г. Нижний Новгород |
|
27 апреля 2016 г. |
Дело N А79-5723/2015 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.11.2015, принятое судьей Павловой О.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016, принятое судьями Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., Рубис Е.А., по делу N А79-5723/2015
по заявлению Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Фидес", администрация города Чебоксары,
и установил:
Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление; антимонопольный орган) от 16.06.2015 по делу N 32-Т-2015.
К участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Фидес" (далее - ООО "Фидес", Общество), администрация города Чебоксары (далее - Администрация; орган местного самоуправления).
Суд решением от 27.11.2015 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 решение оставлено без изменения.
Комитет не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, антимонопольный орган неправомерно рассмотрел жалобу, так как Общество не подавало заявку на участие в аукционе, не представило нарушение своих прав и законных интересов. Комитет, ссылаясь на статью 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), указывает, что рекламные конструкции должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки поселения или городского округа.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве не согласилось с доводами жалобы; попросило рассмотреть жалобу без участия представителя.
ООО "Фидес" в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ООО "Фидес" (02.06.2015) о несоответствии документации по проведению открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Чебоксары (извещение N 16) требованиям действующего законодательства Управление возбудило дело N 32-Т-2015.
В ходе проверки антимонопольный орган выявил, что Администрация в извещении и в пункте 3 аукционной документации установила обязанность для рекламораспространителей согласовать с Управлением архитектуры и градостроительства города Чебоксары эскиз рекламной конструкции в форме стелы и последующую установку в соответствии с утвержденным эскизом.
По результатам рассмотрения материалов дела комиссия Управления приняла решение от 16.06.2015 по делу N 32-Т-2015, в соответствии с которым признала жалобу ООО "Фидес" обоснованной (пункт 1); в пункте 2 предусмотрела выдачу Администрации в лице Комитета предписания об устранении допущенного нарушения.
В предписании от 16.06.2015 по делу N 32-Т-2015 органу местного самоуправления в лице Комитета предложено в срок до 01.07.2015 устранить нарушение, допущенное при проведении открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке (в том числе на землях общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено и правом распоряжения которыми обладают органы местного самоуправления), здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности (извещение от 30.04.2015 N 300415/0056734/01) путем внесения изменений в извещение о проведении данного аукциона, соответствующих изменений в аукционную документацию и продления сроков подачи заявок.
Комитет не согласился с решением и предписанием антимонопольного органа и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 1, 5.1, 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом суд исходил из правомерности принятых антимонопольным органом решения и предписания.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Как следует из части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Суды установили, что ООО "Фидес" обратилось в Управление жалобой на то, что сформулированные условия аукциона препятствовали Обществу принять в нем участие. Таким образом, в данном случае комиссия Управления правомерно рассмотрела обращение ООО "Фидес" по существу.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления или уполномоченных ими организаций проводить торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по своему выбору в форме аукциона или конкурса предусмотрена в части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе и корреспондирует с полномочиями названных органов, определенных иными законодательными актами.
Исходя из характера и субъектного состава подлежащих урегулированию отношений торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности. В отличие от торгов, проводимых на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет.
Как установили суды и следует и материалов дела, Комитет 30.04.2015 опубликовал в газете "Чебоксарские новости" извещение N 300415/0056734/01 о проведении открытых торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Чебоксары (извещение N 16) и конкурсную документацию.
Предметом аукциона является право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке (в том числе на землях общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено и правом распоряжения которыми обладают органы местного самоуправления), здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.
Организатор открытого аукциона - Администрация в лице Комитета.
Извещение содержит информацию о месте проведения аукциона; порядке подачи заявок; дату начала и окончания приема заявок; дату и место рассмотрения заявок; дату, время и место проведения аукциона, а также информацию о лотах с указанием адресов установки рекламных конструкций; начальной цены (руб.); задатка (100 %); шага аукциона (10 %); срока договора (60 месяцев).
Официальные источники опубликования аукционной документации: газета "Чебоксарские новости" и официальный сайт Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом (http://gov.cap.ru/Default.aspx?gov id=149);
В пункте 3 извещения N 300415/0056734/01 указано, что на аукцион выставлен лот N 1 - право заключения договоров на установку и эксплуатацию отдельно стоящих рекламных конструкций типа "Стела", которые должны соответствовать следующим требованиям: общая площадь конструкции не более 28 квадратных метров; вертикаль установленная плита двусторонняя с подсветкой с соотношением сторон ширина не более 1 к высоте не менее 3,5, основание конструкции не менее 3,5; основание конструкции - бетонный фундамент; элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки и другое) закрыты декоративными элементами; фундамент должен быть заглублен на 15-20 см ниже уровня грунта с последующим восстановлением газона на нем; стела должна быть изготовлена и установлена по эскизу, согласованному с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
В качестве основания проведения аукциона указаны Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.06.2012 N 626 "Об определении формы торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности г. Чебоксары" и постановление Администрации от 20.12.2012 N 834 "Об утверждении размера платы за право размещения средств наружной рекламы и информации".
Постановлением Администрации от 07.02.2013 N 333 утверждена аукционная документация по проведению открытых аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в городе Чебоксары.
Постановлением от 26.02.2015 N 713 "О внесении изменений в постановление администрации г. Чебоксары от 07.02.2013 N 333" орган местного самоуправления внес изменения в приложение N 1 к аукционной документации по проведению открытых аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в городе Чебоксары, дополнив подпункт 2.2.3 пункта 2.2 раздела 2 "Права и обязанности сторон договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории г. Чебоксары" абзацем вторым: "Эскиз рекламной конструкции типа "Стела" - владелец рекламной конструкции обязан согласовать с Управлением архитектуры и градостроительства Администрации".
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Таким образом, тип и вид рекламной конструкции определяются на этапе разработки и утверждения схемы размещения рекламных конструкций.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулирует деятельность органа местного самоуправления, которая является муниципальной услугой и осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги по решению вопросов местного значения, установленных настоящим Законом и уставами муниципальных образований в силу статьи 2 настоящего Закона.
На основании анализа приведенных норм суды пришли к выводу о том, что в рассмотренном случае установленное организатором торгов требование препятствует формированию заявок на участие в аукционе; в части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе не предусмотрено функции органа местного самоуправления по согласованию эскиза рекламной конструкции победителю торгов; с учетом рассмотренных обстоятельств такое требование не может быть признано законным и является повторным административным барьером.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Комитету в удовлетворении заявленного требования
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель кассационной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.11.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 по делу N А79-5723/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
...
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулирует деятельность органа местного самоуправления, которая является муниципальной услугой и осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги по решению вопросов местного значения, установленных настоящим Законом и уставами муниципальных образований в силу статьи 2 настоящего Закона.
На основании анализа приведенных норм суды пришли к выводу о том, что в рассмотренном случае установленное организатором торгов требование препятствует формированию заявок на участие в аукционе; в части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе не предусмотрено функции органа местного самоуправления по согласованию эскиза рекламной конструкции победителю торгов; с учетом рассмотренных обстоятельств такое требование не может быть признано законным и является повторным административным барьером."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2016 г. N Ф01-1408/16 по делу N А79-5723/2015