г. Нижний Новгород |
|
10 марта 2017 г. |
Дело N А11-13473/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2017.
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Выбор-С":
Мохорева М.И. (доверенность от 29.01.2016),
Швецова А.В. (доверенность от 26.10.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Степанцевское Вязниковского района Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2016, принятое судьей Ушаковой Е.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Рубис Е.А., по делу N А11-13473/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Выбор-С" (ИНН: 3312005948, ОГРН: 1023302951242)
о признании незаконным решения администрации муниципального образования Степанцевское Вязниковского района Владимирской области, изложенного в письме от 17.12.2015 N 1445/01-15,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Выбор-С" (далее - ООО "Выбор-С", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования Степанцевское Вязниковского района Владимирской области (далее - Администрация), изложенного в письме от 17.12.2015 N 1445/01-15, об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, деревня Эдон, улица Лесная, дом 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 квадратный метр, а также об обязании Администрации обратиться с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, деревня Эдон, улица Лесная, дом 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 квадратный метр, получить технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, деревня Эдон, улица Лесная, дом 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 квадратный метр.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 15.08.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016, заявление удовлетворил.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с нарушением нормы материального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, суды первой и апелляционной инстанций при вынесении решения и постановления не учли обстоятельства, явившиеся основанием для отказа Обществу в удовлетворении заявления о проведении аукциона. Администрация полагает, что спорный земельный участок по правилам подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть выставлен на торги, поскольку материалы дела подтверждают нахождение на нем здания склада. Отсутствие государственной регистрации права собственности на данный объект не исключало применение указанной нормы права при рассмотрении обращения Общества.
Кассатор в судебное заседание не явился.
Общество в представленном письменном отзыве и в судебном заседании просило оставить в силе обжалованные судебные акты, сославшись на принятие их в соответствии с положениями пункта 2 статьи 8.1. и части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив кассационную жалобу, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Общество на основании статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) 01.12.2015 обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, деревня Эдон, улица Лесная, дом 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 квадратный метр, для производственно-хозяйственной деятельности.
В письме от 17.12.2015 N 1445/01-15 Администрация отказала Обществу в удовлетворении заявления на основании подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Посчитав, что такое решение Администрации противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По правилам части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Оспариваемый отказ Администрации в проведении аукциона обусловлен тем, что на испрашиваемом земельном участке расположено здание склада N 2, возведенное на земельном участке с кадастровым номером 33:08:150408:16, принадлежащем Обществу на праве собственности, и вышедшее за его границы.
Суды при рассмотрении спора по существу пришли к выводу, что отказ Администрации в организации аукциона со ссылкой на подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ является незаконным, поскольку отсутствует государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке.
Кассатор полагает, что законодатель не обуславливал применение подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ наличием государственной регистрации права на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, поэтому со стороны судов допущено неправильное толкование нормы материального права, что послужило причиной принятия несоответствующих закону судебных актов.
Суд округа при исследовании материалов кассационного производства сделал вывод, что применительно к обстоятельствам настоящего спора неправильное, по мнению кассатора, толкование закона (подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ) не привело к принятию незаконного решения.
При определении правил подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ воля законодателя была направлена на обеспечение исключительного права собственника объекта недвижимости на землепользование и принципа единства судьбы объекта недвижимости и земельного участка.
Как следует из обстоятельств дела, в рассмотренном споре необходимость обеспечения этого принципа и исключительного права на землепользование для третьих лиц отсутствуют, поэтому в проведении торгов не могло быть отказано со ссылкой на названную норму земельного законодательства.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что строительство склада N 2, часть которого расположена на спорном земельном участке, осуществило Общество.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Стороны не представили в дело доказательств регистрации права собственности за ООО "Выбор-С" на объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Администрация, в свою очередь, не обращалась с иском о сносе возведенного здания склада как самовольной постройки.
Размещение возведенного объекта на спорном участке свидетельствует о том, что последний находится в фактическом пользовании Общества без оформления правоустанавливающих документов на землю.
Общество в соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ 16.04.2015 обращалось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, деревня Эдон, улица Лесная, дом 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 квадратный метр, цель использования указанного участка - для эксплуатации склада.
Администрация в письме от 22.04.2015 N 471-1/01-15 отказала Обществу в утверждении схемы. Данный отказ Арбитражный суд Владимирской области решением от 24.08.2015 по делу N А11-5438/2015, вступившим в законную силу, признал незаконным.
Во исполнение судебного решения Администрация приняла постановление от 05.10.2015 N 133 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории кадастрового квартала 33:08:150408 земельного участка площадью 1751 квадратный метр, расположенного по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, деревня Эдон, улица Лесная, находящегося в территориальной зоне П-1 (зоне размещения объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры, объектов транспорта, объектов оптовой торговли, предприятий и складов V класса опасности (санитарно-защитные зоны - до 50 м)), условный номер 33:08:150408:ЗУ1; вид разрешенного использования земельного участка - промышленные предприятия и склады V класса опасности.
Земельный участок 24.11.2015 поставлен на временный государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 33:08:150408:1092.
При таких условиях попытка ООО "Выбор-С" официально оформить землепользование с указанием цели использования спорного земельного участка "для производственно-хозяйственной деятельности" на конкурсной основе не противоречит принципу платности землепользования в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации и обеспечивает эффективное использование земельных участков в границах муниципальных образований.
Заявив о необходимости проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования - "для производственно-хозяйственной деятельности", заявитель принял на себя риск неблагоприятных последствий в виде возможной победы на торгах иного участника, который вправе будет требовать устранения любых препятствий в пользовании арендованным земельным участком от третьих лиц.
У Администрации в данном случае отсутствует обязанность обеспечить кому-либо преимущественное право пользования спорным земельным участком. Исключение последнего из гражданского оборота действующее законодательство не предусматривает.
С учетом названных обстоятельств окружной суд признал обоснованным вывод судов нижестоящих инстанций о том, что оснований для применения подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ в рассмотренном споре не имеется. Обозначенное Администрацией основание применительно к рассмотренному спору не может служить препятствием для заключения договора аренды земельного участка на конкурсной основе.
Возражения, изложенные в жалобе, не опровергают выводов судов. Иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления, не установлено.
Суд округа не разрешал вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение жалобы, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016 по делу N А11-13473/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Степанцевское Вязниковского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество в соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ 16.04.2015 обращалось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, деревня Эдон, улица Лесная, дом 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 квадратный метр, цель использования указанного участка - для эксплуатации склада.
...
Земельный участок 24.11.2015 поставлен на временный государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 33:08:150408:1092.
При таких условиях попытка ООО "Выбор-С" официально оформить землепользование с указанием цели использования спорного земельного участка "для производственно-хозяйственной деятельности" на конкурсной основе не противоречит принципу платности землепользования в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации и обеспечивает эффективное использование земельных участков в границах муниципальных образований.
...
С учетом названных обстоятельств окружной суд признал обоснованным вывод судов нижестоящих инстанций о том, что оснований для применения подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ в рассмотренном споре не имеется. Обозначенное Администрацией основание применительно к рассмотренному спору не может служить препятствием для заключения договора аренды земельного участка на конкурсной основе."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 марта 2017 г. N Ф01-152/17 по делу N А11-13473/2015