Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 апреля 2003 г. N КГ-А41/1314-03
(извлечение)
Администрация Ступинского района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству финансов РФ и Министерству финансов Московской области о взыскании в бюджет Ступинского района компенсации в размере 250 миллионов рублей для исполнения решения органа государственной власти о принудительном принятии от ОАО "Ступинский металлургический комбинат" в муниципальную собственность объектов жилищного фонда.
До начала судебного разбирательства по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил предмет иска и просил суд обязать Министерство финансов РФ предоставить в бюджет Ступинского района Московской области за счет казны Российской Федерации компенсацию в размере 250 миллионов рублей для реализации решения органа государственной власти о принудительном принятии от ОАО "Ступинский металлургический комбинат" в муниципальную собственность объектов жилищного фонда.
Исковые требования мотивированы тем, что решением от 29.04.2002 по делу N А41-К2-18833/01 Арбитражный суд Московской области обязал на основании пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Администрацию Ступинского района принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда ОАО "Ступинский металлургический комбинат", признанного несостоятельным (банкротом), по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. В результате обследования переданных объектов установлено, что 78 домов постройки 30-х годов прошлого века являются ветхими, а санитарно-техническое состояние 10 зданий общежитии не соответствуют установленным требованиям. Обязанность осуществить приемку указанных объектов по фактическому состоянию приведет к дополнительным расходам бюджета Ступинского района в сумме 250 миллионов рублей. Право муниципального образования на компенсацию средств на дополнительные расходы, понесенные в связи с решениями органов государственной власти, закреплено в статье 38 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации. В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса РФ расходы по обеспечению реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней, финансируются исключительно из федерального бюджета.
Определением от 26.07.2002 указанное исковое заявление принято арбитражным судом к производству и дело назначено к судебному разбирательству.
Определением от 09.10.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.12.2002, производство по делу прекращено по основанию пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При этом суд исходил из того, что решение поставленных Администрацией Ступинского района в исковом заявлении вопросов, возможно только в рамках меж бюджетных, а не гражданско-правовых (частных) правоотношений, а потому дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В кассационной жалобе истец просит отменить определение от 09.10.2002 и постановление от 04.12.2002 в связи с нарушением при их принятии норм статей 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса РФ, неприменением подлежащих применению норм статей 133 Конституции Российской Федерации" и 28, 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель считает, что спор между ним и Российской Федерацией вытекает из гражданско-правовых отношений и подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца поддержали кассационную жалобу, сообщив дополнительно о том, что его требования о компенсации дополнительных расходов, связанных с передачей в муниципальную собственность ветхого жилищного фонда предприятия банкрота, оставлены без удовлетворения Министерством финансов Российской Федерации.
Министерство финансов РФ и ОАО "Ступинский металлургический комбинат", извещенные о времени и месте судебного разбирательства по делу, своих представителей и отзыв на кассационную жалобу в суд не направили.
Представитель Министерства финансов Московской области оставил решение вопроса по кассационной жалобе на усмотрение суда.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области поддержал кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты - отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
Статьей 133 Конституции Российской Федерации гарантируются права местного самоуправления в Российской Федерации на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Гарантированное Конституцией Российской Федерации право местного самоуправления на судебную защиту распространяется и на область бюджетных отношений.
С учетом указанных норм и экономического характера спора о компенсации дополнительных расходов местного самоуправления (муниципального образования), возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также его субъектного состава, дело по этому спору в силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит рассмотрению арбитражным судом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
определение от 9 октября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 4 декабря 2002 года по делу N А41-К1-11524/02 Арбитражного суда Московской области отменить, дело направить в первую инстанцию того же арбитражного суда для рассмотрения иска по существу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 апреля 2003 г. N КГ-А41/1314-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании