г. Нижний Новгород |
|
27 апреля 2016 г. |
Дело N А17-4375/2015 |
Постановлением Верховного Суда РФ от 29 июля 2016 г. N 301-АД16-8306 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Еремина В.Н. (доверенность от 18.01.2016), Юриной Г.Р. (доверенность от 18.01.2016),
от заинтересованного лица: Мирошниковой А.С. (доверенность от 29.12.2015 N 90/31852)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу частного профессионального образовательного учреждения "САКУРА" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.11.2015, принятое судьей Калиничевой М.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., по делу N А17-4375/2015
по заявлению негосударственного образовательного учреждения "Сакура"
к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Иваново
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
и установил:
негосударственное образовательное учреждение "Сакура" (в настоящее время - частное профессиональное образовательное учреждение "САКУРА"; далее - ЧПОУ "САКУРА", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области о признании незаконным и отмене постановления Управления Министерства внутренних дел России по городу Иваново (далее - Управление, уполномоченный орган) от 22.06.2015 N 150104421 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Суд первой инстанции решением от 02.11.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.01.2016, изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания и уменьшил размер штрафа до 300 000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЧПОУ "САКУРА" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 2.1, 2.2, 2.9, 5.1, часть 1 статьи 20.8, статью 26.1 КоАП РФ, Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила N 814), Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N 288), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По мнению Учреждения, в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения в связи с недоказанностью вины лица, привлекаемого к административной ответственности. ЧПОУ "САКУРА" полагает возможным в данном случае применить статью 2.9 КоАП РФ и признать вменяемое ему правонарушение малозначительным. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.05.2015 в связи с поданным заявлением о выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, а также в соответствии с заданием от 29.04.2015 N 64/726, сотрудники УМВД России по городу Иваново осуществили выход в НОУ "Сакура", расположенное по адресу: город Иваново, проспект Строителей, дом 31, с целью проверки обстоятельств хранения оружия и патронов, в том числе наличия (отсутствия) необходимой учетной документации.
В ходе проведенных проверочных мероприятий Управление выявило нарушения порядка учета оружия и патронов в Учреждении, выразившиеся в несоответствии ведения текущей учетной документации требованиям Инструкции N 288, а именно:
- в нарушение подпункта "а" пункта 127, пункта 143 Инструкции N 288 в книге приема и выдачи оружия и патронов НОУ "Сакура" в графе "2" - "Фамилия, имя, отчество работника организации" указаны фамилия, имя, отчество лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, при этом в графе "Отметка о выдаче оружия и патронов" (5, 6 графы) стоит роспись лица, кому было выдано данное оружие и патроны; также на момент проверки 15.05.2015 в книге приема и выдачи оружия и патронов НОУ "Сакура" в графу "Отметка о сдаче оружия и патронов" (8 графа) не внесены сведения о дате и времени сдачи оружия и патронов (записи 13, 24, 73);
- в нарушение подпункта "д" пункта 127 Инструкции N 288 описи оружия и патронов, находящихся под охраной (приложение N 64 к Инструкции), не отражают на текущий момент фактическое количество оружия и патронов, находящихся под сдачей;
- в нарушение пунктов 141, 150 Инструкции N 288 в книгах наличия и движения, номерного учета оружия и патронов НОУ "Сакура" перед проведением инвентаризации лицом, ответственным за сохранность оружия и патронов, не осуществлена проводка всех оконченных операций по движению оружия и патронов и не выведены их остатки в книгах учета с заверением собственной подписью на день инвентаризации; в данных книгах в нарушение пункта 146 Инструкции N 288 перед проведением сверок не подведены итоги, с заверением подписью лица, ответственного за сохранность оружия и патронов. Также отсутствуют отметки по результатам сверок с указанием даты их проведения и заверением подписями лиц, проводивших проверку;
- в нарушение подпункта "г" пункта 130 Инструкции N 288 в книге номерного учета в графе "3" - "Наименование операции с оружием и патронами, наименование, дата и номер приходно-расходного документа" не отражены наименование, дата и номер расходного документа на патроны (раздаточно-сдаточные ведомости оружия и патронов на стрельбах), в последующих графах также не отражено, сколько патронов убыло и состоит на текущий момент;
- в нарушение подпункта "а" пункта 131, пункта 124 Инструкции N 288 журнал учета стрельб ведется на электронно-вычислительных средствах с выводом данных на бумажные носители, при этом в графе "8" не отражено количество стреляющих, в графе "11" отсутствует расписка руководителя стрельбы, в графе "10" количество патронов по окончании стрельбы отражается прочерком, в раздаточно-сдаточной ведомости за 15.05.2015 в графах "Сдано, обработано патронов", "Расписка в сдаче патронов и дата" какая-либо информация отсутствует;
- в нарушение пункта 144 Инструкции N 288 при выявлении излишков или недостачи патронов лицом, ответственным за сохранность оружия и патронов, такая информация не была доведена до руководителя НОУ "Сакура", в виду чего не был проинформирован орган внутренних дел и не назначена инвентаризация, в ходе которой были бы установлены обстоятельства несоответствия наличия патронов учетным данным и лица, виновные в нарушении порядка их учета.
Результаты проверки отражены в рапорте от 15.05.2015.
Усмотрев в действиях (бездействии) Учреждения состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, Управление составило протокол от 08.06.2015 и приняло постановление от 22.06.2015 N 150104421 о привлечении нарушителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Учреждение не согласилось с принятым постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 4.1, частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, Законом об оружии, Инструкцией N 288, Правилами N 814, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава вменяемого административного правонарушения, не нашел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. В то же время суд признал избранную в отношении нарушителя меру ответственности в виде взыскания штрафа в размере 400 000 рублей чрезмерной и снизил размер штрафа до 300 000 рублей, в связи с чем частично удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 1 статьи 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Законом об оружии, Правилами N 814 и Инструкцией N 288.
В соответствии со статьей 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также Правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации (статьи 22 и 25 Закона об оружии).
Согласно пункту 51 Правил N 814 субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Закона об оружии, в том числе образовательные учреждения, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании названных Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.
Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждению вменяется в вину нарушения порядка учета оружия и патронов, выразившиеся в несоответствии ведения текущей учетной документации требованиям пункта 124, подпунктов "а", "д" пункта 127, подпункта "г" пункта 130, подпункта "а" пункта 131, пунктов 141, 143, 144, 150 Инструкции N 288.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факты нарушения Учреждением названных требований, образующих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Учреждение приняло все зависящие от него меры для соблюдения действующего законодательства либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях ЧПОУ "САКУРА" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, Управлением соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований суды не установили.
Суды также не нашли оснований для квалификации совершенного Учреждением административного правонарушения в качестве малозначительного.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценка вывода арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суды пришли к выводу о том, что совершенное Учреждением правонарушение создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем оснований для признания его малозначительным не имеется.
Вывод судов о невозможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 4 пункта 18.1 указанного постановления переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Уплаченная Учреждением по платежному поручению от 16.03.2016 N 26 государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 3000 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.11.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 по делу N А17-4375/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу частного профессионального образовательного учреждения "САКУРА" - без удовлетворения.
Возвратить частному профессиональному образовательному учреждению "САКУРА" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 16.03.2016 N 26.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства, свидетельствующие о том, что Учреждение приняло все зависящие от него меры для соблюдения действующего законодательства либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях ЧПОУ "САКУРА" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, Управлением соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований суды не установили.
...
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2016 г. N Ф01-1393/16 по делу N А17-4375/2015
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1393/16
26.01.2016 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-4375/15
21.01.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10919/15
02.11.2015 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-4375/15