г. Нижний Новгород |
|
21 марта 2017 г. |
Дело N А17-4505/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.09.2016 принятое судьей Никифоровой Г.М., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016, принятое судьями Черных Л.И., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., по делу N А17-4505/2016
по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 166" (ИНН: 3702136590, ОГРН: 1023700552545)
о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
и установил:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 166" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Региональное отделение) от 30.03.2016 N 910.
Арбитражный суд Ивановской области решением от 28.09.2016 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 решение суда оставлено без изменения.
Региональное отделение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов отменить.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления, поскольку Учреждение не представило документов, подтверждающих, что ее работники, получившие спорные выплаты, понесли какие-либо расходы, поэтому единовременные выплаты молодым специалистам не соответствуют определению компенсационных выплат, которые освобождены от обложения страховыми взносами в Фонд социального страхования Российской Федерации. Кроме того, размер спорных выплат в данном случае напрямую зависит от квалификации и стажа работы работников.
Подробно доводы Фонда приведены в кассационной жалобе.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения; в судебное заседание представителя не направило.
В соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел документальную выездную проверку Учреждения по вопросам начисления, уплаты и расходования страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, результаты которой отразил в акте от 04.02.2016 N 17.
В ходе проверки установлено занижение базы по страховым взносам на сумму единовременных муниципальных выплат, произведенных работникам в рамках программы поддержки молодых специалистов с целью компенсации расходов на повышение их квалификации.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель управляющего Региональным отделением принял решение от 30.03.2016 N 910 об отказе в привлечении к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в котором Учреждению предложено уплатить доначисленные страховые взносы в сумме 50 рублей и 2 рубля 55 копеек пеней.
Не согласившись с решением Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 15, 16, 129 и 164 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 20.1, подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 2, частью 2 статьи 3, частью 1 статьи 22, статьей 23, частью 3 статьи 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", постановлением администрации города Иваново от 30.10.2013 N 2370 "Об утверждении муниципальной программы "Реализация молодежной политики и организация общегородских мероприятий", Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование и пришел к выводу о том, что спорные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), поэтому не подлежат обложению страховыми взносами.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под контролем работодателя подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного закона.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Решением Ивановской городской Думой от 26.12.2012 N 523 "О компенсационных выплатах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, повышение квалификации молодым специалистам муниципальных учреждений социальной сферы города Иваново" (в редакции, действовавшей в спорный период) в 2013-2015 годах молодым специалистам муниципальных учреждений социальной сферы города Иваново установлены компенсационные выплаты, в частности, на повышение квалификации молодым специалистам в рамках реализации специальных муниципальных программ, утвержденных администрацией города Иваново (пункт 1), являющихся расходным обязательством города Иваново (пункт 2).
Постановлением администрации города Иваново от 30.10.2013 N 2370 утверждена муниципальная программа "Реализация молодежной политики и организация общегородских мероприятий" сроком реализации в 2014-2016 годах, приложением 5 к которой является специальная подпрограмма "Поддержка молодых специалистов".
Согласно приложению 1 к специальной подпрограмме к муниципальным выплатам компенсационного характера, предоставляемым в рамках подпрограммы "Поддержка молодых специалистов", относится единовременная денежная компенсация расходов на дополнительное профессиональное образование.
Право на получение выплат имеют граждане Российской Федерации в возрасте до 30 лет, принятые на работу в муниципальное учреждение социальной сферы города Иваново, подведомственное одному из исполнителей подпрограммы "Поддержка молодых специалистов", не более чем через три года после окончания высшего профессионального или среднего профессионального учебного заведения, на должности, имеющие код категории "22" в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 367.
Выплаты производятся в размере: по окончании первого года работы - 10 000 рублей, по окончании второго года работы - 15 000 рублей, по окончании третьего года работы - 20 000 рублей.
Муниципальные выплаты компенсационного характера осуществляются учреждением без предъявления работником документов, подтверждающих его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также расходы на повышение квалификации (пункты 2, 5 и 6 приложения 1).
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что выплаты молодому специалисту в 2014 - 2015 годах на общую сумму 25 000 рублей произведены Учреждением на основании постановлений администрации города Иваново от 30.10.2013 N 2370 и являются расходными обязательствами муниципального образования город Иваново.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимной связи, суды установил, что данные выплаты не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы (условий, отклоняющихся от нормальных), не являются поощрительными и стимулирующими выплатами, и пришли к верному выводу, что спорные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудовых договоров, и не являются оплатой труда работников.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Фонд не представил доказательств, подтверждающих, что спорные выплаты зависели от выполнения работниками трудовой функции.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, и обоснованно удовлетворили заявленное Учреждением требование.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.09.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 по делу N А17-4505/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного закона.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2017 г. N Ф01-465/17 по делу N А17-4505/2016
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-465/17
07.12.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9841/16
28.09.2016 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-4505/16
19.09.2016 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-4505/16