Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
Нижний Новгород |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А79-2891/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Семенова Геннадия Васильевича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.07.2015, принятое судьей Каргиной Н.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-2891/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Семенова Геннадия Васильевича (ИНН: 212900342757)
о признании незаконным решения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от 16.01.2015
и установил:
индивидуальный предприниматель Семенов Геннадий Васильевич (далее - ИП Семенов Г.В.; Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике (далее - Управление ГИБДД по Чувашской Республике) от 16.01.2015 о прекращении приема экзаменов для выдачи водительских удостоверений лицам, обучившимся у ИП Семенова Г.В., осуществляющего непосредственно образовательную деятельность, и об обязании возобновить прием экзаменов для выдачи водительских удостоверений названным лицам.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.05.2015 произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления ГИБДД по Чувашской Республике на надлежащего ответчика - Министерство внутренних дел по Чувашской Республике (далее - МВД по Чувашской Республике; уполномоченный орган).
Решением суда первой инстанции от 10.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.09.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Семенов Г.В. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), часть 1 статьи 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), заявитель считает, что проводил профессиональное обучение, в связи с чем получения лицензии на осуществление данного вида деятельности не требуется. По его мнению, уполномоченный орган неправомерно отказал Предпринимателю в приеме экзаменов у обучавшихся у него лиц.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Предприниматель осуществлял непосредственное обучение водителей автотранспортных средств категорий "А" и "В".
В связи с прекращением Управлением ГИБДД МВД по Чувашской Республике приема экзаменов у обучившихся у ИП Семенова Г.В. лиц и выдачи им водительских удостоверений Предприниматель обратился в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В письме от 16.01.2015 Управление ГИБДД МВД по Чувашской Республике сообщило ИП Семенову Г.В. о том, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие непосредственно образовательную деятельность, не правомочны выдавать документы о квалификации, подтверждающие присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения, поскольку профессиональное обучение как вид образования подлежит лицензированию.
Посчитав данное решение не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 26 Закона N 196-ФЗ, статьей 91 Закона об образовании, Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение N 711), суд отказал в удовлетворении заявленных требований и исходил из законности оспариваемого ненормативного акта.
Апелляционный суд, руководствуясь аналогичными нормами права, оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 196-ФЗ подготовка водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий является профессиональным обучением.
Согласно части 13 статьи 2 Закона об образовании профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Требования к учебно-материальной базе, необходимой для профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий установлены примерными программами профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (далее - Приказ N 1408), которыми помимо учебных планов также предусмотрены перечни учебного оборудования, необходимого для подготовки водителей транспортных средств различных категорий.
При этом в соответствии с пунктом 1 Положения N 711 Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В пункте 2 Положения N 711 определено, что Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
На основании подпункта "б" пункта 11 Положения N 711 на Госавтоинспекцию возложена обязанность в том числе по согласованию программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Таким образом, для осуществления образовательной деятельности по реализации Примерных программ, утвержденных Приказом N 1408, необходимо наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы, установленной требованиями, и программ, согласованных с Госавтоинспекцией.
Вместе с тем суды установили, что Предприниматель не представил доказательств наличия у него согласованных с ГИБДД программ подготовки водителей автомототранспортных средств категории "А", "В", а также наличия необходимого оборудования и технических средств обучения, предусмотренных Примерными программами, утвержденными Приказом N 1408.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что решение Управления от 16.01.2015 о прекращении приема экзаменов для выдачи водительских удостоверений лицам, обучившимся у ИП Семенова Г.В., являлось законным и не нарушало права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и отказали Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.07.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу N А79-2891/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Семенова Геннадия Васильевича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования к учебно-материальной базе, необходимой для профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий установлены примерными программами профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (далее - Приказ N 1408), которыми помимо учебных планов также предусмотрены перечни учебного оборудования, необходимого для подготовки водителей транспортных средств различных категорий.
...
На основании подпункта "б" пункта 11 Положения N 711 на Госавтоинспекцию возложена обязанность в том числе по согласованию программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Таким образом, для осуществления образовательной деятельности по реализации Примерных программ, утвержденных Приказом N 1408, необходимо наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы, установленной требованиями, и программ, согласованных с Госавтоинспекцией.
Вместе с тем суды установили, что Предприниматель не представил доказательств наличия у него согласованных с ГИБДД программ подготовки водителей автомототранспортных средств категории "А", "В", а также наличия необходимого оборудования и технических средств обучения, предусмотренных Примерными программами, утвержденными Приказом N 1408."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 ноября 2015 г. N Ф01-4923/15 по делу N А79-2891/2015