Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 марта 2003 г. N КА-А40/880-03
(извлечение)
ООО "Интерметмаш" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании недействительным решения ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы (далее ИМНС N 5) от 11.03.02 N 05/93 в части понуждения к уплате недоимки, пени и штрафа по взносам в ФСС РФ.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены ОПН РОТУ "Перспектива" ФСС РФ, МРО ФСС РФ.
Решением от 05 сентября 2002 г. по делу N А40-14893/02-4-120, оставленным без изменения постановлением от 26 ноября 2002 г., исковые требования удовлетворены в части признания недействительным решения налогового органа о привлечении ООО "Интерметмаш" к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога в размере 1466 руб. как противоречащего ст. 109 НК РФ. В остальной части в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФСС РФ подало кассационную жалобу в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить полностью. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что судебные инстанции неправильно применили ст. 109 НК РФ.
В судебное заседание представители ООО "Интерметмаш", ФСС РФ и МРО ФСС РФ, надлежащим образом уведомленные о месте и времени слушания дела, не явились. Представитель ИМНС N 5 доводы кассационной жалобы поддержал, в дело представил отзыв, где указал на незаконность судебных актов в части признания недействительным решения налогового органа о привлечении ООО "Интерметмаш" к ответственности. Представитель ОПН РОТУ "Перспектива" против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Заслушав объяснения сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает возможным частично удовлетворить требования заявителя.
Решением от 11.03.02 N 05/93 ИМНС N 5, установив факт недоимки но платежам ООО "Интерметмаш" в ФСС РФ по состоянию на 10.01.02 в размере 7326.13 руб.. начислила пени на данную сумму в размере 3424,44 руб. и привлекла общество к ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа 1466 руб.
В обоснование требований о признании этого решения недействительным, ООО "Интерметмаш" сослалось на то, что страховые взносы за 2000 год оно перевело на счет ОПН РОТУ "Перспектива", имеющему, по мнению заявителя, право взимать взносы на государственное социальное страхование, который перечислил эти взносы за истца в ФСС РФ.
Признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным только в части взыскания с заявителя налоговых санкций, судебные инстанции исходили из того, ОПН РОТУ "Перспектива" не является органом, уполномоченным взимать взносы на социальное страхование.
С этим выводом следует согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.93 N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" платежи по государственному социальному страхованию производятся предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности на текущий счет Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном порядке. Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" надлежащим исполнением страхователем обязанности по уплате взносов на государственное социальное страхование является их уплата только исполнительным органам ФСС РФ. Взносы, уплаченные организациям, не являющимся исполнительными органами ФСС РФ, не считаются взносами на государственное социальное страхование, а перечислившая их организация имеет задолженность по уплате страховых взносов.
Вместе с тем, суд указал, что ООО "Интерметмаш" действовало добросовестно, но было введено в заблуждение нечеткостью законодательства Российской Федерации о социальном страховании. На этом основании суд применил ст. 109 НК РФ, сделав вывод об отсутствии вины ООО "Интерметмаш" в совершении правонарушения.
Данный вывод суда не основан на законе.
Согласно ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Суд кассационной инстанции считает, что ничто не препятствовало ООО "Интерметмаш" ознакомится с содержанием законодательства Российской Федерации о социальном страховании, а при необходимости привлечь экспертов для проведения его анализа и определения органа, компетентного взимать взносы на социальное страхование. В отсутствие таких действий со стороны ООО "Интерметмаш", у суда нет оснований считать, что вина общества в совершении правонарушения отсутствует.
Таким образом, в данной части обжалуемые решение и постановление суда приняты с нарушением норм материального права и подлежат отмене.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 5 сентября 2002 года и постановление от 26 ноября 2002 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-14893/02-4-120 в части признания недействительным решения ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы от 11 марта 2002 года о привлечении ООО "Интерметмаш" к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в 1466 рублей отменить. В иске отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.93 N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" платежи по государственному социальному страхованию производятся предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности на текущий счет Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном порядке. Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" надлежащим исполнением страхователем обязанности по уплате взносов на государственное социальное страхование является их уплата только исполнительным органам ФСС РФ. Взносы, уплаченные организациям, не являющимся исполнительными органами ФСС РФ, не считаются взносами на государственное социальное страхование, а перечислившая их организация имеет задолженность по уплате страховых взносов.
Вместе с тем, суд указал, что ООО "Интерметмаш" действовало добросовестно, но было введено в заблуждение нечеткостью законодательства Российской Федерации о социальном страховании. На этом основании суд применил ст. 109 НК РФ, сделав вывод об отсутствии вины ООО "Интерметмаш" в совершении правонарушения.
...
Согласно ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 марта 2003 г. N КА-А40/880-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании