г. Нижний Новгород |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А43-15998/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2017.
Полный текст постановления изготовлен 07.02.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Павлова В.Ю., Чернышова Д.В.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "РЭНКОР": Козырева Д.Г. (доверенность от 16.03.2016), Козыревой Т.П. (доверенность от 16.03.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2016, принятое судьей Игнатьевой О.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016, принятое судьями Мальковой Д.Г., Бухтояровой Л.В., Устиновой Н.В., по делу N А43-15998/2015
по иску Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
к обществу с ограниченной ответственностью "РЭНКОР" (ИНН: 5257051782, ОГРН: 1025202396537)
об установлении размера компенсации за изъятое имущество
и установил:
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РЭНКОР" (далее - ООО "РЭНКОР") об изъятии в собственность для государственных нужд Нижегородской области объектов недвижимого имущества, об установлении компенсации в связи с изъятием имущества в размере 13 743 000 рублей (с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), в том числе убытков), о прекращении права собственности ответчика на нежилое отдельно стоящее здание (механическую мастерскую) площадью 459,9 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0030020:91 и на нежилое отдельно стоящее здание (столярную мастерскую и сварочный цех) площадью 158,1 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0030020:92, литера В.
Исковые требования основаны на статье 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018, Кубка конфедераций FIFA 2017 и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ) и мотивированы несогласием ответчика с предложенной выкупной ценой.
Определением суда от 25.06.2015 требование об установлении компенсации в связи с изъятием имущества в размере 13 743 000 рублей выделено в отдельное производство (дело N А43-15998/2015).
Определением суда от 11.04.2016 по делу N А43-15998/2015 в порядке процессуального правопреемства в связи с реорганизацией Министерства инвестиционной политики Нижегородской области и Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области путем слияния в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области произведена замена стороны истца с Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство).
Арбитражный суд Нижегородской области определением от 07.06.2016 выделил в отдельное производство требования Министерства к ООО "РЭНКОР" об установлении компенсации в размере 3 498 000 рублей в связи с изъятием имущества - нежилого отдельно стоящего здания (столярной мастерской и сварочного цеха) общей площадью 158,1 квадратного метра, кадастровый номер 52:18:0030020:92, литер В (дело N А43-15482/2016).
Руководствуясь статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футбол у FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ), Арбитражный суд Нижегородской области решением от 16.09.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016, определил компенсацию в связи с изъятием для государственных нужд Нижегородской области имущества ООО "РЭНКОР" в размере 23 244 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие нарушения норм материального права.
Податель жалобы настаивает на недопустимости установления размера рыночной стоимости имущества на основании заключения комиссионной экспертизы от 12.08.2016, проведенной ООО "Центр оценки "Выбор" и ООО "Независимое экспертное бюро", и на необходимости определения компенсации за изымаемое имущество в соответствии с отчетом об оценке объекта недвижимости от 13.01.2015 N 2-СВП (ГК N 35/ОЦ), подготовленным индивидуальным предпринимателем Шибановым А.Н. и имеющим положительное заключение саморегулируемой организации.
ООО "РЭНКОР" в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя и попросили оставить решение и постановление без изменения.
При надлежащем извещении времени и месте судебного разбирательства Министерство не обеспечили явку представителя в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей ответчика, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установлено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2015 по делу N А43-9597/2015, от 09.06.2016 по делу N А43-15482/2016, распоряжением Правительства Нижегородской области от 14.03.2014 N 353-р в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" принято решение об изъятии для государственных нужд Нижегородской области попадающих в зону строительства стадиона земельных участков с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, в том числе: земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственно-складскую базу, с кадастровым номером 52:18:0030020:26, площадью 1748 квадратных метров, расположенного по адресу: Нижний Новгород, Канавинский район, улица Должанская, дом 1в, принадлежащего на праве собственности ООО "РЭНКОР".
На изымаемом земельном участке расположены нежилое отдельно стоящее здание (механическая мастерская) площадью 459,9 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0030020:91 и нежилое отдельно стоящее здание (столярная мастерская и сварочный цех) площадью 158,1 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0030020:92, литера В.
Вступившим в законную силу решением от 29.06.2015 по делу N А43-9597/2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск Министерства, изъяв для государственных нужд Нижегородской области у ООО "РЭНКОР" и прекратив его право собственности на указанный земельный участок и на нежилые отдельно стоящие здания площадью 459,9 квадратного метра и площадью 158,1 квадратного метра, находящиеся на этом участке.
Недостижение с собственником имущества соглашения относительно размера подлежащей выплате компенсации послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года урегулированы в статье 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ.
Согласно пункту 17 указанной нормы права оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований Министерство представило суду отчет об оценке объекта недвижимости от 13.01.2015 N 2-СВП (ГК N 35/ОЦ), выполненный индивидуальным предпринимателем Шибановым А.Н., согласно которому размер компенсации и убытков составил 10 245 000 рублей.
Ввиду несогласия ответчика с указанным размером компенсации и убытков суд назначил комиссионную судебную экспертизу, определив в качестве экспертных учреждений ООО "Центр оценки "Выбор" и ООО "Независимое экспертное бюро".
Первоначально экспертные организации не пришли к единому мнению по поставленным вопросам, представив в суд отдельные заключения.
В дальнейшем, после того, как эксперты были выслушаны в судебных заседаниях, ООО "Центр оценки "Выбор" и ООО "Независимое экспертное бюро" представили в суд экспертное комиссионное заключение от 12.08.2016, в соответствии с которым рыночная стоимость объектов недвижимости составила 15 706 000 рублей, размер убытков - 7 538 000 рублей.
Оценив экспертные заключения в совокупности с другими доказательствами по делу и заслушав пояснения принимавших участие в комиссионной судебной экспертизе экспертов, суды обеих инстанций признали, что экспертное комиссионное заключение от 12.08.2016, подготовленное ООО "Центр оценки "Выбор" и ООО "Независимое экспертное бюро", соответствует действующему законодательству и наиболее полно отражает реальную стоимость объектов оценки, поэтому обоснованно установили компенсацию за изымаемое имущество в размере 23 244 000 рублей.
Министерство не опровергло указанное заключение. Несогласие заявителя жалобы с выводами эксперта не свидетельствует о недостоверности данного им заключения.
Вопреки доводу подателя жалобы Федеральные законы от 29.07.1998 N 135-ФЗ и от 07.06.2013 N 108-ФЗ не содержат требований об обязательном проведении экспертизы отчета об определении рыночной стоимости имущества, подлежащего изъятию для государственных нужд. Согласно статье 17.1 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора, заключенного заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков, в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, поэтому положительное заключение саморегулируемой организации на отчет индивидуального предпринимателя Шибанова А.Н. от 13.01.2015 N 2-СВП (ГК N 35/ОЦ) не имело для суда заранее установленной силы и оценивалось наравне с другими доказательствами по делу.
Переоценка установленных обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 по делу N А43-15998/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 17 указанной нормы права оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
...
Вопреки доводу подателя жалобы Федеральные законы от 29.07.1998 N 135-ФЗ и от 07.06.2013 N 108-ФЗ не содержат требований об обязательном проведении экспертизы отчета об определении рыночной стоимости имущества, подлежащего изъятию для государственных нужд. Согласно статье 17.1 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора, заключенного заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков, в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, поэтому положительное заключение саморегулируемой организации на отчет индивидуального предпринимателя Шибанова А.Н. от 13.01.2015 N 2-СВП (ГК N 35/ОЦ) не имело для суда заранее установленной силы и оценивалось наравне с другими доказательствами по делу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 февраля 2017 г. N Ф01-6240/16 по делу N А43-15998/2015