Нижний Новгород |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А43-498/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2015.
Полный текст постановления изготовлен 10.12.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей
от некоммерческого партнерства по защите прав и обслуживанию собственников земельных участков коттеджного поселка "Бурцево НН": Шубина С.В. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.12.2014),
от открытого акционерного общества "Сибур-Нефтехим": Пирожковой Э.В. (доверенность от 05.06.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого партнерства по защите прав и обслуживанию собственников земельных участков коттеджного поселка "Бурцево НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.06.2015, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г., по делу N А43-498/2015
по заявлению некоммерческого партнерства по защите прав и обслуживанию собственников земельных участков коттеджного поселка "Бурцево НН" (ОГРН: 1135200000792, ИНН: 5256985476),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытое акционерное общество "Сибур-Нефтехим", общество с ограниченной ответственностью "Земля",
о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области
и установил:
некоммерческое партнерство по защите прав и обслуживанию собственников земельных участков коттеджного поселка "Бурцево НН" (далее - Некоммерческое партнерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области (далее - Учреждение) по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об охранной зоне объекта "этилено- и пропиленопроводы (транспортировка этилена и пропилена), длина 143,29 километра, инвентарный номер 92456, литеры 1Т, 1Т1, 1Т2, 2Т, 2Т1, 2Т2, 3Т, 4Т, условный номер 52-52-10/057/2007-169 (полигон N 2 охранной зоны)", и об обязании Учреждения удалить из государственного кадастра недвижимости сведения об охранной зоне объекта "этилено- и пропиленопроводы (транспортировка этилена и пропилена), длина 143,29 километра, инвентарный номер 92456, литеры 1Т, 1Т1, 1Т2, 2Т, 2Т1, 2Т2, 3Т, 4Т, условный номер 52-52-10/057/2007-169 (полигон N 2 охранной зоны)".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета рассматриваемого спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Сибур-Нефтехим" (далее - Общество) и общество с ограниченной ответственностью "Земля".
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 01.06.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015, отказал заявителю в удовлетворении требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Некоммерческое партнерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, оспариваемые сведения внесены с нарушением порядка, установленного Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от 18.08.2008 N 618, а именно в отсутствие решения органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий. Из представленных в дело доказательств не представляется возможным установить, к какому типу относится объект - этилено- и пропиленопровод, каким правовым актом руководствоваться при установлении охранных зон; межевое (землеустроительное) дело не содержит координат объекта. В нарушение пункта 9 части 2 статьи 7, части 3 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственная регистрация спорной охранной зоны не проводилась, поэтому сведения о ней не подлежали внесению в кадастр недвижимости.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Учреждение не обеспечило явку представителя в судебное заседание, представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Представитель Общества в судебном заседании возразил против жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, Партнерство представляет интересы собственников земельных участков (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства), расположенных по адресу: Нижегородская область, Богородский район, деревня Бурцево, улица Радужная.
При получении 04.10.2014 кадастрового плана территории от 30.09.2014 N К-В(ГКУ)/14-628796 в отношении кадастрового квартала 52:24:0030001 председатель правления Некоммерческого партнерства установил, что около 40 земельных участков, расположенных по указанному адресу, находятся в охранной зоне объекта "этилено- и пропиленопроводы (транспортировка этилена и пропилена), длина 143,29 километра, инвентарный номер 92456, литер 1Т, 1Т1, 1Т2, 2Т2, 3Т, 4Т, условный номер 52-52-10/057/2007-169 (полигон N 2 охранной зоны)" (далее - Объект).
Некоммерческое партнерство 03.12.2014 направило в Учреждение заявление-претензию с требованием удалить из государственного кадастра сведения об охранной зоне Объекта.
Письмом от 29.12.2014 Учреждение отказало в удовлетворении требований заявителя в добровольном порядке, предложило Некоммерческому партнерству обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Посчитав действия Учреждения по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об охранной зоне Объекта не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими его права и законные интересы, Некоммерческое партнерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Материалами дела подтверждается, что Общество 27.08.2007 зарегистрировало право собственности на этилено- и пропиленопроводы (транспортировка этилена и пропилена), длиной 143,29 километра, инвентарный номер 92456, литеры 1Т, 1Т1, 1Т2, 2Т, 2Т1, 2Т2, 3Т, 4Т, расположенные по адресу: Нижегородская область, Кстовский, Дальнеконстантиновский, Богородский районы, город Нижний Новгород, город Дзержинск, от эстакады установки низкотемпературного распределения для транспортирования по трубопроводу, расположенной на территории Нефтехимического завода (кстовский район, в 3,0 километрах южнее города Кстово) до корпуса 1235 цеха 604 завода Окиси этилена и гликолей (город Дзержинск, Восточная промышленная зона).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" магистральные этилено и пропилено проводы относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемых по ним сжиженных углеводородных газов.
