Нижний Новгород |
|
12 января 2016 г. |
Дело N А82-15241/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Корниловой М.В. (доверенность от 05.10.2015), Олифренко И.В. (доверенность от 15.12.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества Фирмы "Ярстрой" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2015, принятое судьей Марусиным В.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015, принятое судьями Щелокаевой Т.А., Барьяхтар И.Ю., Буториной Г.Г., по делу N А82-15241/2014
по заявлению закрытого акционерного общества Фирмы "Ярстрой" (ОГРН: 1027600844578, ИНН: 7606024250)
к Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ОГРН: 1027600684407, ИНН: 7604052011), обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" (ОГРН: 1157603000015, ИНН: 7603060690)
о признании недействительным приложения к приказу от 19.08.2014 N 81-п/ст,
третьи лица - Мартынов Вячеслав Васильевич, муниципальное унитарное предприятие "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля, Федеральная антимонопольная служба - правопреемник Федеральной службы по тарифам,
и установил:
закрытое акционерное общество Фирма "Ярстрой" (далее - ЗАО Фирма "Ярстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным приложения N 6 к приказу Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент) от 19.08.2014 N 81-п/ст "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО "Тепловая энергетическая система" в индивидуальном порядке для заявителей по объектам, расположенным в городе Ярославле, в 2014-2017 годах" (далее - приказ N 81-п/ст), которым для заявителя установлена плата в размере 53 233 рублей 64 копеек (с НДС), и об обязании Департамента устранить допущенные нарушения и привести плату, установленную для ЗАО Фирмы "Ярстрой" в отношении объектов (строений) N 13, 14, 16, 24, 25, 34, 35, 38 в приложении N 6 к приказу N 81-п/ст, в соответствие с действующим законодательством.
Открытое акционерное общество "Тепловая энергетическая система" 12.01.2015 реорганизовано посредством преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль"), о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая регистрационная запись.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Мартынов В.В., МУП "Яргорэнергосбыт", Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России).
Суд первой инстанции решением от 05.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.10.2015, отказал ЗАО Фирме "Ярстрой" в удовлетворении заявленного требования.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суд первой инстанции неправильно применил статью 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению Общества, у Департамента отсутствовали полномочия по установлению и применению формулы для расчета платы за подключение объектов Общества к тепловым сетям в отсутствие такой формулы в Методических указаниях по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания). Апелляционный суд неправомерно дал оценку приказу от 27.10.2015 N 176-ви, так как данный приказ не был представлен в суд. Общество должно платить за модернизацию только той котельной (РК-6), к которой оно подключается. Суд апелляционной инстанции неправильно применил статью 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взыскав с Общества судебные расходы в полном объеме. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Департамент и ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль" в отзывах на кассационную жалобу относительно доводов заявителя возразили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом от 19.08.2014 N 81-п/ст, согласно приложению N 6, Департамент в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями, прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренным Правительством Российской Федерации 19.09.2013, в связи с обращением правопредшественника ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль - ОАО "Тепловая энергетическая система", на основании решения правления Департамента от 14.08.2014 установил для ЗАО Фирмы "Ярстрой" плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения открытого акционерного общества "Тепловая энергетическая социальная система" в индивидуальном порядке для заявителей по объектам, расположенным в городе Ярославле, в 2014-2017 годах" установил плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО "Тепловая энергетическая система" в индивидуальном порядке в 2014 - 2017 годах в общем размере 53 233 000 рублей 64 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 4,54 Гкал/час по объектам, расположенным в городе Ярославле, а именно: по жилому дому (строению N 35) в размере 3 746 000 рублей 86 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,32 Гкал/час; по жилому дому (строению N 38) в размере 15 654 000 рублей 20 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 1,34 Гкал/час; по жилому дому (строению N 25) в размере 3 746 000 рублей 86 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,32 Гкал/час; по жилому дому (строению N 24) в размере 12 302 000 рублей 07 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 1,05 Гкал/час; по жилому дому (строению N 16) в размере 4 640 000 рублей 00 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,40 Гкал/час; по жилому дому (строению N 34) в размере 5 869 000 рублей 84 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,50 Гкал/час; по жилому дому (строению N 13) в размере 2 633 000 рублей 81 копейки (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,22 Гкал/час; по жилому дому (строению N 14) в размере 4 640 000 рублей 00 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,40 Гкал/час.
Посчитав установленную плату не основанной на законе, Общество направило в адрес ответчиков претензии от 02.10.2014 N 426, 427 с требованиями к Департаменту и ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль" представить заявителю надлежащим образом заверенные проекты и документы с расчетами по каждому из строений N 13, 14, 16, 24, 25, 34, 35, 38, в том числе послужившие основанием для установления приказом платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке для Общества, а также произвести перерасчет платы за подключение и внести соответствующие изменения в приказ N 81-п/ст.
Оставленные без удовлетворения претензии послужили основанием Обществу для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 14 Закона о теплоснабжении, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075), пунктом 172 Методических указаний, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания приказа N 81-п/ст в оспариваемой части недействительным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, принял во внимание приказ Департамента от 27.10.2015 N 176-ви и сделал вывод о том, что оспариваемый приказ N 81-п/ст не нарушает права и законные интересы ЗАО Фирмы "Ярстрой" в сфере предпринимательской деятельности и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения (далее - Правила N 307), которые определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения (пункт 1 Правил N 307). По подключением понимается совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту потреблять тепловую энергию из системы теплоснабжения, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения. Объектом подключения называется здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии. Точкой подключения - место присоединения подключаемого объекта к системе теплоснабжения (пункт 2 Правил N 307).
На основании пунктов 5 и 26 Правил N 307 подключение объекта осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: выбор заявителем теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (исполнителя); заключение договора о подключении, одним из существенных условий которого является размер платы за подключение, в том числе подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения и выдача условий подключения, являющихся неотъемлемой частью указанного договора; исполнение сторонами условий договора о подключении, в том числе подключение объекта к системе теплоснабжения и подписание сторонами акта о подключении объекта и акта разграничения балансовой принадлежности.
Из материалов дела следует, что Общество выполнило этапы подключения объектов (том 1, листы дела 23-35, 161-165; том 2, листы дела 10-43, 45-61, 131-135, 158-233).
Установление платы за подключение в индивидуальном порядке осуществляется на основании обращения исполнителя (теплоснабжающей или теплосетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение), согласованного с заявителем (пункт 52 Правил N 307).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении реализация полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию, определены в статье 8 Закона о теплоснабжении, в соответствии с пунктом 8 части 1 которой регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, определяемая пунктом 31 статьи 31 Закона о теплоснабжении как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения.
Согласно пунктам 106, 110, 111 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с законом о теплоснабжении, градостроительным законодательством Российской Федерации, Основами ценообразования, Правилами и Методическими указаниями исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 Основ ценообразования, - в индивидуальном порядке. При этом расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, при расчете платы за подключение не учитываются.
В размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры, предназначенные для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств направляемых на капитальные вложения и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование и представляющие собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения объекта капитального строительства, рассчитанный на установленную единицу измерения (измеритель) в соответствующем уровне текущих цен (пункт 1.4 Методических указаний по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16.11.2010 N 497).
На основании пункта 167 Методических указаний расчет платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки производится по представленным в орган регулирования прогнозным данным о планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение в зонах существующей и будущей застройки на основании утвержденных в установленном порядке схемы теплоснабжения и (или) инвестиционной программы, а также с учетом положений пункта 173 Методических указаний.
В пункте N 172 Методических указаний определено, что плата за подключение объекта k-го заявителя, подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч, при отсутствии технической возможности подключения, определяется в индивидуальном порядке в соответствии с приложением 7.8 к Методическим указаниям по приведенной формуле.
Приказом Департамента от 19.08.2014 N 82-ип утверждена Инвестиционная программа ООО "Газпром теплоэнрего Ярославль" "Развитие системы теплоснабжения в городе Ярославле на 2014 - 2017 годы" (к плате за подключение к системе теплоснабжения) (том 2, листы дела 62 - 81), основу которой составил комплекс программных мероприятий, необходимых для обеспечения потребностей строящихся в городе Ярославле объектов капитального строительства; в Программе определены финансовые потребности, необходимые для реализации мероприятий по развитию системы теплоснабжения с учетом перспектив строительства согласно Схеме теплоснабжения городя Ярославля и заявкам на подключение в зонах существующей застройки. Мероприятия программы позволят повысить качество, надежность и бесперебойность представляемых услуг теплоснабжения. Реализация проекта направлена на создание технической возможности подключения дополнительных тепловых нагрузок для обеспечения строительства, то есть на увеличение мощности теплоисточников.
Сопоставив названную инвестиционную программу с приказом N 83-п/ст, исходя из перечисленных норм права, суды обоснованно посчитали, что включение в состав платы за подключение затрат на модернизацию котельной РК-6 обусловлено инвестиционными мероприятиями, согласуется и не противоречит положениям пункта 167 и, соответственно, пункту 172 Методических указаний.
Суды сделали правильный вывод о том, что Департамент обоснованно применил в рассмотренной ситуации по аналогии пункт 172 Методических указаний, поскольку порядок расчета платы за подключение Общества с нагрузкой менее 1,5 Гкал/час в отсутствие технической возможности законодательством не определен.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного с нормативным обоснованием своих доводов в пользу отмены приложения N 6 к приказу Общество в материалы дела не представило.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном включении в плату затрат на две котельные, одна из которых не является источником тепла для строений Общества, не подтвержден соответствующим расчетом и не был предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанциях.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что приказ N 83-п/ст в оспариваемой части утратил силу в связи с принятием 27.10.2015 приказа N 176-ви, который изменил количество присоединяемой тепловой нагрузки, а не тариф, в связи с чем изменилась плата за подключение.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что приказ N 83-п/ст в оспариваемой части соответствовал действующему законодательству и не нарушал права и законные интересы ЗАО Фирмы "Ярстрой" в сфере предпринимательской деятельности, и обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В данном случае суды отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования, поэтому обоснованно отнесли судебные расходы на ЗАО Фирму "Ярстрой".
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и по существу направлены на переоценку доказательств. Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат взысканию с заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по делу N А82-15241/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества Фирмы "Ярстрой" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на закрытое акционерное общество Фирму "Ярстрой".
Взыскать с закрытого акционерного общества Фирмы "Ярстрой" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 106, 110, 111 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с законом о теплоснабжении, градостроительным законодательством Российской Федерации, Основами ценообразования, Правилами и Методическими указаниями исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 Основ ценообразования, - в индивидуальном порядке. При этом расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, при расчете платы за подключение не учитываются.
...
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры, предназначенные для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств направляемых на капитальные вложения и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование и представляющие собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения объекта капитального строительства, рассчитанный на установленную единицу измерения (измеритель) в соответствующем уровне текущих цен (пункт 1.4 Методических указаний по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16.11.2010 N 497)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 января 2016 г. N Ф01-5600/15 по делу N А82-15241/2014