г. Нижний Новгород |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А79-2870/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.07.2016, принятое судьей Филипповым Б.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016, принятое судьями Новиковой Л.П., Тарасовой Т.И., Родиной Т.С., по делу N А79-2870/2016
по иску администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики (ИНН: 2119901334, ОГРН: 1052136009210)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ядринская районная администрация Чувашской Республики (ИНН: 2119003281, ОГРН: 1022102633519), Чувашская Республика - Чувашия в лице Министерства финансов Чувашской Республики (ИНН: 2128017900, ОГРН: 1022101151071), Министерство здравоохранения Чувашской Республики (ИНН: 2128015420, ОГРН: 1022101143624), Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (ИНН: 2128016103, ОГРН: 1022101141765), Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, (ИНН: 2130012473, ОГРН: 1072130000030),
и установил:
администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство) о взыскании 1 463 940 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ядринская районная администрация Чувашской Республики, Чувашская Республика в лице Министерства финансов Чувашской Республики, Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.07.2016 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения искового требования, поскольку Администрация не доказала противоправность действий Российской Федерации, наличие причинной связи между этими действиями и возникновением убытков, их размер. В соответствии с решением Ядринского районного суда Чувашской Республики, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, обязанность по предоставлению жилого помещения Алексееву Ю.В., имеющему ребенка-инвалида, возложена на Администрацию. Министерство полагает, что отнесение судами спорных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации. Ответчик указывает, что Российская Федерация обязанность по перечислению субвенций в отношении Чувашской Республики - Чувашии на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан исполнила в полном объеме, претензии по поводу непоступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации - Чувашской Республики - Чувашии отсутствовали. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что перечисленные субвенции могут быть распределены только в качестве субсидий на приобретение жилья гражданам, обратившимся за получением таких субсидий, и не могут быть направлены на покрытие расходов, связанных с предоставлением квартиры (в виде ее рыночной стоимости), является необоснованным.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 20.02.2017.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, постановлением главы Администрации от 02.04.2001 N 61 Алексеев Ю.В., являющийся отцом ребенка-инвалида с детства Алексеевой А.Ю., включен в список лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Администрации от 07.11.2012 N 258 Алексеев Ю.В. переведен из первоочередного списка во внеочередной список.
Определением Ядринского районного суда Чувашской Республики от 01.10.2012 по делу N 2-378/2012 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым Администрация обязалась предоставить Алексееву Ю.В. благоустроенное жилое помещение на состав семьи из двух человек в городе Ядрин Чувашской Республики по установленным нормам действующего законодательства в срок не позднее 01.12.2013.
На основании данного определения Ядринским районным судом Чувашской Республики выдан исполнительный лист от 21.02.2014 серии ВС N 019056479.
С целью исполнения принятого на себя обязательства истец предоставил Алексееву Ю.В. на выбор имевшиеся у него в собственности квартиры.
Заявлениями от 25.06.2013 Алексеев Ю.В. отказался от предоставленных ему квартир в связи с тем, что они не соответствуют условиям для жизнедеятельности ребенка-инвалида.
Администрация и общество с ограниченной ответственностью "ГАЗ-СЕРВИС" заключили муниципальный контракт от 22.06.2015 N 9, предметом которого являлось приобретение жилого помещения на территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики для обеспечения жильем инвалида-колясочника, в отношении которого принят судебный акт.
По договору купли-продажи жилого помещения (квартиры) от 23.06.2015 общество с ограниченной ответственностью "ГАЗ-СЕРВИС" передало Администрации квартиру, расположенную по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, Ядринский район, город Ядрин, улица Октябрьская, дом 40, квартира 7, стоимостью 1 463 940 рублей (свидетельство о государственной регистрации права от 30.06.2015).
Постановлением Администрации от 10.07.2015 N 191 названная квартира предоставлена Алексееву Ю.В. по договору социального найма жилого помещения от 07.07.2015 N 253.
Администрация, посчитав, что расходы, понесенные в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма Алексееву Ю.В., подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о том, что возмещение спорных расходов является расходным обязательством Российской Федерации, и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Кодекса).
В статье 1069 Кодекса установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
На основании статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требование Администрации, исходили из того, что полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, не относятся к вопросам местного значения муниципального района, а являются отдельными государственными полномочиями, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Российская Федерация, установив право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условия, на получение жилых помещений, и наделив органы местного самоуправления соответствующими полномочиями, должна была обеспечить органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами; однако Российская Федерация обязанность по компенсации затрат Администрации на приобретение жилого помещения для семьи, имеющей ребенка-инвалида, не исполнила.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила предоставления субвенций).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций (пункт 2 Правил предоставления субвенций).
Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласно заявке, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 3 Правил предоставления субвенций).
Выводы судов об отсутствии доказательств компенсации субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления финансовых расходов на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, не соответствуют материалам дела.
В обоснование довода о перечислении субвенций Чувашской Республике - Чувашии на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом N 181-ФЗ, ответчик представил отчеты об операциях консолидированного бюджета Чувашской Республики - Чувашии за 2013 - 2015 годы, согласно которым ежегодно в бюджете оставались неосвоенные бюджетные средства.
Названные отчеты не были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем вывод судов о недостаточном финансировании является преждевременным.
Суды не устанавливали, обращались ли Администрация в Министерство за выделением денежных средств на приобретение жилья Алексееву Ю.В., имеющему ребенка-инвалида, какова была заявлена суммарная потребность в субвенциях из федерального бюджета, размер неосвоенных бюджетных средств и причины их неосвоения.
Кроме того, суды не дали оценки определению об утверждении мирового соглашения Ядринского районного суда Чувашской Республики от 01.10.2012 по делу N 2-378/2012, в соответствии с которым Администрация добровольно приняла на себя обязательство по предоставлению Алексееву Ю.В., имеющему ребенка-инвалида, благоустроенного жилого помещения.
При таких обстоятельствах противоправность действий (бездействия) Российской Федерации и причинная связь между этими действиями (бездействием) и убытками, возникшими у Администрации, надлежащим образом не установлена.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.07.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016, принятые при неполном исследовании значимых для дела обстоятельств, подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих значение для дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, поэтому дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам, изложенным Министерством, и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационных жалоб не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.07.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016 по делу N А79-2870/2016 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила предоставления субвенций).
...
Выводы судов об отсутствии доказательств компенсации субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления финансовых расходов на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, не соответствуют материалам дела.
В обоснование довода о перечислении субвенций Чувашской Республике - Чувашии на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом N 181-ФЗ, ответчик представил отчеты об операциях консолидированного бюджета Чувашской Республики - Чувашии за 2013 - 2015 годы, согласно которым ежегодно в бюджете оставались неосвоенные бюджетные средства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф01-6500/16 по делу N А79-2870/2016