г. Нижний Новгород |
|
21 марта 2017 г. |
Дело N А17-4504/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.09.2016, принятое судьей Никифоровой Г.М., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016, принятое судьями Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., Черных Л.И., по делу N А17-4504/2016
по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 17" (ИНН: 3702137523, ОГРН: 1033700073472)
к Государственному учреждению - Ивановскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134)
о признании недействительным решения от 15.03.2016 N 857
и установил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 17" (далее - МБОУ "Средняя школа N 17", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительными решения Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Региональное отделение) от 15.03.2016 N 857 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суд решением от 28.09.2016 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
По мнению Фонда, выплаченные молодым специалистам единовременные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Ссылаясь на статью 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ и статью 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), Фонд считает, что в указанных статьях установлен исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, в которых такой вид выплат, как единовременное пособие молодым специалистам, не указан. Единовременные выплаты молодым специалистам не являются государственным пособием, так как установлены законодательством городского округа Иваново, а не федеральным законодательством. Целью спорных выплат является компенсация расходов молодым специалистам на повышение квалификации, но МБОУ "Средняя школа N 17" (страхователь) не представило в материалы дела доказательства (дипломы, свидетельства о повышении квалификации), подтверждающие, что его работники несли расходы по повышению квалификации. Подробно позиция Фонда изложена в кассационной жалобе.
МБОУ "Средняя школа N 17" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Фонда, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Учреждение и Фонд заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел документальную выездную проверку МБОУ "Средняя школа N 17" по вопросам начисления, уплаты и расходования страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, результаты которой отразил в акте от 02.02.2016 N 10.
В ходе проверки установлено занижение базы по страховым взносам на сумму единовременных муниципальных выплат, произведенных работникам в рамках программы поддержки молодых специалистов с целью компенсации расходов на повышение их квалификации.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель управляющего Региональным отделением принял решение от 15.03.2016 N 857 об отказе в привлечении к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в котором Учреждению предложено уплатить 19 рублей 52 копеек пеней.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 15, 16, 129 и 164 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, статьями 2, 3, 22 и 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ), статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что спорные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), поэтому не подлежат обложению страховыми взносами.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного закона.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
На основании статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ Ивановской городской Думой принято решение от 26.12.2012 N 523 о предоставлении в 2013 - 2016 годах молодым специалистам муниципальных учреждений социальной сферы города Иваново компенсационных выплат, в частности, на повышение квалификации молодым специалистам в рамках реализации специальных муниципальных программ, утвержденных администрацией города Иваново (пункт 1), являющихся расходным обязательством города Иваново (пункт 2).
Постановлением администрации города Иваново от 12.10.2012 N 2261 утверждена программа "Поддержка молодых специалистов муниципальных учреждений социальной сферы города Иваново в 2013 - 2015 годах" сроком реализации в 2013 - 2015 годах.
Постановлением администрации города Иваново от 30.10.2013 N 2370 утверждена муниципальная программа "Реализация молодежной политики и организация общегородских мероприятий" сроком реализации в 2014 - 2016 годах, приложением N 5 к которой является специальная подпрограмма "Поддержка молодых специалистов".
В соответствии со специальной подпрограммой (приложение N 5 к программе) поддержка молодых специалистов осуществляется в форме предоставления единовременных муниципальных выплат компенсационного характера с целью компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов. Выплаты производятся в размере по окончании первого года работы - 10 000 рублей, по окончании второго года работы - 15 000 рублей, по окончании третьего года работы - 20 000 рублей.
Согласно приложению N 1 к специальной подпрограмме к муниципальным выплатам компенсационного характера, предоставляемым в рамках подпрограммы "Поддержка молодых специалистов", относится единовременная денежная компенсация расходов на дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку и повышение квалификации).
Право на получение выплат имеют граждане Российской Федерации в возрасте до 30 лет, принятые на работу в муниципальное учреждение социальной сферы города Иваново, подведомственное одному из исполнителей подпрограммы "Поддержка молодых специалистов", не более чем через три года после окончания высшего профессионального или среднего профессионального учебного заведения, на должности, имеющие код категории "22" в соответствии с "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 367.
Муниципальные выплаты компенсационного характера осуществляются учреждением без предъявления работником документов, подтверждающих его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также расходы на повышение квалификации (пункты 1, 2, 6 приложения N 1).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что выплаты молодым специалистам в 2013 - 2015 годах на общую сумму 150 000 рублей произведены Учреждением на основании постановлений администрации города Иваново от 12.10.2012 N 2261 и от 30.10.2013 N 2370 и являются расходными обязательствами муниципального образования город Иваново.
Данные выплаты не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы (условий, отклоняющихся от нормальных), не являются поощрительными и стимулирующими выплатами, а также оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Доказательств, подтверждающих, что спорные выплаты зависели от выполнения работниками трудовой функции, Фонд вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, и обоснованно удовлетворили заявленное Учреждением требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.09.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу N А17-4504/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
...
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
На основании статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ Ивановской городской Думой принято решение от 26.12.2012 N 523 о предоставлении в 2013 - 2016 годах молодым специалистам муниципальных учреждений социальной сферы города Иваново компенсационных выплат, в частности, на повышение квалификации молодым специалистам в рамках реализации специальных муниципальных программ, утвержденных администрацией города Иваново (пункт 1), являющихся расходным обязательством города Иваново (пункт 2)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2017 г. N Ф01-466/17 по делу N А17-4504/2016