Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 марта 2017 г. N Ф01-152/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о государственной регистрации договора, о признании незаконным акта органа власти по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
10 ноября 2016 г. |
Дело N А11-13473/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.11.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Степанцевское Вязниковского района Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2016
по делу N А11-13473/2015,
принятое судьей Ушаковой Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Выбор-С" (ОГРН 1023302951242, ИНН 3312005948, Владимирская область, г. Вязники, ул. Железнодорожная, д.9-а)
о признании незаконным решения администрации муниципального образования Степанцевское Вязниковского района Владимирской области, изложенного в письме от 17.12.2015 N 1445/01-15,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Выбор-С" - Швецова А.В. по доверенности от 26.10.2016 N 13, Мохорева М.И. по доверенности от 29.01.2016;
от администрации муниципального образования Степанцевское Вязниковского района Владимирской области - Шапановой Л.А. по доверенности от 23.09.2016 N 19,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Выбор-С" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования Степанцевское Вязниковского района Владимирской области (далее - администрация), изложенного в письме от 17.12.2015 N 1445/01-15, об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, д. Эдон, ул. Лесная, д. 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 кв.м, а также об обязании администрации обратиться с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, д. Эдон, ул. Лесная, д. 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 кв.м, получить технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, д. Эдон, ул. Лесная, д. 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 кв.м.
Решением от 15.08.2016 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Общества.
Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 01.12.2015 Общество в порядке статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, д. Эдон, ул. Лесная, д. 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 кв.м, для производственно-хозяйственной деятельности.
Письмом от 17.12.2015 N 1445/01-15 администрация отказала Обществу в удовлетворении заявления на основании подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Посчитав, что такое решение администрации противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен статьей 39.11 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
В данном случае оспариваемый отказ администрации в проведении аукциона обусловлен тем, что на испрашиваемом земельном участке расположено здание склада N 2, возведенного на земельном участке с кадастровым номером 33:08:150408:16, принадлежащего Обществу на праве собственности и вышедшего за его границы.
В свою очередь суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что ранее (16.04.2015) Общество обращалось в порядке статьи 39.11 ЗК РФ (подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности) в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, д. Эдон, ул. Лесная, д. 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 кв.м, цель использования указанного участка - для эксплуатации склада.
Письмом от 22.04.2015 N 471-1/01-15 администрация отказала Обществу в утверждении схемы земельного участка, поскольку он обременен объектом застройки - зданием склада.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 24.08.2015 по делу N А11-5438/2015 отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, д. Эдон, ул. Лесная, д. 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 кв.м, выраженный в письме от 22.04.2015 N 471-1/01-15, признан незаконным. При этом суд обязал орган местного самоуправления в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу утвердить схему расположения земельного участка по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, д. Эдон, ул. Лесная, д. 1, кадастровый квартал 33:08:150408, площадью 1751 кв.м.
Во исполнение данного решения суда администрацией принято постановление от 05.10.2015 N 133 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 33:08:150408 площадью 1751 кв.м, расположенного по адресу: Владимирская область, Вязниковский район, д. Эдон, ул. Лесная, находящегося в территориальной зоне П-1 (зоне размещения объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры, объектов транспорта, объектов оптовой торговли, предприятий и складов V класса опасности (санитарно-защитные зоны - до 50 м)), условный номер 33:08:150408:ЗУ1. Вид разрешенного использования земельного участка - промышленные предприятия и склады V класса опасности.
24.11.2015 указанный земельный участок поставлен на временный государственный кадастровый учет; участку присвоен кадастровый номер 33:08:150408:1092.
В целях дальнейшей реализации права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка, соблюдая закрепленные в пункте 4 статьи 39.11 ЗК РФ процедуры, Общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с указанием кадастрового номера такого участка.
Такие действия Общества суд признал соответствующими требованиям названной выше нормы.
При этом, как верно указал суд, администрация, ссылаясь на подпункт 8 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ как на основание оспариваемого в настоящем деле отказа, не учла, что положения данной нормы касаются законодательно предусмотренной принадлежности объектов недвижимости субъектам гражданского оборота.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Поскольку доказательств наличия зарегистрированного за кем-либо вещного или иного права на здание склада, расположенного на спорном земельном участке, администрацией не представлено, суд пришел к правомерному выводу о том, что оснований для применения положений подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ в рассматриваемом случае не имеется.
В свою очередь наличие не принадлежащего кому-либо на праве собственности, ином вещном или другом праве здания склада на испрашиваемом Обществом земельном участке не ограничивает иных потенциальных участников на участие в торгах на право заключения договора аренды такого земельного участка.
Таким образом, заявленное администрацией основание не является в рассматриваемом случае препятствием в заключении договора аренды земельного участка на конкурентной основе.
Ссылку администрации на невозможность получения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения суд обоснованно не принял во внимание, как документально не подтвержденную. Так, администрацией не доказано, что выполнение этого условия является обязательным для проведения аукциона.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение администрации, изложенное в письме от 17.12.2015 N 1445/01-15, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам, основанным на ошибочном толковании действующих норм закона, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2016 по делу N А11-13473/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Степанцевское Вязниковского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-13473/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 марта 2017 г. N Ф01-152/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ВЫБОР - С"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТЕПАНЦЕВСКОЕ ВЯЗНИКОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