г. Киров |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А82-15241/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Барьяхтар И.Ю., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Фирмы "Ярстрой" (ОГРН: 1027600844578; ИНН: 7606024250)
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Корнилововй М.В., по договоренности от 05.10.2015;
от ответчика: не явились;
от третьих лиц: не явились,
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2015
по делу N А82-12541/2014, принятое в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества Фирмы "Ярстрой" (ОГРН: 1027600844578; ИНН: 7606024250)
к Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ОГРН: 1027600684407; ИНН: 7604052011), обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" (ОГРН: 1157603000015; ИНН: 7603060690),
с участием в деле третьих лиц: Мартынова Вячеслава Васильевича, муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля, Федеральной антимонопольной службы - правопреемника Федеральной службы по тарифам,
о признании недействительным приложения к приказу от 19.08.2014 N 81-п/ст,
установил:
закрытое акционерное общество Фирма "Ярстрой" (далее - заявитель, Общество, Фирма, ЗАО Фирма "Ярстрой") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением от 09.10.2014 N 441 о признании недействительным приложения N 6 к приказу Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - административный орган, Департамент, ДЭИРТ) от 19.08.2014 N 81-п/ст "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО "Тепловая энергетическая система" в индивидуальном порядке для заявителей по объектам, расположенным в городе Ярославле, в 2014-2017 годах" (далее также - Приказ, Приказ N 81-п/ст), которым для заявителя установлена плата в размере 53 233 рублей 64 копеек (с НДС), и об обязании Департамента устранить допущенные нарушения и привести плату, установленную для заявителя ЗАО Фирмы "Ярстрой" в отношении объектов (строений) NN 13, 14, 16, 24, 25, 34, 35, 38 в приложении N 6 к Приказу, в соответствие с действующим законодательством.
12.01.2015 открытое акционерное общество "Тепловая энергетическая система" реорганизовано посредством преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль"), о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая регистрационная запись.
Требования, основанные на положениях статей 197, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статей 5, 7, 8, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - закон N 190-ФЗ, закон о теплоснабжении), пункта 5.3.1.11 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, пунктов 106, 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), пункта 172 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания), пунктов 2, 4 Положения о Департаменте энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 09.08.2012 N 709-п (далее - Положение о Департаменте), мотивированы несогласием заявителя с Приказом в оспариваемой части. В ходе переговоров с Департаментом стало известно, что последний расчет платы за подключение для заявителя произвел в соответствии с пунктом 172 Методических указаний, которым установлена плата за подключение объекта k-го объекта заявителя, подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч, при отсутствии технической возможности подключения, в индивидуальном порядке, в соответствии с приложением 7,8 к Методическим указаниям по приведенной в нем формуле. Вместе с тем присоединяемая тепловая нагрузка ни по одному из восьми объектов (строений), для которых произведен расчет по примененной Департаментом формуле и установлена плата за подключение, не превышает 1,5 Гкал/ч. Следовательно, формула в расчете, послужившая основанием для установления платы за подключение к тепловым сетям для заявителя, применена неправильно. Кроме того, стало известно, что плата за подключение, установленная Приказом, включает как плату за подключение к теплоисточнику, так и плату за строительство тепловых сетей и подключение их к сетям муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля (далее - Предприятие, МУП "Яргорэнергосбыт"). Однако, между Фирмой и Предприятием были заключены самостоятельные договоры о подключении объектов капитального строительства к тепловым сетям, при этом заявитель производил по ним оплату. Таким образом, установление платы в приложении N 6 к Приказу за подключение (технологическое присоединение) в завышенном размере и без учета ранее сложившихся договорных отношений, в соответствии с которыми за подключение частично уже произведена оплата, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Также заявитель отметил, что на сегодняшний день находится в стадии банкротства, в отношении него введена процедура наблюдения. Отсутствие теплоснабжения в возведенных строениях может привести к возникновению дополнительных расходов у Общества.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют Мартынов Вячеслав Васильевич (далее - Мартынов В.В.), МУП "Яргорэнергосбыт", Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2015 требования ЗАО Фирмы "Ярстрой" оставлено без удовлетворения. Оценив приведенные в заявлении доводы Общества, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности применения Департаментом в рассматриваемом случае пункта 172 Методических указаний в отношении заявителя. Законодательством не установлен порядок расчета платы для абонентов с такой нагрузкой при отсутствии технической возможности подключения (в данном случае - в связи с дефицитом мощности генерирующего оборудования). Поэтому пункт 170 Методических указаний, на применении которого настаивает заявитель, в рассматриваемом случае, по мнению суда первой инстанции, неприменим. Арбитражный суд отметил, что оспариваемый размер платы установлен в отношении объектов, по которым заявитель обращался за выдачей технических условий, и ни один договор о технологическом подключении на момент издания Приказа не выполнен в полном объеме. О каких-либо изменениях в составе строящихся объектов (в том числе о передаче земельных участков под застройку в субаренду) заявитель ни теплоснабжающую организацию, ни ответчиков не извещал. Факт самостоятельного строительства сетей заявителем при наличии не отклоненной заявки на технологическое присоединение к системам теплоснабжения сам по себе не влечет недействительность приказа ответчика. Необходимость включения в состав платы за подключение расходов на модернизацию котельной ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль" объясняется соответствующей инвестиционной программой. Также суд первой инстанции обратил внимание, что на 2014 год размер платы за подключение (технологическое присоединение) объектов теплоснабжения к тепловым сетям МУП "Яргорэнергосбыт" установлен другим приказом Департамента от 19.08.2014 N 83-п/ст "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов теплоснабжения к тепловым сетям муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля на 2014 год", который является нормативным актом и заявителем в судебном порядке не оспорен.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с подробной апелляционной жалобой, которой просит решение от 05.06.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме. В пользу отмены судебного акта заявитель в жалобе и дополнениях к ней, поступивших в материалы дела 26.10.2015, привел следующие доводы: во-первых, соотнеся формулу, указанную в пункте 172 Методических указаний, с формулой, примененной Департаментом при расчете платы, заявитель считает, что административный орган самостоятельно установил формулу, по которой рассчитал плату, что выходит за рамки предоставленных ДЭИРТ полномочий. Во-вторых, судом первой инстанции необоснованно отклонен довод заявителя о том, что на момент издания оспариваемого Приказа между заявителем и МУП "Яргорэнергосбыт" уже были заключены договоры на технологическое присоединение и произведена оплата в общей сумме 3 036 197 рублей 35 копеек в отношении объектов (строений) N N 13, 14, 16, 35, 38. Устанавливая тариф для заявителя, ДЭИРТ должно было учитывать приведенные фактические обстоятельства дела. В-третьих, в приложении N 6 к Приказу установлен тариф в отношении строения N 24, земельный участок под строительство которого был передан заявителем еще до издания Приказа в субаренду. В-четвертых, из пояснений Департамента следует, что на проведение мероприятий по увеличению мощности котельного оборудования для ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль" предусмотрены затраты, которые включены в формулу при расчете платы за подключение. Вместе с тем, заявитель подключается к котельной РК-6, а в данную сумму включены мероприятия по модернизации котельного оборудования РК-1, с чем заявитель не согласен. В-пятых, с учетом действующего законодательства при установлении платы за подключение необходимо учитывать то обстоятельство, что создание тепловых сетей к строениям NN 16, 25, 34, 38 не требуется, в связи с чем из размера платы за подключение для данных строений также должна быть исключена составляющая МУП "Яргорэнергосбыт".
С учетом изложенного считает, что неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права привело к преждевременным выводам и недостаточному исследованию судом сложившейся ситуации и фактических обстоятельств дела, и к принятию обжалуемого судебного акта.
Определениями Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015, от 08.10.2015 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционного жалобы откладывалось до 08.10.2015, до 29.10.2015 на основании части 5 статьи 158 АПК РФ.
В порядке статьи 18 АПК РФ распоряжением председателя Второго Арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 N 594-р произведена замена судьи Ившиной Г.Г. на судью Барьяхтар Т.Ю., в связи с чем судебное разбирательство в процессе рассмотрения дела произведено с самого начала.
В рамках апелляционного производства заявитель представил копию письма МУП "Яргорэнергосбыт" от 23.09.2015 N 4576 в адрес Фирмы, копии актов о подключении теплопотребляющих систем к тепловой сети МУП "Яргорэнергосбыт" от 30.09.2014, от 31.12.2014, от 03.07.2015 от 10.07.2015. перечисленные документы приобщаются к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент против доводов заявителя заявил возражения, приведя к каждому из доводов Фирмы свои контраргументы. Просит решение от 05.06.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу от 06.10.2015 указал, что на заседании правления Департамента 08.10.2015 будет рассматриваться вопрос о внесении изменений в Приказ, приложение N 6 к которому оспаривает заявитель.
Выводы суда первой инстанции и позицию Департамента относительно жалобы ЗАО Фирмы "Ярстрой" поддержало в отзыве на апелляционную жалобу ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль", которое также просит решение от 05.06.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Во Второй арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, Служба) о процессуальном правопреемстве, в котором ФАС России просит произвести замену ФСТ России на Службу.
Ходатайство основано на статьях 41, 48 АПК РФ и мотивировано тем, что Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" (далее - Указ N 373) постановлено упразднить ФСТ России с передачей функций последней ФАС России, которая является правопреемником упраздняемой Службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
С учетом того, что Указом Президента Российской Федерации N 373, вступившим в силу с момента подписания, ФСТ России исключена из структуры федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", функции упраздняемой ФСТ России переданы ФАС России, возражений относительно заявленного Службой ходатайства участники процесса не выразили, апелляционный суд находит ходатайство ФАС России о процессуальном правопреемстве подлежащим удовлетворению, в связи с чем допускает Службу к участию в деле.
В письменных пояснениях ФАС России объяснила методику установления платы за подключение к системе теплоснабжения со ссылками на Правила подключения к системам теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 (далее - Правила подключения), пункты 106, 108, 109 Основ ценообразования, пункты 170, 171, 172 Методических указаний и приложение 7.8 к ним.
От остальных участников процесса отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступили.
Ответчики в материалы дела представили приказ Департамента от 27.10.2015 N 176-ви, которым внесены изменения в Приказ N 81-п/ст также в части размера платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО "Тепловая энергетическая система" в индивидуальном порядке для ЗАО Фирмы "Ярстрой" с установлением последнему 32 865 рублей 63 копеек платы.
В дополнениях к отзывам на апелляционную жалобу поддержали ранее заявленные позиции, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого решения.
В судебном заседании представителю ЗАО Фирмы "Ярстрой" в полном объеме поддержал заявленные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней доводы. Считает, что со стороны Департамента было необоснованно включать в размер платы для Общества затраты, понесенные с модернизацией котельной, которая не имеет отношения к заявителю.
Остальные участники процесса в апелляционный суд явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены в соответствии со статьями 121, 123, 200 АПК РФ. Департамент и ООО "Газпром теплоэнрего Ярославль" направили письменные ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие не явившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом по приведенным в апелляционной жалобе доводам в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
19.08.2014 Приказом N 81-п/ст (т.1, л.д.11-12) согласно приложению N 6 (т.1, л.д.18-19) Департамент в соответствии с законом о теплоснабжении, Основами ценообразования, Методическими указаниями, прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренным Правительством Российской Федерации 19.09.2013, Положением о Департаменте, в связи с обращением правпредшественника ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль - ОАО "Тепловая энергетическая система", на основании решения правления Департамента от 14.08.2014 установил для ЗАО Фирмы "Ярстрой" плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения открытого акционерного общества "Тепловая энергетическая социальная система" в индивидуальном порядке для заявителей по объектам, расположенным в городе Ярославле, в 2014-2017 годах" установлена плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО "Тепловая энергетическая система" в индивидуальном порядке в 2014-2017 годах в общем размере 53 233 рубля 64 копейки (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 4,54 Гкал/час по объектам, расположенным в городе Ярославле, а именно: по жилому дому (строению N 35) в размере 3 746 рублей 86 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,32 Гкал/час; по жилому дому (строению N 38) в размере 15 654 рублей 20 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 1,34 Гкал/час; по жилому дому (строению N 25) в размере 3 746 рублей 86 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,32 Гкал/час; по жилому дому (строению N 24) в размере 12 302 рублей 07 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 1,05 Гкал/час; по жилому дому (строению N 16) в размере 4 640 рублей 00 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,40 Гкал/час; по жилому дому (строению N 34) в размере 5 869 рублей 84 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,50 Гкал/час; по жилому дому (строению N 13) в размере 2 633 рублей 81 копейки (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,22 Гкал/час; по жилому дому (строению N 14) в размере 4 640 рублей 00 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,40 Гкал/час.
Полагая установленную плату не основанной на законе, заявитель направил в адрес ответчиков претензии от 02.10.2014 N N 426, 427 (т.1, л.д.21, 22) с требованиями Департамент и ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль" представить заявителю надлежащим образом заверенные проекты и документы с расчетами по каждому из строений NN 13, 14, 16, 24, 25, 34, 35, 38, в том числе послужившие основанием для установления Приказом платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке для Фирмы, а также произвести перерасчет платы за подключение и внесут соответствующие изменения в Приказ. Оставленные без удовлетворения претензии послужили основанием Обществу для обращения в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением. Исходя из отсутствия правовых оснований для признания Приказа в оспариваемой части недействительным суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, что побудило ЗАО Фирму "Ярстрой" принести апелляционную жалобу.
В ходе апелляционного производства Департамент вынес приказ от 27.10.2015 N 176-ви, которым в оспариваемый в части Приказ были внесены изменения: для Общества установлена плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль" в индивидуальном порядке в 2014-2017 годах в общем размере 32 865 рублей 63 копейки (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 3,50 Гкал/час по объектам, расположенным в городе Ярославле, а именно: по жилому дому (строению N 35) в размере 1 004 рублей 56 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,32 Гкал/час; по жилому дому (строению N 38) в размере 15 654 рублей 20 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 1,34 Гкал/час; по жилому дому (строению N 25) в размере 3 746 рублей 86 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,32 Гкал/час; по жилому дому (строению N 16) в размере 4 640 рублей 00 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,40 Гкал/час; по жилому дому (строению N 34) в размере 5 869 рублей 84 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,50 Гкал/час; по жилому дому (строению N 13) в размере 706 рублей 15 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,22 Гкал/час; по жилому дому (строению N 14) в размере 1 244 рублей 02 копеек (с НДС) с присоединяемой часовой тепловой нагрузкой 0,40 Гкал/час.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения участников процесса, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
16.04.2012 Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения (далее - Правила), которые определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения (пункт 1 Правил). По подключением понимается совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту потреблять тепловую энергию из системы теплоснабжения, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения. Объектом подключения называется здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии. Точкой подключения - место присоединения подключаемого объекта к системе теплоснабжения (пункт 2 Правил).
Как следует из пунктов 5, 26 Правил, подключение объекта осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: выбор заявителем теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (исполнителя); заключение договора о подключении, одним из существенных условий которого является размер платы за подключение, в том числе подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения и выдача условий подключения, являющихся неотъемлемой частью указанного договора; исполнение сторонами условий договора о подключении, в том числе подключение объекта к системе теплоснабжения и подписание сторонами акта о подключении объекта и акта разграничения балансовой принадлежности.
В деле имеются документы, свидетельствующие о выполнении заявителем этапов подключения объектов (т.1, л.д.23-35,161-165, т.2, л.д.10-43, 45-61, 131-135, 158-233).
Установление платы за подключение в индивидуальном порядке осуществляется на основании обращения исполнителя (теплоснабжающей или теплосетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение), согласованного с заявителем (пункт 52 Правил).
В силу пункта 1 части 2 статьи 5 закона о теплоснабжении реализация полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию, определены в статье 8 закона N 190-ФЗ, в соответствии с пунктом 8 части 1 которой регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, определяемая пунктом 31 статьи 31 закона о теплоснабжении как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения.
Согласно пунктам 106, 110, 111 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с законом о теплоснабжении, градостроительным законодательством Российской Федерации, Основами ценообразования, Правилами и Методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 Основ ценообразования - в индивидуальном порядке. При этом расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, при расчете платы за подключение не учитываются.
В размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры, предназначенные для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств направляемых на капитальные вложения и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование и представляющие собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения объекта капитального строительства, рассчитанный на установленную единицу измерения (измеритель) в соответствующем уровне текущих цен (пункт 1.4 Методических указаний по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16.11.2010 N 497).
В пункте 167 Методических указаний закреплено, что расчет платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки производится по представленным в орган регулирования прогнозным данным о планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение в зонах существующей и будущей застройки на основании утвержденных в установленном порядке схемы теплоснабжения и (или) инвестиционной программы, а также с учетом положений пункта 173 Методических указаний.
Приказом Департамента от 19.08.2014 N 82-ип утверждена Инвестиционная программа ООО "Газпром теплоэнрего Ярославль" "Развитие системы теплоснабжения в г. Ярославле на 2014-2017 годы" (к плате за подключение к системе теплоснабжения) (т.2, л.д.62-81), основу которой составил комплекс программных мероприятий, необходимых для обеспечения потребностей строящихся в городе Ярославле объектов капитального строительства; в Программе определены финансовые потребности, необходимые для реализации мероприятий по развитию системы теплоснабжения с учетом перспектив строительства согласно Схеме теплоснабжения городя Ярославля и заявкам на подключение в зонах существующей застройки. Мероприятия программы позволят повысить качество, надежность и бесперебойность представляемых услуг теплоснабжения. Реализация проекта направлена на создание технической возможности подключения дополнительных тепловых нагрузок для обеспечения строительства, то есть на увеличение мощности теплоисточников.
Сопоставив приведенную инвестиционную программу с Приказом, в том числе с его оспариваемой частью, исходя из перечисленных норм, апелляционный суд находит, что включение в состав платы за подключение затрат на модернизацию котельной РК-6 обусловлено инвестиционными мероприятиями, согласуется и не противоречит положениям пункта 167, а в связи с этим и пункту 172 Методических указаний. Доказательств обратного с нормативным обоснованием своих аргументов в пользу отмены приложения N 6 к Приказу заявителем в материалы дела как суду первой инстанции, так и апелляционному суду представлено не было. Кроме того суд апелляционной инстанции обращает внимание, что довод истца о необоснованном включении в плату затрат на две котельные, одна из которых не является источником теплоты для строений Фирмы не подтвержден соответствующим расчетом и не был предметом исследования в суде первой инстанции.
Помимо изложенного суд апелляционной инстанции обращает внимание, что Приказ в оспариваемой части утратил свою силу с принятием 27.10.2015 Приказа N 176-ви, который изменил размер платы за подключение заявителю, уменьшив ее до 32 865 рублей 63 копеек. Данное обстоятельство позволяет суду сделать вывод, что Приложение N 6 к Приказу N 81-п/ст в своей первоначальной редакции не нарушает права и законные интересы заявителя в связи с признанием утратившим силу посредством принятия нового ненормативного правового акта. При этом заявитель в случае не согласия с Приказом от 27.10.2015 N 176-ви не лишен права его оспаривать в порядке главы 24 АПК РФ.
Учитывая установленные юридически значимые для настоящего дела обстоятельства, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными. Таким образом, на основании части 3 статьи 201 АПК РФ, находит решение суда первой инстанции законным, а жалобу ЗАО Фирмы "Ярстрой" не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2015 по делу N А82-15241/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Фирма "Ярстрой" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества Фирма "Ярстрой" (ОГРН: 1027600844578; ИНН: 7606024250) в доход федерального бюджета 1 500 (одну тысячу пятьсот) рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15241/2014
Истец: ЗАО Фирма "Ярстрой", ЗАО Фирма "Ярстрой" (временный управляющий Мартынов В. В.)
Ответчик: Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль"
Третье лицо: Мартынов Вячеслва Васильевич, МУП "Ярославский городской энергосбыт" г. Ярославля, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам