г. Нижний Новгород |
|
28 марта 2017 г. |
Дело N А28-5680/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕСКОФФ" на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.10.2016, принятое судьей Шмыриным С.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.01.2017, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Черных Л.И., по делу N А28-5680/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПЕСКОФФ" (ИНН: 4307015491, ОГРН: 1124307000399)
о признании незаконным действий (бездействия) Министерства охраны окружающей среды Кировской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПЕСКОФФ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий (бездействия) Министерства охраны окружающей среды Кировской области (далее - Министерство) по отказу во включении в проект Перечня участков недр местного значения по Кировской области участка недр "Белогузка-Пеньки" (Вятскополянский район Кировской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи песка, выраженных в письме от 20.04.2016 N 1482-49-01-14; о возложении на Министерство обязанности в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда включить в проект Перечня участков недр местного значения по Кировской области участок недр "Белогузка-Пеньки" (Вятскополянский район Кировской области).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление).
Решением суда от 05.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.01.2017 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, распоряжение Правительства Кировской области от 17.12.2015 N 450, на основании которого Министерство отказало в предоставлении испрашиваемого участка недр, противоречит действующему законодательству, принято с превышением полномочий субъекта федерации. Оспариваемый отказ не мотивирован, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Министерство отзыв на кассационную жалобу не представило.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Общество и Министерство, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество обратилось в Министерство с заявлением от 14.10.2015 на право пользования участком недр "Белогузка-Пеньки" Вятскополянского района Кировской области, расположенным в русле реки Вятки в 3 км восточнее г. Вятские Поляны (далее - участок недр "Белогузка-Пеньки").
Указанный участок недр 19.10.2016 включен в Перечень участков недр, подлежащих согласованию со специально уполномоченными органами, принимающими в соответствии с законодательством участие в согласовании предоставления земельных участков, участков лесных угодий, водных объектов для осуществления недропользования.
Министерство направило запрос в Министерство обороны Российской Федерации 13.11.2015 N 809-49-01-10 о наличии земель обороны и безопасности в границах участка недр "Белогузка-Пеньки".
В соответствии с ответом Министерства обороны Российской Федерации от 29.03.2016 N 141/8702 спорный участок недр не входит в границы лесничеств Минобороны России, не расположен на земельных участках, находящихся на учете в ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, и в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации не используется (получено 15.04.2016).
Министерство 12.01.2016 направило запрос N 23-49-01-14 в Управление о наличии (отсутствии) мест нагула, зимовки, нереста и размножения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов.
12.01.2016 Министерство также направило запрос N 24-49-01-14 в федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" (далее - Учреждение) о наличии (отсутствии) требований по охране недр и окружающей среды, установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами).
По информации Управления (письмо от 11.03.2016 N 4/1к/1879, получено 14.03.2016) на 95 - 101 км судового хода р. Вятки расположена зимовальная яма, на 95 км судового хода р. Вятки - нерестовые участки.
Согласно письму Учреждения от 19.01.2016 N 22-06/01 (получено 25.01.2016) дополнительных согласований, кроме согласований, указанных в протоколе от 31.07.2015 заседания бассейновой комиссии по согласованию и выдаче технических условий, не требуется.
Министерство 14.01.2016 обратилось в Министерство культуры Кировской области о наличии (отсутствии) памятников культурного и исторического наследия (запрос N 721-49-01-06-л).
В соответствии с ответом Министерства культуры Кировской области от 25.01.2016 N 2435-57-01-21-л объекты культурного наследия в границах участка недр отсутствуют, в случае проведения земляных, строительных, мелиоративных и иных работ до начала их проведения необходимо провести государственную историко-культурную экспертизы путем археологической разведки.
Министерство 20.01.2016 направило запрос N 159-49-01-14 в Отдел водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Камское БВУ) о наличии (отсутствии) требований по охране недр и окружающей среды, установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами).
Отдел водных ресурсов по Кировской области Камского БВУ сообщил (письмо от 12.02.2016 N ДД-05/154), что право пользования водным объектом, находящимся в федеральной собственности, для целей разведки и добычи полезных ископаемых предоставляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Министерство 21.01.2016 направило запрос N 180-49-01-11 в муниципальное образование "Вятскополянский муниципальный район Кировской области" о наличии (отсутствии) особо охраняемых территорий и особо охраняемых природных территорий местного значения.
16.02.2016 Министерство получило ответ администрации Вятскополянского района от 16.02.2016 N 370-01-01-22 об отсутствии таких территорий.
Министерство обратилось в Управление охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы с запросом о наличии (отсутствии) территорий, занимаемых природными комплексами и объектами, включенными в Перспективную схему развития особо охраняемых природных территорий регионального значения Кировской области от 26.04.2013 N 109 "Об утверждении концепции развития особо охраняемых природных территорий Кировской области на период до 2020 года и перспективной схемы развития особо охраняемых природных территорий регионального значения Кировской области"; о наличии (отсутствии) мест произрастания и мест обитания видов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Кировской области.
22.01.2016 получена информация о местах обитания рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (берш) и Красную книгу Кировской области (русский осетр, европейский харнус, подуст, берш) на участке р. Вятки в Вятскополянском районе. Для сохранения видов подуста и берша необходимо прекращение добычи песчано-гравийных материалов из русла р. Вятка.
Министерство 28.01.2016 направило запрос N 326-49-01-14 в Управление о наличии (отсутствии) в границах участка недр "Белогузка-Пеньки" мест нагула, зимовки, нереста и размножения рыб, занесенных в красную книгу Кировской области (русский осетр, европейский хариус, подуст, берш).
Согласно информации Отдела по Кировской области Камско-Уральского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Московское бассейнового управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (далее - ФГБУ "Мосрыбвод") от 15.03.2016 и Камско-Уральского филиала ФГБУ "Мосрыбвод" от 17.03.2016 участок недр "Белогузка-Пеньки" расположен в русле реки Вятки в границах 96,5 - 97,5 км судового хода, в 3 км восточнее города Вятские Поляны Кировской области. На прилегающей к участку недр глубоководной части акватории постоянно обитают подуст и берш, находятся места нагула и зимовки этих видов рыб. Запрашиваемый участок р. Вятки в летний период является крупной рекреационной зоной.
Пермское отделение ФГБУ "ГосНИОРХ" направило 18.03.2016 в Управление сообщение N 240/1 о том, что на участке недр "Белогузка-Пеньки" происходит нерест, нагул и миграция подуста и берша. Возможен также нерест, нагул и миграции русского осетра. На 95-101 км судового хода р. Вятки находится зимовальная яма.
В соответствии с направленной в Министерство информации Управления от 24.03.2016 N 4/2221 участок недр "Белогузка-Пеньки" расположен в границах зимовальной ямы, нересте, нагуле, зимовке и миграции берша и подуста.
Министерство направило Обществу письмо от 20.04.2016 N 1482-49-01-14, в котором сообщило, что заявленный участок недр "Белогузка-Пеньки" не будет включен в проект Перечня участков недр местного значения по Кировской области, которые могут быть предоставлены в пользование (далее - Перечень), поскольку в границах участка происходят нерест, нагул, зимовка и миграция берша и подуста. В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 17.12.2015 N 490 при данных условиях включение участка недр в проект Перечня не допускается.
Общество посчитало, что действие (бездействия) Министерства по отказу во включении в проект Перечня спорного участка недр не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 4, 10.1, 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), положениями Федерального закона N 52-ФЗ, Федерального закона N 7-ФЗ, Порядком и условиями проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, включенными в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Кировской области", утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 16.03.2010 N 43/83 (далее - Порядок N 43/83), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
В соответствии со статьей 1 указанного закона законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (пункт 7.1 статьи 4 Закона о недрах).
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (статья 2.3 Закона о недрах).
Приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687 утвержден Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней (далее - Порядок N 687).
Согласно пункту 5 Порядка N 687 орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует проект перечня участков недр местного значения по форме, приведенной в приложении к данному порядку. В проект перечня участков недр местного значения включаются участки недр, в границах которых отсутствуют земельные участки из состава земель обороны, безопасности.
Постановлением Правительства Кировской области издано распоряжение от 17.12.2015 N 490 "О формировании перечней участков недр местного значения по Кировской области" (далее - Распоряжение N 490), которое в установленном законом порядке не оспорено и не признано недействительным.
В соответствии с Распоряжением N 490 при формировании проекта Перечня не допускается включение в него участков недр в случаях, если участок недр частично или полностью расположен в границах: в частности, мест произрастания и мест обитания видов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Кировской области; мест нагула, зимовки, нереста и размножения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов.
В статье 60 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.
Оценив материалы дела, суды установили, что спорный участок недр, который Общество просило предоставить в целях геологического изучения, разведки и добычи песка, расположен в русле реки Вятки в районе 96 - 98 км ее судового хода. На данном участке происходят нарест, нагул и миграция берша и подуста, возможна их зимовка.
Согласно Перечню (списку) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденному приказом Госкомэкологии РФ от 19.12.1997 N 569, берш занесен в Красную книгу Российской Федерации.
Берш и подуст, как особые виды животного мира, нуждающиеся в особых мерах охраны на территории Кировской области, занесены в Красную книгу Кировской области (Перечень видов животных, занесенных в Красную книгу Кировской области, утвержденный постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2011 N 111/317).
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что отказ Министерства во включении в проект Перечня спорного участка недр с целью геологического изучения, разведки и добычи песка не противоречит положениям приведенных федеральных законов, Распоряжения N 490.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что оспариваемые действия (бездействие) не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы Общества, поэтому правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не свидетельствуют в данном случае о неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 05.10.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.01.2017 по делу N А28-5680/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕСКОФФ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПЕСКОФФ" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 27.01.2017 N 5.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 60 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.
...
Согласно Перечню (списку) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденному приказом Госкомэкологии РФ от 19.12.1997 N 569, берш занесен в Красную книгу Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 марта 2017 г. N Ф01-706/17 по делу N А28-5680/2016