Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Нижний Новгород |
|
29 ноября 2016 г. |
Дело N А39-628/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2016.
Полный текст постановления изготовлен 29.11.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
от открытого акционерного общества "Российские ипподромы": Ивановой Т.В. (доверенность от 31.12.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2016, принятое судьей Волковой Е.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А., по делу N А39-628/2016,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (ОГРН: 1127746402112, ИНН: 7714873807)
о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия от 03.07.2015 N 126-р
и установил:
открытое акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Управление) от 03.07.2015 N 126-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Республике Мордовия от 28.12.2012 N 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Заявленные требования основаны на статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что Управление без соблюдения установленного законом порядка согласования приняло решение относительно изменений в план приватизации государственного имущества, чем нарушило права Общества.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 06.06.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016, удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, действие Федерального закона Российской Федерации N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" не распространяется на отношения, возникшие при отчуждении земли, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, следовательно, отсутствовали основания для включения спорного земельного участка в перечень объектов, подлежащих приватизации в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций Общества, поскольку на земельном участке нет объектов, подлежащих приватизации; внесение изменений в распоряжение не нарушает права Общества; Управление не вносило изменений в план приватизации государственного имущества, изменения внесены в распорядительный акт в пределах полномочий территориального органа.
Представитель Общества в судебном заседании возразил против жалобы, попросил оставить обжалованные судебные акты без изменений.
Иные лица, участвующие в деле не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, согласно Указу Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р и от 27.11.2010 N 2102-р, а также распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 N 558-р путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" создано Общество, которое является правопреемником предприятия.
Учредителем Общества является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых Обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Управление издало распоряжение от 28.12.2012 N 274-р "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", в соответствии с которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче Обществу.
На основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058, распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р, от 24.05.2012 N 840-р и от 26.12.2011 N 1876-р, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, поручения Росимущества от 11.09.2012 N ИА-03/42135 Общество 27.08.2015 приняло решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, государственный регистрационный N 1-01-55520-Е-001Р), государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций Общества осуществлена.
Согласно пункту 1 распоряжения Управления от 03.07.2015 N 126-р "О внесении изменений в распоряжение Управления от 28.12.2012 N 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы"" из перечня имущества, подлежащего приватизации путем внесения в оплату размещаемых дополнительных акций Общества, исключен земельный участок с кадастровым номером 13:17:0112002:78.
Посчитав распоряжение Управления от 03.07.2015 N 126-р незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствия ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушения ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Росимущество осуществляет мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, согласно Перечню, являющемуся приложением к Указу, в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом, дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 Управление издало распоряжение от 28.12.2012 N 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы"".
В обоснование своей позиции Управление сослалось на Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал Общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" с целью реализации единой государственной политики в сфере приватизации, Правительство Российской Федерации:
- утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
- издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
В силу пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" (далее - Правила) решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению последнего - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества", любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N 1 - 3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада заместителю председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
На основании перечисленных норм федерального законодательства суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Управление не имело права самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в перечень объектов, включенных в план приватизации государственного имущества.
Аргументы заявителя о том, что отсутствовали основания для включения указанного земельного участка в перечень объектов, подлежащих приватизации в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций Общества, не влияют на законность обжалованных судебных актов.
Суд кассационной инстанции отклонил также иные доводы Управления, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают выводы судов о недействительности оспоренного распоряжения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, в связи с чем суд не рассматривал вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 по делу N А39-628/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" (далее - Правила) решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению последнего - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества", любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
...
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества")."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2016 г. N Ф01-4587/16 по делу N А39-628/2016
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4587/16
08.08.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5206/16
06.06.2016 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-628/16
19.05.2016 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7346/16