г. Нижний Новгород |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А31-11948/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2017.
Полный текст постановления изготовлен 09.02.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Жегловой О.Н., Чиха А.Н.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2016, принятое судьей Тетериным О.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016, принятое судьями Немчаниновой М.В., Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В., по делу N А31-11948/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново "Костромской" (ИНН: 3702008951, ОГРН: 1033700076552)
к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы (ИНН: 4401097364, ОГРН: 1084401012706),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - Управление финансов администрации города Костромы, открытое акционерное общество "ЕИРКЦ",
о взыскании убытков
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" "Костромской" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы (далее - Комитет) о взыскании 465 407 рублей 70 копеек убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки жителям города Костромы за счет средств бюджета за май - сентябрь 2015 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление финансов администрации города Костромы и открытое акционерное общество "ЕИРКЦ" (далее - ОАО "ЕИРКЦ").
Исковые требования основаны на статьях 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по возмещению Предприятию недополученных доходов, вызванных межтарифной разницей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2016, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016, исковые требования Общества удовлетворены.
Суды руководствовались статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации города Костромы от 02.02.2015 N 170 "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы" и пришли к выводу о том, что необоснованно отказал Предприятию в возмещению недополученных доходов вызванных межтарифной разницей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, расчет заявленной суммы субсидии за май 2015 года произведен истцом в нарушение постановления Администрации от 02.02.2015 N 170, на основании сведений, предоставленных ОАО "ЕИРКЦ", а не на основании реестров специализированной организации.
Стороны не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках заявленных в жалобе доводов.
Изучив представленные доказательства и оценив аргументы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из материалов дела и установили суды, Общество является на территории города Костромы поставщиком тепловой энергии для целей оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению как исполнителям коммунальных услуг (управляющим организациям, товариществам собственникам жилья), так и непосредственно гражданам - в случае выбора непосредственного управления многоквартирным домом, по адресам: м/р-н Черноречье д. 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 12А, 13, 14, 15, 16, 18, 18А, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 30А, 32, 33, 34, 35, 37, ул. Северной Правды, дома 25, 27.
Общество имеет право на получение мер социальной поддержки (получатель таких мер) как ресурсоснабжающая организация в отношении жилищного фонда города Костромы, находящегося в управлении управляющих организаций и ТСЖ, так и в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых выбрали непосредственный способ управления.
Общество и ОАО "ЕИРКЦ" заключили агентский договор от 31.12.2013 N 37-38-42 на организацию работ по ведению аналитического учета и начислению платы за приобретенные коммунальные услуги.
Согласно расчету истца размер недополученных доходов, подлежащих возмещению в связи с предоставлением мер социальной поддержки жителям города Костромы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период май - сентябрь 2015 года, составляет 465 407 рублей 70 копеек.
Расчет произведен истцом на основании сведений предоставленных ОАО "ЕИРКЦ", в соответствии с требованиями Порядка предоставления мер социальной поддержки, и был предоставлен в адрес Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы.
Комитет не выплатил Обществу денежные средства, составляющие межтарифную разницу, что и послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
В силу положений статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Размер платы за коммунальные услуги (в том числе теплоснабжение) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (часть 4 статьи 154 и часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Постановлением Администрации города Костромы от 02.02.2015 N 170 "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы" (далее - Порядок) для жителей города Костромы установлены меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктами 4.1 - 4.4 Порядка финансовое обеспечение предоставления меры социальной поддержки является расходным обязательством города Костромы, исполняемым за счет собственных доходов бюджета города Костромы. Исполнение данного расходного обязательства осуществляется путем предоставления ресурсоснабжающим организациям, реализующим тепловую энергию исполнителям коммунальных услуг для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения жителям города Костромы, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением частичной оплаты.
Размер субсидий (размер недополученных доходов, возмещаемых за счет средств субсидий) за отчетный месяц определяется как сумма частичной оплаты, начисленной в отчетном месяце в размере и на условиях, определенных настоящим Порядком, жителям города Костромы, являющимся потребителями услуг отопления и горячего водоснабжения.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Комитету в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Костромы по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения", целевой статье 5140101 "Частичная оплата населению стоимости услуг по отоплению и горячему водоснабжению", виду расходов 810 "Субсидии юридическим лицам" классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 17 Положения о Комитете городского хозяйства Администрации города Костромы, утвержденного решением Думы города Костромы от 20.11.2012 N 203, определено, что Комитет является главным распорядителем средств бюджета города Костромы и осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами города Костромы, регулирующими бюджетные правоотношения.
В нарушение приведенных норм права Комитет не компенсировал Обществу недополученные доходы, подлежащие возмещению в связи с предоставлением мер социальной поддержки жителям города Костромы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с мая по сентябрь 2015 года, в связи с чем суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали, довод Комитета о том, что возмещение субсидии за май 2015 года произведено Комитетом на основании сведений, предоставленных ОАО "ЕИРКЦ", рассчитанных в соответствии с постановлением Администрации от 02.02.2015 N 170, подлежащим отклонению в связи с тем, что меры социальной поддержки в мае 2015 года предоставлены за апрель 2015 года с учетом корректировки мер социальной поддержки, предоставленных в январе 2015 года авансом в размере декабря 2014 года, что соответствует пункту 6 постановления Администрации от 02.02.2015 N 170.
Указанный довод кассатора был предметом рассмотрения судов двух инстанций, поэтому он сводится к переоценке исследованных по делу доказательств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016 по делу N А31-11948/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
...
Пунктом 2 статьи 17 Положения о Комитете городского хозяйства Администрации города Костромы, утвержденного решением Думы города Костромы от 20.11.2012 N 203, определено, что Комитет является главным распорядителем средств бюджета города Костромы и осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами города Костромы, регулирующими бюджетные правоотношения.
В нарушение приведенных норм права Комитет не компенсировал Обществу недополученные доходы, подлежащие возмещению в связи с предоставлением мер социальной поддержки жителям города Костромы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с мая по сентябрь 2015 года, в связи с чем суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 февраля 2017 г. N Ф01-6224/16 по делу N А31-11948/2015