Нижний Новгород |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А82-9420/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.01.2017.
Полный текст постановления изготовлен 24.01.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.
при участии представителя
от истца: Четайкина А.В. (удостоверение, поручение от 23.12.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Красное" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.06.2016, принятое судьей Секериной С.Е., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016, принятое судьями Савельевым А.Б., Малых Е.Г., Тетерваком А.В., по делу N А82-9420/2015
по иску прокурора Ярославской области в интересах Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района в лице муниципального совета Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7604008189, ОГРН: 1027600688917)
к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7627001045, ОГРН: 1027601595812), администрации Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7627029308, ОГРН: 1067627019910) и обществу с ограниченной ответственностью "Красное" (ИНН: 7627013516, ОГРН: 1027601599233)
о признании недействительным договора купли-продажи земельных участков и о применении последствий недействительности сделки
и установил:
прокурор Ярославской области обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района в лице муниципального совета Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - Муниципальный совет) к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - Комитет), администрации Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Красное" (далее - ООО "Красное", Общество) о признании недействительным договора купли-продажи от 25.09.2014 N 255 земельных участков с кадастровыми номерами 76:17:033901:1455, 76:17:033901:1457, 76:17:033901:1459, 76:17:033901:1460, 76:17:033901:2885 и 76:17:033901:2886, заключенных между Комитетом и Обществом, а также о применении последствий недействительности сделки в виде передачи указанных земельных участков Администрации.
Исковые требования основаны на статьях 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) и Законе Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" (далее - Закон Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з) и мотивированы нарушением порядка отчуждения земельных участков в собственность.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 20.06.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.09.2016, удовлетворил иск, поскольку пришел к выводу о том, что предоставление органом местного самоуправления в собственность Обществу арендуемых земельных участков, которые находились у него в аренде более трех лет, но не использовались для нужд сельского хозяйства, не соответствует требованиям Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ и Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з.
Не согласившись с данными судебными актами, ООО "Красное" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель считает, что суды не в полной мере оценили представленные в дело доказательства, сделали ошибочные выводы о неиспользовании арендатором спорного участка для сельскохозяйственного производства и о причинении оспариваемой сделкой ущерба бюджету муниципального образования, не указали на возврат Обществу денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи; настаивает на законности приобретения в собственность ранее арендованных земельных участков в порядке части 4 статьи 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ и на невозможности оспаривания сделки без оспаривания ненормативного правового акта органа местного самоуправления, на основании которого заключена эта сделка.
В судебном заседании представитель истца указал на ошибочность аргументов заявителя и просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет поддержал доводы заявителя и просил удовлетворить кассационную жалобу.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Комитета о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Администрация и Общество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав полномочного представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Администрация Ярославского муниципального округа (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды от 02.11.2005 N 37/1 земельного участка площадью 1 219 000 квадратных метров, с кадастровым номером 76:17:033901:0056, расположенного на территории Рютневского сельского совета Ярославского района Ярославской области, сроком до 18.01.2009, для сельскохозяйственного назначения.
Земельный комитет администрации Ярославского муниципального района (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили новый договор аренды названного участка от 27.09.2010 сроком действия с 27.05.2010 по 26.05.2015.
По сведениям государственного кадастра недвижимости, из земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:0056 образованы и поставлены 30.03.2012 на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 76:17:033901:1455, 76:17:033901:1456 (впоследствии разделенный на два участка с кадастровыми номерами 76:17:033901:2884 и 76:17:033901:2885), 76:17:033901:1457, 76:17:033901:1458 (впоследствии разделенный на два участка с кадастровыми номерами 76:17:033901:2886 и 76:17:033901:2887), 76:17:033901:1459, 76:17:033901:1460 и 76:17:033901:1461.
В дополнительном соглашении от 06.08.2012 стороны внесли изменения в договор от 27.09.2010 N 37/2 относительно предмета аренды, коим стали земельные участки с кадастровыми номерами 76:17:033901:1455 - 76:17:033901:1461.
По результатам рассмотрения обращения Общества администрации Ярославского муниципального района приняла постановление от 26.08.2014 N 3107 о предоставлении в собственность ООО "Красное" испрошенных земельных участков.
В соответствии с названным постановлением Комитет (продавец) и Общество (покупатель) заключили договор купли-продажи от 25.09.2014 N 255 земельных участков с кадастровыми номерами 76:17:033901:1455, 76:17:033901:1457, 76:17:033901:1459, 76:17:033901:1460, а также участков с номерами 76:17:033901:2885 и 76:17:033901:2886, образованных путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами 76:17:033901:1456 и 76:17:033901:1458 соответственно. Право собственности покупателя зарегистрировано в установленном законом порядке.
Посчитав, что договор купли-продажи заключен с нарушением действующего законодательства, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, в пункте 1 статьи 10 которого установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в публичной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка (пункт 4 статьи 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
В статье 6 <1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з содержится аналогичная норма, указывающая на то, что сельскохозяйственные угодья на территории Ярославской области, переданные в аренду юридическому лицу, приобретаются таким арендатором в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка по цене, определяемой в процентном отношении от его кадастровой стоимости в зависимости от срока договора аренды и составляющей, в частности по истечении трех лет с момента заключения договора аренды - 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Из анализа названных норм следует, что для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов необходимо соблюдение двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и данный участок используется в соответствии с его целевым назначением.
При этом обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной выше обязанности.
В подтверждение использования спорных земельных участков в соответствии с их целевым назначением Общество сослалось на справку Администрации от 28.10.2014 N 135, копию справки по форме N 2-фермер за 2013 год о сборе урожая, сведения федерального статистического наблюдения по форме N 3-фермер о производстве продукции животноводства и поголовья скота за январь 2014 года и первый квартал 2014 года.
Напротив, из имеющихся в материалах дела актов проверки Управления Россельхознадзора по Ярославской области от 10.09.2013 N 296, от 30.07.2014 N 41 и от 01.08.2014 N 86/С/105-КР/331-З, усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами не использовались арендатором для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", а также выявлены иные нарушения Общества в области семеноводства сельскохозяйственных растений, области карантина растений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций указали, что представленные ООО "Красное" документы от 2013 и 2014 годов не могут достоверно и в полной мере подтвердить факт целевого использования земельного участка в течение всего периода действия договора аренды от 27.09.2010.
Основания для иной оценки перечисленных обстоятельств у окружного суда отсутствуют в силу ограничения полномочий, предоставленных ему статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды сделали обоснованный вывод о заключении органом местного самоуправления сделки купли-продажи земельных участков от 13.04.2012 в отсутствии одного из условий для выкупа земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность, что противоречит требованиям статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 6 <1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з, а также нарушает публичные интересы, что справедливо позволило признать договор от 13.04.2012 недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и применить последствия недействительности этой сделки.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в судах, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают правомерности судебных выводов, и отклонены судом округа по основаниям аналогичным тем, которые указаны в постановлении апелляционной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе аргументам не найдено.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.06.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 по делу N А82-9420/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крас ное" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подтверждение использования спорных земельных участков в соответствии с их целевым назначением Общество сослалось на справку Администрации от 28.10.2014 N 135, копию справки по форме N 2-фермер за 2013 год о сборе урожая, сведения федерального статистического наблюдения по форме N 3-фермер о производстве продукции животноводства и поголовья скота за январь 2014 года и первый квартал 2014 года.
Напротив, из имеющихся в материалах дела актов проверки Управления Россельхознадзора по Ярославской области от 10.09.2013 N 296, от 30.07.2014 N 41 и от 01.08.2014 N 86/С/105-КР/331-З, усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами не использовались арендатором для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", а также выявлены иные нарушения Общества в области семеноводства сельскохозяйственных растений, области карантина растений.
...
Основания для иной оценки перечисленных обстоятельств у окружного суда отсутствуют в силу ограничения полномочий, предоставленных ему статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды сделали обоснованный вывод о заключении органом местного самоуправления сделки купли-продажи земельных участков от 13.04.2012 в отсутствии одного из условий для выкупа земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность, что противоречит требованиям статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 6 <1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з, а также нарушает публичные интересы, что справедливо позволило признать договор от 13.04.2012 недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и применить последствия недействительности этой сделки."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2017 г. N Ф01-5846/16 по делу N А82-9420/2015