжает осуществлять перевозки по данным маршрутам, нарушает права администрации на организацию перевозок по данным маршрутам и нарушает права новых перевозчиков на обслуживание этих маршрутов. Заявитель указал, что организовал новые маршруты N2 ст и 8 ст, не входящие в перечень маршрутов, организованных органами местного самоуправления, не совпадающие по пути следования и с иными остановочными пунктами.
Заявитель пояснил, что организация пассажирских перевозок на им организованных маршрутах осуществляется самостоятельно, за чёт собственных средств и возможностей, в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров..." и другими Федеральными нормативными актами.
По мнению заявителя, он не нарушает субъективного права администрации г. Владимира на организацию муниципальных маршрутов и на организацию на них пассажирских перевозок путем размещения муниципального заказа и привлечению к перевозке перевозчиков на основании договора.
Заявитель пояснил, что маршруты 2 ст и 8 ст открыты после изменения схемы движения муниципального транспорта г. Владимир, после того как некоторые районы г.Владимира остались без обслуживания населения автобусами. Оспариваемым решением обществу введён запрет всей деятельности по перевозкам пассажиров без исследования правомерности осуществления каждого вида деятельности в частности.
Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что ООО "АТП Лайн Траст" нарушает права администрации г.Владимира на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа, предоставленные ей подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заявитель полагает, что органы местного самоуправления не наделены правом регулирования гражданских прав, в том числе предпринимательской деятельности, регулирования видов деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральными органами.
Суд неправомерно учел положения Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-03. Отнесение к вопросам местного значения организации транспортного обслуживания не означает наделения полномочиями по контролю пассажирских перевозок и безопасностью дорожного движения. В отношении регулярных маршрутов, разработанных и обустроенных перевозчиками самостоятельно органы местного самоуправления ограничены правом согласования маршрутов, и конкурса в отношении этих маршрутов не проводится.
Судом не установлены факты и обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчики предоставляют услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом опасные для жизни и здоровья пассажиров.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Представители истца в отзыве и судебном заседании возразили против доводов жалобы, сославшись на их несостоятельность.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "АТП "Лайн-Траст" осуществляло перевозку пассажиров на городском сообщении по автобусным маршрутам N 8, 2 на основании договоров от 01.03.2009 N 8, 9, заключенных с Управлением промышленности, транспорта, предпринимательства и трудовых отношений города Владимира.
В соответствии с пунктом 1 договоров исполнитель обязан был осуществлять регулярные перевозки пассажиров по городским автобусным маршрутам N 8 (кольцевой) "Пл. Победы - Золотые Ворота-Рынок-Пл. Ленина-ЦДС "Факел"-Пл. Победы" и N 2 "ул. Балакирева - ж/д Вокзал", организованным в соответствии с постановлением Главы города Владимира от 17.05.2006 N 1372 "Об обслуживании населения города Владимира пассажирским транспортом" по утвержденному заказчиком расписанию, являющемуся неотъемлемой частью договора, автобусами особо малого класса.
Согласно пункту 7.1 названные договоры действовали до даты заключения договора по итогам назначенного в установленном порядке конкурса на пассажирские перевозки автобусным транспортом на территории муниципального образования "Городской округ Владимир".
В июле - августе 2014 года в соответствии с постановлением администрации города Владимира от 23.06.2014 N 2320 "О конкурсе на предоставление услуг по перевозке пассажиров по городским автобусным маршрутам и признании утратившим силу постановления администрации города Владимира от 07.11.2013 N 3986" проведен открытый конкурс на предоставление услуг по перевозке пассажиров по городским автобусным маршрутам N 2, 8, по итогам которого Отдел транспорта и связи администрации города Владимира заключил с ООО "Экипаж" и ООО "Экипаж плюс" договоры от 18.08.2014 N 7 и N 6 на предоставление услуг по перевозке пассажиров по городским автобусным маршрутам N 2, 36, 8.
Названные договоры вступили в силу с 01.09.2014, о чем истец был уведомлен письмами от 25.08.2014 N 46-01/837, 46-01/838. Также в названных письмах Отдел транспорта и связи сообщил, что срок действия договоров от 01.03.2009 N 8 и 9 окончен.
ООО "АТП "Лайн-Траст" заявку на участие в вышеназванном конкурсе не подавало.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 05.11.2014 по делу N А11-8427/2014 ООО "АТП "Лайн-Траст" отказано в иске к Отделу транспорта и связи администрации г.Владимира о признании действующими и заключенными на неопределенный срок договоров от 01.03.2009 N 8 и 9 на перевозку пассажиров в городском сообщении по автобусным маршрутам N 2, 8.
В настоящее время ООО "АТП "Лайн-Траст" осуществляет деятельность по организации регулярных пассажирских автобусных перевозок по маршрутам N 2 ст и 8 ст, не входящим в перечень маршрутов пассажирского транспорта города Владимира, утвержденного постановлением администрации г.Владимира от 21.07.2011 N 1561 "Об обслуживании населения города Владимира пассажирским транспортом и признании утратившими силу некоторых постановлений главы города Владимира".
Полагая, что вышеуказанная деятельность ООО "АТП "Лайн-Траст" является незаконной, нарушающей безопасное функционирование сети пассажирского транспорта г. Владимира, создающей ООО "АТП "Лайн-Траст" необоснованные преимущества перед другими перевозчиками, урегулировавшими отношения с администрацией города Владимира в установленном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, не исключая возможности применения иных способов, предусмотренных в законе.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Исходя из статьи 5, подпунктов 1, 2 статьи 19 Устава автомобильного транспорта одним из видов перевозок являются регулярные перевозки пассажиров и багажа, которые осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В соответствии со статьей 5 Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области" (далее - Закон Владимирской области N 18-ОЗ) органы местного самоуправления организуют перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории соответствующих муниципальных образований в пределах своих полномочий.
Заказчиком перевозок на маршрутах регулярных перевозок выступают администрация области или орган местного самоуправления, заключившие с перевозчиком договор или государственный (муниципальный) контракт на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа (статья 2 Закона Владимирской области N 18-ОЗ).
В силу пункта 1 статьи 6 Закона Владимирской области N 18-ОЗ для выполнения регулярных перевозок пассажиров формируется маршрутная сеть, включающая муниципальные, межмуниципальные и межрегиональные маршруты регулярных перевозок, проходящие по территории Владимирской области. Открытие, изменение и закрытие маршрута регулярных перевозок удостоверяется паспортом маршрута.
Заказчик перевозок в пределах своих полномочий, в том числе регулярно изучает потребности населения в пассажирских перевозках на основе обследования пассажиропотоков, в установленном порядке открывает новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов, утверждает и согласовывает паспорта маршрутов и расписания движения транспортных средств, организует и проводит конкурсы на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров, размещает заказы на оказание услуг по перевозке пассажиров для государственных и муниципальных нужд, заключает с перевозчиками соответствующие договоры, государственные (муниципальные) контракты (пункт 2 статьи 6 Закона Владимирской области N 18-ОЗ).
Пунктом 3 статьи 6 Закона Владимирской области N 18-ОЗ предусмотрено, что перевозка пассажиров на маршрутах регулярных перевозок без заключения договора с заказчиком перевозок не допускается.
Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 21.12.2000 N 238 "О положении об оказании услуг населению автомобильным транспортом в городе Владимире на основе муниципального заказа" утверждено Положение об оказании услуг населению пассажирским автомобильным транспортом в городе Владимире (далее - Положение), согласно которому заказчиком перевозок является администрация г.Владимира. Владельцы транспортных средств оказывают услуги по перевозке пассажиров в соответствии с договором, заключенным с заказчиком. Договоры с владельцами транспортных средств заключаются только на маршруты, определенные заказчиком в пределах границ муниципального образования. Получение права перевозки по муниципальному заказу для владельцев транспортных средств проводится на конкурсной основе с последующим заключением договора. Заказчик перевозок проводит среди перевозчиков конкурсы на право заключения договора на недотируемые перевозки на регулярных маршрутах с использованием инфраструктуры городской маршрутной сети (пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Положения).
Организация конкурса на заключение договоров на перевозку по муниципальным маршрутам направлена на удовлетворение потребностей населения муниципального образования в пассажирских перевозках; определение из числа претендентов - перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности - максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации; повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров; удовлетворение потребностей населения в области пассажирских перевозок и качества обслуживания населения; укрепление транспортной дисциплины перевозчиков.
При этом принцип конкурсного отбора перевозчиков не устанавливает каких-либо ограничений и препятствий в отношении осуществления ими перевозочной деятельности, поскольку каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе, все участники которого равны между собой, а победитель конкурса определяется на основании единых критериев оценки.
Ответчик в установленном порядке не обращался с заявкой на участие в конкурсе на право заключения договора на организацию обслуживания регулярных городских автобусных маршрутов в г. Владимире. Фактов уклонения администрации города от заключения с истцом договора на осуществление пассажирских перевозок судом не установлено.
Заключение договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом без проведения конкурса законодательно также не предусмотрено.
Кроме того, согласно статье 2 Закона Владимирской области N 18-ОЗ понятие "маршрут перевозчика" отсутствует.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что деятельность ответчика по организации пассажирских перевозок по маршрутам N 2 ст и 8 ст осуществляется с нарушением требований закона и подлежит запрету, в связи с чем суд удовлетворил требование истца.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции и считает необходимым пояснить, что основанием для осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам является совокупность трех условий: наличие соответствующей лицензии, наличие договоров на осуществление транспортного обслуживания, заключенных с органом местного самоуправления, и осуществление транспортного обслуживания по утвержденному маршруту и графику движения.
Получение лицом лицензии само по себе еще не свидетельствует о возникновении права осуществлять эту деятельность по регулярным муниципальным перевозкам без соблюдения иных перечисленных выше требований, в том числе, без соблюдения процедуры конкурсного отбора.
Апелляционным судом отклоняется довод заявителя жалобы о равноправии открытия маршрута по регулярным автобусным перевозкам, как перевозчиком, так и органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 постановления Главы города Владимира от 10.01.2006 N 2 "О порядке формирования сети регулярных автобусных маршрутов транспорта общего пользования на территории муниципального образования "Городской округ Владимир" работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов транспорта общего пользования на территории муниципального образования "Городской округ Владимир" осуществляется Управлением транспорта и связи администрации города Владимира. Согласно пункту 4 указанного постановления открытие, изменение и закрытие маршрута регулярных автобусных маршрутов транспорта общего пользования на территории муниципального образования "Городской округ Владимир" осуществляется заказчиком перевозок по инициативе органов местного самоуправления, перевозчиков, граждан.
Поступающие в адрес Заказчика перевозок обращения юридических и физических лиц по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров общественным транспортом на территории города Владимира подлежат рассмотрению на комиссии по организации перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории города Владимира.
ООО "АТП Лайн-Траст" в администрацию города Владимира по вопросу утверждения нового маршрута не обращалось. Заявитель осуществляет перевозки пассажиров по городским автобусным маршрутам, не входящим в перечень маршрутов пассажирского транспорта г. Владимира, утвержденного постановлением администрации г. Владимира от 21.07.2011 N 1561 "Об обслуживании населения города Владимира пассажирским транспортом и признании утратившими силу некоторых постановлений главы города Владимира".
Согласно статье 2 Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-03 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области" понятие маршрут перевозчика отсутствует.
Таким образом, нормы постановления главы города Владимира от 10.01.2006 N 2 "О порядке формирования сети регулярных автобусных маршрутов транспорта общего пользования на территории муниципального образования городской округ Владимир" не предусматривают возможность ООО "АТП Лайн-Траст" осуществлять перевозку пассажиров по маршруту неразработанную заказчиком.
Существенный вред законным интересам органа местного самоуправления выражается в нарушении организационного порядка допуска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к перевозкам транспортом общего пользования.
Продолжая свою деятельность по перевозке пассажиров без заключения договора с органом местного самоуправления и осуществляя перевозку пассажиров по маршрутам, не входящим в маршрутную сет разработанную заказчиком, ООО "АТП Лайн-Траст" создает препятствия в осуществлении прав администрации города Владимира в сфере организации транспортного обслуживания населения, наделенных ей статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ, а также в снижении аварийности на пассажирском транспорте, создании безопасных условий перевозки пассажиров и оптимизации движения маршрутной сети.
Довод заявителя о праве ответчика в силу предпринимательской деятельности, при наличии лицензии самостоятельно определять маршруты и осуществлять перевозки граждан общественным транспортом судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на ошибочном применении норм материального права.
Законодатель, наделяя органы местного самоуправления задачами и полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения, тем самым возложил на органы обеспечение, в том числе безопасного движения на дороге, стабильную работу транспорта, соответствие перевозчиков требованиям законодательства о перевозке пассажиров. Самостоятельное определение организациями, осуществляющими деятельность по перевозке, маршрутов городского транспорта приведет к дестабилизации движения общественного транспорта, а следовательно и к возникновению опасных ситуаций на дороге, в которых могут пострадать граждане. В связи с чем частью 6 статьи 13.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах поселения, городского округа, между поселениями в границах муниципального района без заключения с уполномоченным органом самоуправления договора или получения документов на выполнение указанных перевозок.
Довод заявителя об отказе в участии в новом конкурсе из-за убыточности нового маршрута судом апелляционной инстанции отклоняется как не имеющий правового значения в данном случае, поскольку при соблюдении всех предусмотренных законом процедур, заявитель не лишен возможности осуществлять свою деятельность.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.04.2015 по делу N А11-11771/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автомобильное Транспортное Предприятие "Лайн-Траст" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
О.А. Логинова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11771/2014
Истец: Администрация города Владимира
Ответчик: ООО "АВТОМОБИЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЛАЙН -ТРАСТ"