Участок магистрального продуктопровода пропилена "Кстово-Дзержинск", а также участок магистрального продуктопровода этилена "Кстово-Дзержинск" зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов, о чем Обществу выдано свидетельство АА 417364.
Согласно статьям 9, 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектах" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
В частях 1 и 2 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Зона минимального расстояния до объекта системы газоснабжения относится к зонам с особыми условиями использования территорий (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат, разработаны правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2.1 Правил трубопроводы относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.
Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе вдоль всей трассы трубопроводов.
Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил (пункт 4.2 Правил).
В части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе, содержащие ограничения использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Сведения о зонах вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение).
Суды установили, что для строительства трубопроводов в 1978 году на территории Богородского района были отведены участки лесных и сельскохозяйственных угодий (пашни), трубопроводы завершены строительством и введены в эксплуатацию в 1981 году, проложены под землей.
Трубопроводы, принадлежащие Обществу на праве собственности предназначены для транспортировки этилена и пропилена (сжиженные углеводородные газы, обладающие опасными свойствами), в связи с чем их охранная зона составляет 100 метров от оси трубопровода с каждой стороны (пункт 4.1 Правил).
Общество 06.12.2012 обратилось в Учреждение с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об охранной зоне указанных трубопроводов в границах Богородского района.
Решением от 18.12.2012 N 61/12-2196 Учреждение внесло сведения о зоне с особыми условиями использования территории с присвоением учетного номера 52.24.2.55, что подтверждается письмом Учреждения от 19.12.2012 N 2.1-30/785. Основанием внесения сведений об охранной зоне магистральных трубопроводов послужили нормы Правил, местоположение границы охранной зоны определено в межевом деле.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что Учреждение на законных основаниях внесло сведения об охранной зоне спорного Объекта.
Особый режим использования земельных участков в границах охранных зон имеет административно-правовой характер. Как правильно указали суды первой и второй инстанций, правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9, не предусматривают необходимости принятия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об определении соответствующей охранной зоны. Наличие охранной зоны для обеспечения эксплуатации магистральных трубопроводов установлено законом и не зависит от принятия специального акта указанными органами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства. Местоположение границ объекта землеустройства, согласно указанному закону, определяется при проведении работ по землеустройству.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Общество осуществило проведение землеустроительных работ по установлению зон с особыми условиями использования территории, на которой расположены принадлежащие ему магистральные трубопроводы.
Кадастровым инженером, проводившим работы по установлению границ охранной зоны Объекта, определены (рассчитаны) координаты характерных точек границ зоны, что отражено в карте (плане) зоны с особыми условиями использования территории, на основании которой в кадастровую выписку на земельный участок и в кадастровый паспорт было внесено описание местоположения охранной зоны.
Суд округа признал не имеющим юридического значения для разрешения настоящего спора довод заявителя о необходимости государственной регистрации охранной зоны в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество по статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации до ее внесения в кадастр недвижимости. Охранная зона спорных трубопроводов установлена на основании Правил, принятых в 1992 году, поэтому ее отсутствие в отношении ранее возникших ограничений прав, до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не является в соответствии со статьей 6 данного Закона основанием для признания их юридически недействительными.
При принятии обжалуемых судебных актов суды правильно исходили из того, что особые условия использования земельных участков, находящихся в охранной зоне, установлены в рамках положений статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил в целях защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, в связи с чем они сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в принятых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.06.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по делу N А43-498/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческого партнерства по защите прав и обслуживанию собственников земельных участков коттеджного поселка "Бурцево НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа признал не имеющим юридического значения для разрешения настоящего спора довод заявителя о необходимости государственной регистрации охранной зоны в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество по статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации до ее внесения в кадастр недвижимости. Охранная зона спорных трубопроводов установлена на основании Правил, принятых в 1992 году, поэтому ее отсутствие в отношении ранее возникших ограничений прав, до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не является в соответствии со статьей 6 данного Закона основанием для признания их юридически недействительными.
При принятии обжалуемых судебных актов суды правильно исходили из того, что особые условия использования земельных участков, находящихся в охранной зоне, установлены в рамках положений статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил в целях защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 декабря 2015 г. N Ф01-4920/15 по делу N А43-498/2015