г. Нижний Новгород |
|
09 ноября 2016 г. |
Дело N А29-506/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.11.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от истца: Нусратуллина Э.Г. (доверенность от 08.04.2014)
от ответчика - администрации муниципального района "Прилузский":
Скаковского А.А. (доверенность от 30.03.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Прилузский" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2016, принятое судьей Тугаревым С.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016, принятое судьями Савельевым А.Б., Барьяхтар И.Ю., Тетерваком А.В., по делу N А29-506/2014
по иску Мезенцева Леонида Валерьевича
к администрации муниципального района "Прилузский" (ИНН: 1112003570, ОГРН: 1021101006981), Рубцову Игорю Витальевичу, Афанасьеву Илье Александровичу
о признании недействительными результатов конкурса
и установил:
Мезенцев Леонид Валерьевич обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском (уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации) к администрации муниципального района "Прилузский" (далее - Администрация), Афанасьеву Илье Александровичу, Рубцову Игорю Витальевичу о признании недействительными результатов открытого конкурса на предоставление финансовой поддержки на развитие и модернизацию собственного бизнеса субъектам малого и среднего предпринимательства путем предоставления субсидии (гранта), оформленные протоколом заседания комиссии от 13.12.2013, соглашения от 24.12.2013 N 10, заключенного Администрацией и Афанасьевым И.А., соглашения от 24.12.2013 N 11, заключенного Администрацией и Рубцовым И.В.
Суд решением от 13.04.2016 удовлетворил исковые требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что балльная система оценки не может объективно оценить представленные проекты, поэтому было проведено голосование членов комиссии, которое признало представленный Мезенцевым Л.В. проект не прошедшим конкурсный отбор; комиссия действовала в соответствии с законодательством, и права Мезенцева Л.В. не были ущемлены.
Подробно позиция Администрации изложена в кассационной жалобе и поддержана ее представителем в судебном заседании.
Представитель Мезенцева Л.В. в судебном заседании отклонил доводы жалобы.
Афанасьев И.А. и Рубцов И.В. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, отзывы на кассационную жалобу не представили; представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация 21.11.2013 объявила конкурс на предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства финансовой поддержки в форме субсидирования на развитие и модернизацию собственного бизнеса.
Информация о проведении конкурса опубликована в районной газете "Знамя труда" и размещена на официальном сайте Администрации.
Заявки на участие в конкурсе принимались с 25.11.2013 по 05.12.2013.
Открытый конкурс состоялся 13.12.2013, для участия в нем было подано семь заявок, в том числе заявка Мезенцева Л.В..
Согласно протоколу заседания комиссии участники конкурса получили от 1,8 до 2,8 балла. Комиссией установлен средний проходной балл - 1,8, в результате чего к участию во втором этапе конкурса были допущены все претенденты на получение грантов.
Победители на втором этапе конкурса были определены путем прямого голосования членов комиссии.
Победителями конкурса стали Рубцов Игорь Витальевич и Афанасьев Илья Александрович, получившие на первом этапе соответственно 2,3 и 2,0 балла. С ними были 24.12.2013 были подписаны соглашения N 10 и 11.
Мезенцев Л.В., получивший 2,8 балла на первом этапе, не согласился с результатами конкурса и обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Руководствуясь статьями 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 10, 16 Федерального закона N 209-ФЗ, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования: признал недействительными открытый конкурс и соглашения от 24.12.2013 N 10 и 11.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, предусмотренным для признания недействительными оспоримых сделок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 7781/10).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства определены в Федеральном законе N 209-ФЗ.
В соответствии с данным законом приказом Министерства сельского хозяйства России от 06.03.2012 N 172 утверждена ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2014 годы".
На основании указанной программы Администрация разработала районную целевую программу "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе "Прилузский" на 2012 - 2014 годы, утвержденную постановлением от 07.09.2011 N 1156.
Администрация приняла постановление от 02.04.2013 N 504 "Об утверждении условия и порядка оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе "Прилузский".
Указанным постановлением также установлен Порядок конкурсного отбора бизнес-проектов для получения субсидии (гранта) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального района "Прилузский" на развитие и модернизацию собственного бизнеса (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 7 Порядка комиссия по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства рассматривает и оценивает представленные на конкурс бизнес-проекты претендентов, исходя из критериев и балльной шкалы оценок. В качестве критериев оценки названы качество составления бизнес-проекта, экономическая эффективность бизнес-проекта, социальная эффективность бизнес-проекта, бюджетная эффективность бизнес-проекта, расчет общей оценки бизнес-проекта.
В Порядке также определены иные показатели, в том числе: сфера деятельности, индекс доходности, срок окупаемости проекта, вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта от суммы запрашиваемой субсидии, создание дополнительных рабочих мест, размер средней заработной платы, период возврата субсидии в виде налоговых и неналоговых платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды; значение данных показателей в значении от 0 до 5 баллов; вес показателей.
В пункте 14 Порядка предусмотрено, что если по результатам конкурсного отбора бизнес-планов по шкале оценок количество прошедших бизнес-планов превысило количество выдаваемых грантов, то проводится дополнительный отбор проектов путем прямого голосования членов комиссии.
В пункте 3 части 1 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ в качестве одного из принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах.
Суды установили, что при оценке заявок комиссия нарушила требования принципа равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в программе, так как протокол не содержит критериев, по которым были определены победители конкурса, что не соответствует как Порядку, содержащему критерии оценки проекта, так и Федеральному закону N 209-ФЗ. При этом суды отклонили ссылку Администрации на пояснительную записку к протоколу от 13.12.2013, поскольку установили, что содержащиеся в ней замечания не основаны на оценке бизнес-проекта истца применительно к установленным Порядком критериям.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что истец, получив высший балл на первом этапе, объективно не мог предвидеть необходимость соблюдения каких-либо еще индивидуальных (субъективных) требований каждого из членов комиссии.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" предусмотрено, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Наличие субъективного мнения членов комиссии в отрыве от установленных Порядком критериев оценки представленных бизнес-проектов не могло не повлиять на результаты торгов, следовательно, нарушение является существенным.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили исковое требование Мезенцева Л.В.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по делу N А29-506/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района "Прилузский" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах).
По мнению Администрации муниципального образования, балльная система оценки не может объективно оценить представленные на конкурс проекты, поэтому было проведено голосование членов комиссии, которое признало представленный предпринимателем проект не прошедшим конкурсный отбор.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию Администрации неправомерной.
Как указал суд, при оценке заявок комиссия нарушила требования принципа равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2014 годы", так как протокол не содержит критериев, по которым были определены победители конкурса.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что истец, получив высший балл на первом этапе, объективно не мог предвидеть необходимость соблюдения каких-либо еще индивидуальных (субъективных) требований каждого из членов комиссии.
Кассационная жалоба Администрации оставлена судом без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 ноября 2016 г. N Ф01-4727/16 по делу N А29-506/2014
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4159/17
05.07.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4170/17
09.11.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4727/16
19.07.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4712/16
13.04.2016 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-506/14
26.06.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2241/15
16.04.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2296/15
16.02.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6226/14
29.10.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8079/14
19.08.2014 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-506/14