г. Нижний Новгород |
|
03 апреля 2017 г. |
Дело N А17-884/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Иванова Евгения Михайловича на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.09.2016, принятое судьей Романовой Т.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016, принятое судьями Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П., по делу N А17-884/2016
по иску Специализированной службы по вопросам похоронного дела общества с ограниченной ответственностью "Приют" (ИНН: 3711002586, ОГРН: 1023701513912)
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ивановской области" (ИНН: 3730008689, ОГРН: 1023700563512)
о возмещении расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг,
третье лицо - Иванов Евгений Михайлович,
и установил:
Специализированная служба по вопросам похоронного дела общество с ограниченной ответственностью "Приют" (далее - ООО "Приют", Общество) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ивановской области" (далее - Комиссариат) о возмещении расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг, в сумме 25 941 рубля.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Иванов Евгений Михайлович.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.09.2016 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Иванов Е.М. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что у судов отсутствовали основания для удовлетворения искового требования. Не отрицая факт оказания ритуальных услуг, Иванов Е.М. указывает, что Общество нарушило законодательство в области градостроительной деятельности и санитарные правила и нормы, а также обращает внимание суда на то, что в Комиссариате он видел документы, поступившие от ООО "Ритус", которые он не подписывал.
Иванов Е.М. заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Комиссариат в отзыве на кассационную жалобу указал на отсутствие законных оснований для возмещения расходов за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, так как расходы на изготовление надгробных памятников (плиты или стеллы, постамента, цветника) не относятся к ритуальным услугам, а в некоторых документах отсутствует подпись заказчика Иванова Е.М.
Общество и Комиссариат, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество (исполнитель) и Иванов Е.М. (заказчик) заключили договор от 06.03.2014, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по изготовлению, доставке и установке надгробного памятника инвалиду Великой Отечественной войны Иванову М.А.
Согласно наряду-заказу (приложению к договору) стоимость работ по изготовлению и установке памятника составила 25 941 рубль.
В пункте 2.6 договора предусмотрено, что заказчик, имеющий право на льготы, доверяет исполнителю получение от его имени денежных средств в размере 30-кратной суммы минимальной месячной оплаты труда от Министерства обороны Российской Федерации для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробного памятника, что является гарантией оплаты работ, предусмотренной пунктом 1.1 договора.
В связи с выполнением обязательств по договору Общество обратилось в Комиссариат за возмещением расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг.
Письмом от 27.10.2014 N 11/2553 Комиссариат возвратил Обществу документы, связанные с возмещением затрат на изготовление и установку надгробного памятника, без исполнения в связи с отсутствием надлежащим образом оформленного договора от 06.03.2014, квитанции-договора от 06.03.2014 N 0000198, акта приема-передачи памятника от 07.10.2014, заявления от 06.03.2014.
Отказ ответчика от возмещения указанных расходов послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 5, 6, 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статьей 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил исковое требование. Суд пришел к выводу о наличии у Комиссариата обязанности по возмещению спорной суммы расходов.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) погибшим (умершим) военнослужащим, погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранам военной службы гарантируется оплата расходов, оказание похоронных услуг по погребению.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" (далее - Постановление N 460) на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
В соответствии с пунктом 35 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" (далее - Приказ N 5) оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 утвержденного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета.
На основании пункта 36 Приказа N 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 утвержденного Порядка.
В силу пункта 38 Приказа N 5 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 утвержденного Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что факт оказания Обществом ритуальных услуг, а также их стоимость подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии у Комиссариата обязанности возместить за счет средств федерального бюджета спорную сумму расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника инвалиду Великой Отечественной войны.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.09.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 по делу N А17-884/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Евгения Михайловича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на Иванова Евгения Михайловича.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 38 Приказа N 5 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 утвержденного Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 апреля 2017 г. N Ф01-783/17 по делу N А17-884/2016