Нижний Новгород |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А79-10730/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод - Энерго" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2015, принятое судьей Бойко О.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г., по делу N А79-10730/2014,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод - Энерго" (ОГРН: 10421360000950, ИНН: 2119005472)
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод - Энерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление; антимонопольный орган) от 13.11.2014 по делу N 42/04-АМЗ-2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" (далее - ООО "Ядринжилремсервис").
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 05.05.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015, отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды неполно выяснили обстоятельства дела; считает, что постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.06.2014 N 211 (далее - Постановление N 211) не имеет обратной силы, поскольку оно не содержит условия о его распространении на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили. В соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего заявления ООО "Ядринжилремсервис" о нарушении Обществом антимонопольного законодательства, выразившемся в завышении платы за поставленную тепловую энергию и в отказе корректировать счета за поставленную тепловую энергию, Управление приказом от 29.09.2014 N 237 возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства N 42/04-АМЗ-2014.
По результатам рассмотрения указанного дела Управление 13.11.2014 приняло решение, в соответствии с которым признало Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кроме того, Обществу выдано предписание от 13.11.2014, согласно которому ему предписано в течение тридцати дней с момента получения предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в завышении стоимости потребленной тепловой энергии, путем перерасчета ранее выставленных счетов на оплату за поставленную тепловую энергию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), то есть путем корректировки (исключения) счетов, выставленных ООО "Ядринжилремсервис", из платы за поставленную тепловую энергию за август и сентябрь 2014 года (пункт 1); об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов проинформировать Управление в пятидневный срок с момента исполнения пункта 1 данного предписания (пункт 2).
Общество, посчитав, что указанные ненормативные акты антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 5 (частью 5), 10 (частью 1) Закона о защите конкуренции, статьей 4 (пунктом 1) Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) и Правилами N 307, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь аналогичными нормами права, а также статьями 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 198 (частью 1), 200 (частью 4) и 201 (частью 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приведенный в указанной норме перечень действий (бездействия), которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Доминирующее положение Общества на рынке тепловой энергии в границах присоединенных сетей установлено антимонопольным органом и судами на основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции. Данное обстоятельство Общество не оспаривает.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами.
Из материалов дела следует, что Общество (энергоснабжающая организация) и ООО "Ядринжилремсервис" (абонент) заключили договор от 28.01.2013 N 12 на отпуск тепловой энергии и горячее водоснабжение, сроком действия до 31.12.2013.
Суды установили, что ООО "Ядринжилремсервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами в городе Чебоксары, то есть является управляющей организацией.
Управляющая организация, вступившая в договорные отношения с поставщиком услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
На основании изложенного суды правомерно посчитали, что ООО "Ядринжилремсервис" должно приобретать у Общества тепловую энергию и теплоноситель по тарифам, установленным энергоснабжающей организацией для граждан.
Судами установлено и заявителем жалобы не оспорено, что расчет нормативов потребления тепловой энергии в отопительный период 2013 - 2014 годов производился по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В соответствии с Правилами N 306, норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев. Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306).
Таким образом, стоимость платы по договорам энергоснабжения, заключенным Обществом, включает плату за все 12 месяцев календарного года.
Постановлением N 211, вступившим в законную силу с 01.08.2014, утверждены новые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в Чувашской Республике, в том числе в Ядринском районе.
При этом расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению произведен исходя из продолжительности отопительного периода, равного семи месяцам.
В этом же постановлении признан утратившим силу пункт 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.09.2012 N 370, согласно которому до 01.01.2015 размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться в соответствии с Правилами N 307 и должны использоваться нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Изучив материалы дела, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что начисление платы за отопление по 1/12 должно производиться до августа 2014 года, а в августе и сентябре 2014 года плата за отопление начисляться не должна; с октября же 2014 года (с наступлением нового отопительного периода) начисление производится по новым нормативам.
В рассматриваемом случае, однако, в счета на оплату поставленной тепловой энергии в отопительный период (с октября 2013 года по апрель 2014 года) Общество включило плату за остальные месяцы календарного года, рассчитанную исходя из равномерной оплаты в течение всего года (1/12).
Исследовав все представленные сторонами доказательства с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что из счетов на оплату поставленной тепловой энергии необходимо исключить стоимость платы, рассчитанной для жилых домо, не оборудованных приборами учета, за август и сентябрь 2014 года.
Общество отказалось произвести перерасчет платы за отопление (письмо от 10.09.2014), чем ущемило права ООО "Ядринжилремсервис".
На основании изложенного суды правомерно посчитали, что Общество, занимающее доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, допустило нарушение части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, и отказали в удовлетворении заявления.
Довод заявителя жалобы о том, что Постановление N 211 не имеет обратной силы, основан на неверном толковании норм права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу N А79-10730/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод - Энерго" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доминирующее положение Общества на рынке тепловой энергии в границах присоединенных сетей установлено антимонопольным органом и судами на основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции. Данное обстоятельство Общество не оспаривает.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами.
...
Судами установлено и заявителем жалобы не оспорено, что расчет нормативов потребления тепловой энергии в отопительный период 2013 - 2014 годов производился по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
...
Общество отказалось произвести перерасчет платы за отопление (письмо от 10.09.2014), чем ущемило права ООО "Ядринжилремсервис".
На основании изложенного суды правомерно посчитали, что Общество, занимающее доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, допустило нарушение части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, и отказали в удовлетворении заявления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 ноября 2015 г. N Ф01-4892/15 по делу N А79-10730/2014