• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 декабря 2016 г. N Ф01-5195/16 по делу N А11-11994/2014

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

По мнению налогового органа, расчетный метод не мог быть применен, поскольку аналогичные налогоплательщики не установлены. При этом Налоговый кодекс РФ иных способов определения расходов расчетным методом не предусматривает.

Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.

Как указал суд, если отсутствие учета расходов у гражданина обусловлено ошибочным применением им специального налогового режима, не предполагающего ведение учета фактически понесенных расходов (система налогообложения в виде ЕНВД, УСН), в целях определения действительного размера обязанности по уплате НДФЛ (недоимки) должен применяться расчетный способ определения суммы налога.

Налоговый орган установил, что сумма документально подтвержденных расходов ниже суммы установленного норматива, и применил профессиональный налоговый вычет в размере 20% общей суммы доходов, полученной налогоплательщиком от предпринимательской деятельности. При этом, как установил суд, размер доходов инспекция определила расчетным путем на основании представленных предпринимателем документов и анализа выписки по его расчетному счету.

Однако, установив фактические отношения предпринимателя с несколькими контрагентами и приняв понесенные им расходы к учету для определения налоговой базы, инспекция, в отсутствие данных об иных налогоплательщиках могла исследовать рыночные цены на аналогичные сделки с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях и в соответствии со ст. 31 НК РФ применить расчетный метод для определения объективного размера налоговых обязательств налогоплательщика.

Допущенное налоговым органом нарушение установленных требований повлекло неправомерное доначисление предпринимателю НДФЛ и начисление соответствующего размера пеней и штрафа.

Кассационная жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения.