Нижний Новгород |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А79-9165/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.07.2015, принятое судьей Бойко О.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015, принятое судьями Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., Мальковой Д.Г., по делу N А79-9165/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" (ИНН: 2130001337, ОГРН: 1062130004210)
о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии от 20.10.2014 N 50346/14/21002-ИП и признании незаконными действий по возбуждению исполнительного производства
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии (далее - судебный пристав-исполнитель) о признании незаконным и отмене постановления от 20.10.2014 о возбуждении исполнительного производства N 50346/14/21002-ИП, действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.07.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежавшие применению нормы материального права, а именно: пункт 5 части 1 статьи 12, часть 1 статьи 13, пункт 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), пункт 7 статьи 46, пункты 1, 2 части 2 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, судебный пристав-исполнитель неправомерно возбудил исполнительное производство на основании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция) о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика от 10.10.2014 N 9825. Общество утверждает, что постановление Инспекции от 10.10.2014 N 9825 не может быть квалифицировано судами в качестве исполнительного документа, поскольку оно не соответствует требованиям, установленным НК РФ и Федеральным законом N 229-ФЗ. Общество указывает, что в постановлении Инспекции от 10.10.2014 N 9825 не указаны фамилия и инициалы должностного лица, подписавшего исполнительный документ; в постановлении указаны дата принятия и номер несуществующего решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - от 10.10.2014 N 1080092; постановление не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. Кроме того, Общество считает, что в материалах исполнительного производства отсутствуют документы, содержащие отметки банков и иных кредитных учреждений, о полном или частичном неисполнении требований налогового органа в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция 10.10.2014 направила в Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии постановление N 9825 о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, процентов в размере 1 167 534 рублей 01 копейки за счет имущества Общества.
На основании указанного постановления судебный пристав-исполнитель 20.10.2014 возбудил в отношении Общества исполнительное производство N 50346/14/21002-ИП.
Общество, полагая, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 20.10.2014 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает ее права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 12, 13, 30 и 31 Федерального закона N 229-ФЗ, статьями 47, 76 НК РФ и соглашением Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 04.04.2014 N 0001/7, Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" (далее - Соглашение), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления о возбуждении исполнительного производства.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений судебных приставов-исполнителей, если полагают, что решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В частности, к таким исполнительным документам относится постановление налогового органа о взыскании задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам и процентам за счет имущества должника - налогоплательщика, принимаемое в порядке, установленном статьей 47 НК РФ.
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 229-ФЗ в исполнительном документе должны быть указаны: наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; сведения о должнике и взыскателе (для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно); для организаций - наименование и юридический адрес; для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве); резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; дата выдачи исполнительного документа.
В пункте 4 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 данного Федерального закона.
Согласно пункту 2.1 Соглашения постановление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в течение трех дней с момента вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя направляется в электронном виде в структурное подразделение территориального органа ФССП России в срок, установленный статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Иные исполнительные документы направляются налоговым органом в структурное подразделение территориального органа ФССП России в сроки, установленные частями 1 - 3 статьи 21 Федерального закона N 229-ФЗ. Исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому статьей 33 Федерального закона N 229-ФЗ, с приложением документов в электронном виде, содержащих:
- расшифровку задолженности налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов (далее - налогоплательщик) с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации. В случае последующего изменения реквизитов счетов либо кодов бюджетной классификации территориальный орган ФНС России обязан в течение трех дней со дня внесения изменений направить в структурное подразделение территориального органа ФССП России уточненную расшифровку;
- перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых территориальным органом ФНС России для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае открытия налогоплательщиком счетов в банках и иных кредитных организациях после вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения таких сведений дополнительно направить в структурное подразделение территориального органа ФССП России соответствующую информацию;
- сведения об остатках денежных средств на счетах в банке, представляемые кредитными организациями в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации;
- иные имеющиеся у налогового органа сведения:
1) об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах, с приложением выписки из бухгалтерского баланса должника по статьям актива;
2) о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
3) фактические адреса, телефоны головной организации-должника и ее структурных подразделений;
4) о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;
5) иные дополнительные сведения.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция в отношении Общества приняла постановление от 10.10.2014 N 9825 о взыскании налога, пеней, в сумме 1 167 534 рублей 01 копейки за счет имущества Общества. Постановление Инспекции от 10.10.2014 N 9825 было направлено в Службу судебных приставов в электронной форме и заверено квалифицированной электронной подписью.
Суды установили, что к постановлению были приложены сведения об открытых Обществом расчетных и иных счетах в банках и других кредитных организациях, с указанием на отсутствие на этих счетах денежных средств, достаточных для погашения задолженности в порядке, установленном статьей 46 НК РФ, а также то, что при распечатке судебным приставом-исполнителем постановления Инспекции полученный документ называется "акт органа, осуществляющего контрольные функции", не имеет значения, поскольку это обусловлено особенностями программного обеспечения.
Кроме того, суды установили, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.03.2015 по делу N А79-9861/2014 решение Инспекции от 10.10.2014 N 9907 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика принято в соответствии с действующим законодательством, а спорное постановление вынесено на его основе.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды пришли к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 20.10.2014 является законным и обоснованным, соответствует требованиям Федерального закона N 229-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Общества.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.07.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу N А79-9165/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2.1 Соглашения постановление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в течение трех дней с момента вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя направляется в электронном виде в структурное подразделение территориального органа ФССП России в срок, установленный статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Иные исполнительные документы направляются налоговым органом в структурное подразделение территориального органа ФССП России в сроки, установленные частями 1 - 3 статьи 21 Федерального закона N 229-ФЗ. Исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому статьей 33 Федерального закона N 229-ФЗ, с приложением документов в электронном виде, содержащих:
- расшифровку задолженности налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов (далее - налогоплательщик) с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации. В случае последующего изменения реквизитов счетов либо кодов бюджетной классификации территориальный орган ФНС России обязан в течение трех дней со дня внесения изменений направить в структурное подразделение территориального органа ФССП России уточненную расшифровку;
- перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых территориальным органом ФНС России для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае открытия налогоплательщиком счетов в банках и иных кредитных организациях после вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения таких сведений дополнительно направить в структурное подразделение территориального органа ФССП России соответствующую информацию;
- сведения об остатках денежных средств на счетах в банке, представляемые кредитными организациями в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации;
...
Суды установили, что к постановлению были приложены сведения об открытых Обществом расчетных и иных счетах в банках и других кредитных организациях, с указанием на отсутствие на этих счетах денежных средств, достаточных для погашения задолженности в порядке, установленном статьей 46 НК РФ, а также то, что при распечатке судебным приставом-исполнителем постановления Инспекции полученный документ называется "акт органа, осуществляющего контрольные функции", не имеет значения, поскольку это обусловлено особенностями программного обеспечения.
...
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды пришли к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 20.10.2014 является законным и обоснованным, соответствует требованиям Федерального закона N 229-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Общества."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 декабря 2015 г. N Ф01-5093/15 по делу N А79-9165/2014