г. Нижний Новгород |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А82-3687/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
при участии представителя
от заявителя: Бабенко С.И. (доверенность от 15.02.2017 N 9117)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.09.2016, принятое судьей Коробовой Н.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016, принятое судьями Черных Л.И., Кононовым П.И., Немчаниновой М.В., по делу N А82-3687/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ярославнефтеоргсинтез-Энерго" (ИНН: 7604227166, ОГРН: 1127604009257)
о признании недействительными решений от 24.12.2015 N 4363 и 4666 Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ярославнефтеоргсинтез-Энерго" (далее - ООО "Янос-Энерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 24.12.2015 N 4363 и 4666 в части начисления страховых взносов на стоимость бесплатно выданного молока, на стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и на суммы оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, а также соответствующих сумм пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, по результатам проведения первой аттестации рабочих мест в Обществе необходимость в бесплатной выдаче молока или других равноценных продуктов не установлена, поэтому начисление страховых взносов на стоимость молока является правомерным. Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом не является видом пособий по государственному социальному страхованию, за работником сохраняется средний заработок, который подлежит обложению страховыми взносами. Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых работников в рамках социального пакета следует рассматривать как выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений.
Фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездные проверки Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 21.06.2012 по 31.12.2014, по результатам которых составил акты от 27.11.2015 N 528-ОСС и 528 н/с.
В ходе проверок установлено занижение Обществом базы для начисления страховых взносов на стоимость бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов, выдаваемых работникам Общества, на компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников, на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Рассмотрев материалы проверок, заместитель управляющего Фондом принял решения:
- от 24.12.2015 N 4363 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в сумме 6937 рублей 65 копеек, в котором также предложено уплатить 34 688 рублей 25 копеек страховых взносов и 2766 рублей 08 копеек пеней;
- от 24.12.2015 N 4666 о привлечении к ответственности по статье 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде взыскания штрафа в размере 2116 рублей 17 копеек, в котором также предложено уплатить 10 580 рублей 82 копейки страховых взносов и 690 рублей 34 копейки пеней.
Не согласившись с решениями Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 15, 129, 135, 219, 222, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 20.1, подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.03.2003 N 126 "Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленные требования и исходил из того, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для упомянутых плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, названных в статье 9 Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Закона.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что оплата за работников стоимости санаторно-курортных путевок произведена Обществом в качестве социальных выплат в соответствии с коллективным договором Общества (раздел 5 "Социальные гарантии, льготы и компенсации") и приказами Общества, устанавливающими сумму компенсации в случае приобретения путевок в зависимости от оздоровительного сезона, продолжительности путевки и категории номера.
Рассматриваемые выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами, вознаграждением или элементами оплаты труда, их целью является обеспечение оздоровительного отдыха работников Общества и членов их семей.
Доказательств, подтверждающих, что спорные выплаты зависели от выполнения работниками трудовой функции, Фонд вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В статье 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
С учетом изложенного Общество правомерно не исчислило страховые взносы от суммы средств, выплаченных работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и пункта 2 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
На основании статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45н).
В силу пункта 2 приложения N 1 к Приказу N 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно пункту 13 приложения N 1 к Приказу N 45н в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество создано в 2012 году в результате реорганизации цеха электроснабжения N 18 ОАО "Славнефть-ЯНОС" путем выделения данного структурного подразделения в дочернее общество (приказ от 28.05.2012 N 597).
На момент создания Общества действовали результаты аттестации рабочих мест цеха N 18 ОАО "Славнефть-ЯНОС", проведенной в 2007 году, согласно которой установлена необходимость выдачи работникам молока в связи с воздействием вредных производственных факторов (карты аттестации рабочих мест по условиям труда).
По результатам аттестации, проведенной в Обществе в 2013 году, выдача молока не была предусмотрена, но не в связи с прекращением вредного воздействия на работников, а в связи с тем, что с 04.06.2010 в пункт 4 Приказа N 45н внесены изменения, согласно которым выдача молока производится, если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.
Время воздействия опасных веществ на работников различных профессий (должностей) установлено протоколами измерений и оценки химического фактора.
Кроме того, письмом от 20.06.2013 N 78/103 профсоюзное бюро работников Общества отказало в даче согласия на прекращение выдачи молока. Выдача молока была продолжена в соответствии с действующим в Обществе коллективным договором.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что проведенной в 2007 году аттестацией рабочих мест цеха N 18 ОАО "Славнефть-ЯНОС", переведенного в июле 2012 года в дочернее Общество, была установлена обязательная выдача молока в соответствии с действовавшей редакцией Приказа N 45н, которая не могла быть прекращена без получения согласия профсоюзной организации.
Ссылка Фонда на то, что в результате проведенной в Обществе в 2012-2013 годах аттестации рабочих мест условия труда работников Общества признаны допустимыми, не может быть принята во внимание, поскольку результаты такой аттестации в данном случае не возлагают на Общество безусловную обязанность принять решение о прекращении выдачи молока работникам.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что рассмотренные компенсации не подлежат обложению страховыми взносами.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.09.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 по делу N А82-3687/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам аттестации, проведенной в Обществе в 2013 году, выдача молока не была предусмотрена, но не в связи с прекращением вредного воздействия на работников, а в связи с тем, что с 04.06.2010 в пункт 4 Приказа N 45н внесены изменения, согласно которым выдача молока производится, если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что проведенной в 2007 году аттестацией рабочих мест цеха N 18 ОАО "Славнефть-ЯНОС", переведенного в июле 2012 года в дочернее Общество, была установлена обязательная выдача молока в соответствии с действовавшей редакцией Приказа N 45н, которая не могла быть прекращена без получения согласия профсоюзной организации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2017 г. N Ф01-327/17 по делу N А82-3687/2016