Нижний Новгород |
|
06 августа 2018 г. |
Дело N А29-324/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.,
при участии представителя
от заявителя: Ефимовой О.М. (доверенность от 21.12.2017 N 177)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.02.2018,
принятое судьей Паниотовым С.С., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018,
принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А29-324/2018
по заявлению Государственного учреждения - регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя
Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Шиловского Алексея Владимировича,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Жешартский фанерный комбинат"
(ИНН: 1121025040, ОГРН: 1151101009850),
и установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Региональное отделение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Шиловского Алексея Владимировича (далее - судебный пристав-исполнитель) от 29.12.2017 о возбуждении исполнительного производства N 18176/17/11022-ИП.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Жешартский фанерный комбинат" (далее - ООО "ЖФК").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.02.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 решение суда оставлено без изменения.
Региональное отделение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы бюджетного законодательства и письмо Федерального казначейства от 30.12.2013 N 42-7.4-05/9.3-895 "О переводе на кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов территориальными органами Федерального казначейства". По его мнению, исполнительный лист о взыскании с Фонда в пользу ООО "ЖФК" излишне уплаченных капитализированных платежей не подлежал принятию к принудительному исполнению службой судебных приставов, поскольку взыскатель имеет право обратиться в службу судебных приставов за исполнением исполнительного листа о взыскании за счет средств Фонда только после соблюдения процедуры исполнения такого исполнительного листа в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Региональное отделение указывает, что ООО "ЖФК" не обращалось к нему с документами, предусмотренными статьей 242.1 БК РФ; в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.12.2013 N 592, оно не могло только на основании постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства санкционировать Управлению Федерального казначейства по Республике Коми списание излишне уплаченных капитализированных платежей.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Судебный пристав-исполнитель, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми и ООО "ЖФК", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Верховным судом Республики Коми.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.07.2017 по делу N А29-3498/2017 с Регионального отделения в пользу ООО "ЖФК" взыскано 26 451 476 рублей 67 копеек излишне уплаченных капитализированных платежей.
ООО "ЖФК" выдан исполнительный лист от 14.12.2017 серии ФС N 013889356.
На основании заявления взыскателя судебный пристав-исполнитель постановлением от 29.12.2017 возбудил исполнительное производство N 18176/17/11022-ИП о взыскании с Фонда в пользу ООО "ЖФК" 26 451 476 рублей 67 копеек.
Фонд не согласился с данным постановлением и обжаловал его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 242.1 БК РФ, статьями 198, 200, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", статьей 1 Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", учитывая совместное постановление Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В пункте 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в статью 168 БК РФ внесены дополнения, согласно которым с 01.01.2014 органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации предоставлено право осуществлять исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации через органы Федерального казначейства на основании соглашений.
Между тем, законодатель не определил порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, до внесения соответствующих дополнений в главу 24.1 БК РФ возможность исполнения таких судебных актов территориальными подразделениями Федеральной службы судебных приставов не исключена.
Отсутствие порядка исполнения исполнительных документов, предписывающих обращение взыскания на средства государственных внебюджетных фондов, не означает, что они не должны исполняться до принятия дополнений в главу 24.1 БК РФ.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о наличии у ООО "ЖФК" права на обращение в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа от 14.12.2017 серии ФС N 013889356 и отсутствии у судебного пристава-исполнителя законных оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства и вынесения оспариваемого постановления.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Фонда.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены ими, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.02.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от по делу N А29-324/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в статью 168 БК РФ внесены дополнения, согласно которым с 01.01.2014 органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации предоставлено право осуществлять исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации через органы Федерального казначейства на основании соглашений.
Между тем, законодатель не определил порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, до внесения соответствующих дополнений в главу 24.1 БК РФ возможность исполнения таких судебных актов территориальными подразделениями Федеральной службы судебных приставов не исключена.
Отсутствие порядка исполнения исполнительных документов, предписывающих обращение взыскания на средства государственных внебюджетных фондов, не означает, что они не должны исполняться до принятия дополнений в главу 24.1 БК РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 августа 2018 г. N Ф01-3126/18 по делу N А29-324/2018
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3126/18
18.04.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1962/18
16.04.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-324/18
07.02.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-324/18
29.01.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-324/18