Нижний Новгород |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А79-600/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от ответчика: Яранцева Е.Н. (доверенность от 01.01.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Порецкого района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.06.2015, принятое судьей Лазаревой Т.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015, принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Логиновой О.А., по делу N А79-600/2015
по иску администрации Порецкого района Чувашской Республики (ИНН: 2113001841, ОГРН: 1022103030267)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (ИНН: 2126003807, ОГРН: 1022100971210)
об урегулировании разногласий по муниципальному контракту,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Котельные и тепловые сети",
и установил:
администрация Порецкого района Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - Общество) об урегулировании разногласий по муниципальному контракту на поставку природного газа от 26.11.2014 N р59-6-0285 и признании данного муниципального контракта заключенным на условиях, определенных в редакции Администрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Котельные и тепловые сети" (далее - ООО "Котельные и тепловые сети").
Суд решением от 26.06.2015 отказал Администрации в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.09.2015 оставил решение суда без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, условие договора поставки природного газа о солидарной ответственности истца противоречит нормам гражданского и бюджетного законодательства; на Администрацию может быть возложена обязанность по оплате потребленного ресурса только в отношении подведомственных ей муниципальных бюджетных учреждений.
В кассационной жалобе заявитель просил приобщить к материалам дела копию договора поставки газа от 24.12.2013 N 59-5-7722.
Рассмотрев данное ходатайство, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку сбор доказательств, их исследование и оценка на стадии кассационного производства не допускаются в силу ограничений, установленных в статьях 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного приложенные к кассационной жалобе документы подлежат возврату заявителю.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы Администрации.
ООО "Котельные и тепловые сети" отзыв не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Администрация заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация в письме от 13.03.2014 направила Обществу расчет-заявку потребности в природном газе для муниципальных нужд Порецкого района на 2015 год, в том числе расчет-заявку потребности в природном газе для организаций коммунального комплекса на 2015 год, гарантийное письмо об оплате заявленных объемов газа на 2015 год.
Общество 26.11.2014 направило в Администрацию письмо с предложением в срок до 05.12.2014 подписать муниципальный контракт от 26.11.2014 N р59-6-0285 на поставку природного газа на 2015 год для муниципальных нужд Порецкого района.
Администрация направила Обществу муниципальный контракт от 26.11.2014 N р59-6-0285, который подписан с протоколом разногласий, и согласно которому пункты 2.2, 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2, 4.4.4, 7.7, 7.8, 7.9 муниципального контракта изложены в следующей редакции:
- заказчик поручает, а поставщик осуществляет на возмездной основе поставку (передачу) природного газа для муниципальных нужд муниципального образования Порецкого района, в том числе для нужд муниципальных бюджетных учреждений Порецкого района.
Поставщик обязуется поставить и передать получателям - подведомственным заказчику и уполномоченным заказчиком организациям газ горючий природный и (или) газ горючий природный сухой отбензиненный, нефтяной попутный, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами (далее - газ), для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Порецкого района и обеспечить его транспортировку силами ОАО "Газпром газораспределение Чебоксары", являющегося соисполнителем настоящего контракта, (далее ГРО) до границ(ы) трубопроводов(а) ГРО, технологически связанных(ого) с точками подключения, принадлежащих получателям, к газораспределительным сетям, а заказчик обязуется обеспечить прием газа получателями, с соблюдением режима газопотребления, на газопотребляющем оборудовании получателей и оплату поставленного газа подведомственными заказчику муниципальными бюджетными учреждениями.
Поставка природного газа по указанию заказчика производится непосредственно получателям - подведомственным заказчику организациям (учреждениям) и иным организациям, указанным в реестре получателей (приложения N 1, 2), являющемся неотъемлемой частью настоящего контракта, в согласованных объемах, м3
2015 год |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
3 157 922 |
1 721 046 |
390 311 |
125 593 |
920 972 |
а заказчик обязуется обеспечить оплату подведомственными заказчику муниципальными бюджетными учреждениями поставленных товаров (статья 526 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- оплата (расчеты) производится в безналичном порядке путем перечисления денежных средств получателями на указанный в контракте расчетный счет поставщика, и (или) заказчиком, но только в отношении подведомственных заказчику муниципальных бюджетных учреждений, и (или) в наличной форме (пункт 3.4.1);
- расчеты с поставщиком за поставляемый природный газ производятся получателями и (или) самим муниципальным заказчиком, но только в отношении подведомственных заказчику муниципальных бюджетных учреждений (в солидарном порядке) ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании условий настоящего контракта и договоров поставки газа с получателями (пункт 3.4.3);
- ежемесячно в полном объеме организовывать поступление денежных средств от получателей - подведомственных муниципальному заказчику организаций (учреждений) поставщику за поставленный указанным организациям природный газ (пункт 4.2.2);
- заключать договоры поставки газа с получателями в соответствии с выделенными объемами природного газа, оплата которых обеспечивается получателями, заказчиком - но только в отношении подведомственных заказчику муниципальных бюджетных учреждений (пункт 4.4.4);
- в случае просрочки исполнения заказчиком, в отношении муниципальных бюджетных учреждений, получателями обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения заказчиком, в отношении муниципальных бюджетных учреждений, получателями обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик направляет заказчику, но только в отношении муниципальных бюджетных учреждений, получателям требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (пункт 7.7);
- пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства заказчиком, но только в отношении подведомственных заказчику муниципальных бюджетных учреждений, получателями, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы (пункт 7.8);
- штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком, но только в отношении подведомственных заказчику муниципальных бюджетных учреждений, получателями обязательств, предусмотренных контрактом и заключаемыми на его основе договоров поставки, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается непосредственно в договорах поставки газа, заключаемых с получателями (пункт 7.9).
В письме от 30.12.2014 Общество отклонило протокол разногласий, представленный Администрацией.
Ввиду недостижения сторонами соглашения о внесении изменений в пункты 2.2, 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2, 4.4.4, 7.7, 7.8 и 7.9 муниципального контракта в редакции Администрации истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 322, 532, 525, 526, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Законом Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные пункты муниципального контракта, изложенные в редакции Администрации, не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводом суда и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В пункте 2 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (статья 525 ГК РФ).
В соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В силу пункта 1 статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Закона; особенностей исполнения контрактов.
В пункте 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
На основании части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае, предусмотренном в пункте 8 части 1 статьи 93 указанного Закона, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.
На основании статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" при заключении государственного или муниципального контракта на поставку газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 N 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд".
Согласно пункту 2 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
В силу статьи 532 ГК РФ при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
На основании пункта 2 статьи 361 ГК РФ поручительство может возникать на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств. Правила настоящего Кодекса о поручительстве в силу договора применяются к поручительству, возникающему на основании закона, если законом не установлено иное.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обеспеченного поручительством обязательства влечет солидарную ответственность поручителя и должника перед кредитором, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (статья 363 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, в письме от 13.03.2014 Администрация направила Обществу расчет-заявку потребности в природном газе для нужд муниципальных образований Порецкого района на 2015 год, расчет-заявку потребности в природном газе для организаций коммунального комплекса на 2015 год и гарантийное письмо об оплате заявленных объемов газа на 2015 год.
В соответствии с расчетами-заявками потребность в природном газе на 2015 год для муниципальных нужд Порецкого района (в том числе для потребителей, финансируемых за счет бюджетных средств, и организаций коммунального комплекса) всего составляет 3 157 922 кубических метра.
Объем природного газа, указанный в муниципальном контракте, утвержден комиссией, созданной по приказу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 25.03.2014 N 03/1-03/117, и согласован в ООО "Газпроммежрегионгаз".
Таким образом, приняв во внимание то обстоятельство, что по условиям муниципального контракта истец является муниципальным заказчиком, а также то, что общий объем природного газа, указанный в расчетах-заявках, обеспечивал потребности всех категорий получателей (подведомственных Администрации муниципальных бюджетных учреждений, администраций сельских поселений, организаций коммунального комплекса), суды обоснованно признали, что в рассматриваемом случае Администрация является поручителем в силу закона, в связи с чем у нее возникает солидарная ответственность по оплате всего объема поставляемого энергоресурса (статьи 361 и 532 ГК РФ).
В части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начисляются штрафы, размер которых устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила N 1063).
На основании пункта 3 Правил N 1063 размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 миллиона рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 миллионов рублей до 50 миллионов рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 миллионов рублей до 100 миллионов рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 миллионов рублей.
На основании пункта 6 Правил N 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где каждое обозначение имеет свое назначение.
Таким образом, из буквального толкования статьи 34 Закона N 44-ФЗ и Правил N 1063 следует, что указание в контракте фиксированных сумм неустоек (штрафов, пеней) за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, и порядка их определения является обязательным.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что пункты 7.8 и 7.9 муниципального контракта от 26.11.2014 N р59-6-0285 в редакции Администрации не содержали указание на размер штрафных санкций (штрафов, пеней) в виде фиксированных сумм и порядок их определения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для признания муниципального контракта от 26.11.2014 N р59-6-0285 на поставку природного газа заключенным на условиях, определенных в редакции Администрации.
Доводы Администрации, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм ГК РФ и Закона N 44-ФЗ.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.06.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 по делу N А79-600/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Порецкого района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 6 Правил N 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где каждое обозначение имеет свое назначение.
Таким образом, из буквального толкования статьи 34 Закона N 44-ФЗ и Правил N 1063 следует, что указание в контракте фиксированных сумм неустоек (штрафов, пеней) за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, и порядка их определения является обязательным.
...
Доводы Администрации, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм ГК РФ и Закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 декабря 2015 г. N Ф01-5094/15 по делу N А79-600/2015