г. Нижний Новгород |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А38-1633/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.02.2017.
Полный текст постановления изготовлен 21.02.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Камановой М.Н., Чернышова Д.В.
при участии представителей
от истца: Царегородцевой Е.С. (доверенности от 09.01.2017 N 4/17-17 и
от 09.01.2017 N 8),
от ответчика - Министерства лесного и охотничьего хозяйства
Республики Марий Эл: Фатыхова Ф.Х. (доверенность от 12.12.2016 N 06-04/4289)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.06.2016, принятое судьей Фроловой Л.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016, принятое судьями Бухтояровой Л.В., Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., по делу N А38-1633/2016
по иску федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН:7704761773, ОГРН: 1107746633521)
к открытому акционерному обществу "Марспецмонтаж" (ИНН: 1200000095, ОГРН: 1021200752704) и министерству лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл (ИНН: 1215117610, ОГРН: 1071215000086)
о признании сделки недействительной и
о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство обороны Российской Федерации и федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
и установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Марспецмонтаж" (далее - ОАО "Марспецмонтаж") и министерству лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство лесного хозяйства) о признании недействительным договора от 11.11.2008 N 18 о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охраны, а также о применении последствий недействительности данной сделки.
Исковые требования основаны на статье 93 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральном законе от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ) и мотивированы тем, что осуществление охотхозяйственной деятельности на землях обороны без оформления в установленном порядке земельных правоотношений и без надлежащего согласования с Министерством обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) не соответствует действующему законодательству.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны и федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны.
Арбитражный суд Республики Марий Эл решением от 22.06.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.10.2016, отказал в удовлетворении иска, поскольку не установил нарушения порядка заключения оспоренной сделки, который на момент ее совершения не требовал согласия федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности на включение временно не используемых для соответствующих нужд земель обороны в границы охотничьих угодий.
Не согласившись с данными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды не приняли во внимание статью 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции, действовавшей до 01.04.2010), исходя из смысла которой заключение охотхозяйственных соглашений в отношении обороны и безопасности допустимо только по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал довод, изложенный в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства указал на ошибочность позиции заявителя и просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав полномочных представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 29.10.2008 N 291 департамент Республики Марий Эл по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира (правопредшественник Министерства лесного хозяйства) выдал ОАО "Марспецмонтаж" долгосрочную лицензию серии ХХ N 6450 на пользование объектами животного мира на площади 16,0 тысяч гектаров (охотничье хозяйство "Саска-Нур") сроком действия с 11.11.2008 по 15.10.2018, а также заключил договор от 11.11.2008 N 18 на предоставление указанной территории для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты.
В соответствии с приказом департамента имущественных отношений Министерства обороны от 10.06.2014 N 943 правопредшественнику Управления на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 179 723 189 квадратных метров, с кадастровым номером 12:08:0000000:172, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, поселок Солнечный, улица Солнечная, примерно в 1000 метрах севернее дома N 8.
Посчитав, что в границы данного земельного участка включена часть территории охотничьего хозяйства "Саска-Нур", на которой ОАО "Марспецмонтаж" неправомерно и без согласования с Министерством обороны осуществляет охотхозяйственную деятельность на основании договора от 11.11.2008 N 18, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно статье 58 Закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ о животном мире все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, являются недействительными.
В статье 33 названного закона (в редакции, действовавшей до 01.04.2010) установлено, что объекты животного мира предоставляются органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии.
Порядок и условия предоставления животного мира в пользование регламентированы в статье 37 Закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ и Положении о порядке выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденное Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569, в соответствии с которыми высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Результаты согласования вносились в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. Только после получения такого документа орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мог заключить с пользователем животного мира договор о предоставлении территории в пользование.
Толкование названных норм права сводится к тому, что согласование с собственниками земель возможности предоставления испрашиваемой территории, необходимых для осуществления пользования животным миром, требовалось лишь для принятия уполномоченным органом положительного решения и предопределяло возможность выдачи долгосрочной лицензии.
Вопреки позиции заявителя, в рассмотренном случае для заключения договора о предоставлении ОАО "Марспецмонтаж" территории в пользование такого согласования не требовалось.
Действия органа государственной власти по предоставлению в 2008 году ОАО "Марспецмонтаж" долгосрочной лицензии, как основание для дальнейшего заключения договора, Управление в установленные процессуальным законом порядке и сроки не оспорило.
Кроме того, действующее до 01.04.2010 законодательство определяло долгосрочную лицензию как официальный документ, разрешающий пользование охотничьими животными и устанавливающий обязательные условия его осуществления, и не требовало обязательного заключения договора о предоставлении территории в пользование виде отдельного документа. В свою очередь вступивший в силу Закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ сохранил ранее возникшее право долгосрочного пользования животным миром на основании долгосрочных лицензий в отношении охотничьих ресурсов до истечения срока действия не подлежащих продлению таких лицензий. Следовательно, нарушенные права истца не могли быть восстановлены избранным способом защиты.
При таких обстоятельствах окружной суд счел правомерным отказ обеих судебных инстанций в удовлетворении заявленного Управлением иска.
Аргумент заявителя, основанный на неверном толковании норм права, не мог стать причиной для отмены обжалованных судебных актов.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.06.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А38-1633/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок и условия предоставления животного мира в пользование регламентированы в статье 37 Закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ и Положении о порядке выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденное Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569, в соответствии с которыми высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
...
Действия органа государственной власти по предоставлению в 2008 году ОАО "Марспецмонтаж" долгосрочной лицензии, как основание для дальнейшего заключения договора, Управление в установленные процессуальным законом порядке и сроки не оспорило.
Кроме того, действующее до 01.04.2010 законодательство определяло долгосрочную лицензию как официальный документ, разрешающий пользование охотничьими животными и устанавливающий обязательные условия его осуществления, и не требовало обязательного заключения договора о предоставлении территории в пользование виде отдельного документа. В свою очередь вступивший в силу Закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ сохранил ранее возникшее право долгосрочного пользования животным миром на основании долгосрочных лицензий в отношении охотничьих ресурсов до истечения срока действия не подлежащих продлению таких лицензий. Следовательно, нарушенные права истца не могли быть восстановлены избранным способом защиты."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф01-6569/16 по делу N А38-1633/2016