Нижний Новгород |
|
29 декабря 2015 г. |
Дело N А43-18113/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2015.
Полный текст постановления изготовлен 29.12.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
при участии заявителя - Сизова Вячеслава Алексеевича, представителя заявителя: Ставцевой М.А. (доверенность от 16.09.2014), представителя администрации городского округа город Выкса Нижегородской области: Устинова В.И. (доверенность от 02.12.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сизова Вячеслава Алексеевича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.05.2015, принятое судьей Садовской Г.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-18113/2014
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сизова Вячеслава Алексеевича
о признании незаконным решения главы администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, изложенного в письме от 31.03.2014 N 1096,
и установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сизов Вячеслав Алексеевич (далее - глава КФХ Сизов В.А.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения главы администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - Администрация), изложенного в письме от 31.03.2014 N 1096, об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании Администрации принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 52:53:00030701:76, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Выкса, в районе озер Розваново, Прорва, Долгое, и заключить договор аренды на испрашиваемый земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Агротек" (далее - Общество), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Скалкин Кирилл Алексеевич (далее - глава КФХ Скалкин К.А.).
Заявленные требования основаны на статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) и мотивированы тем, что заявитель, как глава КФХ, имеет преимущественное право на приобретение земельного участка.
Решением от 19.05.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015, Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, глава КФХ Сизов В.А. обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, является необоснованным вывод судов о невозможности предоставления спорного участка заявителю без проведения торгов, как противоречащий положениям закона Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ).
Заявитель и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные в жалобе доводы.
Представитель Администрации в судебном заседании просил оставить жалобу без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле не обеспечили явку представителей в судебное заседание, Управление представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, 05.02.2013 в Администрацию поступило обращение Общества о выделении земельного участка площадью 2000 гектаров в районе рабочего поселка Шиморское для создания кормовой базы.
Письмом от 19.02.2013 N 450 Администрация сообщила Обществу о возможности предоставления земельного участка, предложила обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевании, а также указала, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) будет размещена информация о наличии свободного земельного участка в газете "Выксунский рабочий", в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения информация о заинтересованных лицах не поступит, будет принято решение о предоставлении Обществу земельного участка.
В газете "Выксунский рабочий" от 12.02.2014 Администрация опубликовала сообщение о возможности предоставления земельного участка в целях ведения сельскохозяйственного производства ориентировочной площадью 650 гектаров в районе озер Розваново, Прорва, Долгое.
Глава КФХ Сизов В.А. 17.02.2014 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, согласно приложенной к нему схеме, для выпаса животных, исключив из нее земли, находящиеся на кадастровом учете.
В Администрацию 06.03.2014 поступило обращение главы КФХ Скалкина К.А., в котором он просил предоставить земельный участок площадью 250 гектаров в границах участка, являющегося предметом публикации.
В Администрацию 11.03.2014 поступило второе заявление от главы КФХ Скалкина К.А. о предоставлении в аренду на 45 лет земельного участка площадью 650 000 квадратных метров в районе озер Розваново, Прорва, Долгое для сельскохозяйственного производства.
Письмом от 31.03.2014 N 1096 Администрация отказала главе КФХ Сизову В.А. в предоставлении земельного участка по причине несоответствия заявления требованиям статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ (отсутствия в заявлении цели использования земельного участка, испрашиваемого права на предоставляемый земельный участок, условия предоставления земельного участка, срока аренды, обоснования размеров, предполагаемого местоположения земельных участков).
Посчитав решение Администрации, изложенное в письме от 31.03.2014 N 1096, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, глава КФХ Сизов В.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Из содержания указанной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Законом о фермерском хозяйстве, при предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом N 101-ФЗ.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Из пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае, если заинтересованными лицами в приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются граждане, изъявившие желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, следует применять порядок предоставления таким субъектам, регламентированный Федеральным законом N 74-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, впоследствии принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю (пункты 3, 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Вместе с тем, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения такому субъекту, Федеральный закон N 74-ФЗ не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
Исходя из системного толкования приведенных норм права и учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, в отсутствие в Федеральном законе N 74-ФЗ соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, прямо содержащего положения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений, на торгах (конкурсах, аукционах).
Применение этой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ, согласно которой участниками отношений, регулируемых данным Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
Суды установили, что на земельный участок, указанный в публикации (как в целом, так и в части), на момент принятия оспариваемого решения претендовали Общество, заявитель и глава КФХ Скалкин К.А.
В процессе рассмотрения спора заявитель подтвердил, что претендовал именно на земельный участок, о котором идет речь в публикации, размещенной в газете "Выксунский рабочий" от 12.02.2014.
Таким образом, представление спорного участка возможно только по результатам торгов.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, в связи с чем они сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств.
Материалы дела исследованы судом округа полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.05.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 по делу N А43-18113/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сизова Вячеслава Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, впоследствии принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю (пункты 3, 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Вместе с тем, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения такому субъекту, Федеральный закон N 74-ФЗ не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
Исходя из системного толкования приведенных норм права и учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, в отсутствие в Федеральном законе N 74-ФЗ соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, прямо содержащего положения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений, на торгах (конкурсах, аукционах).
Применение этой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ, согласно которой участниками отношений, регулируемых данным Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 декабря 2015 г. N Ф01-5230/15 по делу N А43-18113/2014