г. Нижний Новгород |
|
05 апреля 2017 г. |
Дело N А17-6621/2016 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу административной комиссии городского округа Кинешма на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Черных Л.И., по делу N А17-6621/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Грибкова Михаила Константиновича (ИНН: 370300144687, ОГРН: 315370300001101)
к административной комиссии городского округа Кинешма
о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении
и установил:
индивидуальный предприниматель Грибков Михаил Константинович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления административной комиссии городского округа Кинешма (далее - административная комиссия) по делу об административном правонарушении от 05.04.2016 N 39, в соответствии с которым Предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 Закона Ивановской области от 24.04.2008 N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (далее - Закон N 11-ОЗ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Суд решением от 12.10.2016 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 решение суда отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Административная комиссия не согласилась с принятым постановлением и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
По мнению заявителя, Предприниматель умышленно уклонился от получения почтовой корреспонденции, и ее неполучение не является уважительной причиной для восстановления пропущенного процессуального срока; Предприниматель был уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении посредством направления телефонограммы.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.02.2016 в ходе инспекционного осмотра территории городского округа Кинешма уполномоченный специалист администрации городского округа Кинешма выявил размещение вне отведенных для этих целей мест на фасаде здания по адресу: г. Кинешма, ул. Жуковского, д. 4а, информационной вывески "Мир мебели" с графическим изображением мебели справа от входа в помещение на уровне первого этажа (ориентировочные размеры - 1 x 3,5 м) и информационной вывески "Мир мебели" - справа от входа в помещение на уровне второго этажа (ориентировочные размеры 1 x 4 м), а также информационной вывески "Мир мебели", расположенной на кронштейне слева от входа в нежилое помещение (ориентировочные размеры - 0,5 x 3,5 м).
Результаты осмотра и выявленные нарушения зафиксированы в акте от 11.02.2016 N 29, приложением к которому является фотоматериал.
Администрация городского округа Кинешма направила в адрес начальника отдела архитектуры и градостроительства - главного архитектора города администрации городского округа Кинешма запрос от 15.02.2016 N 35/3 о предоставлении сведений о согласовании на размещение указанных информационных конструкций на фасаде здания по адресу: г. Кинешма, ул. Жуковского, д. 4а, на который получен ответ от 19.02.2016 N 139 о том, что согласование размещения спорных вывесок не осуществлялось.
Должностное лицо отдела муниципального контроля охраны окружающей среды администрации городского округа Кинешма 01.03.2016 получило объяснения от собственника здания по адресу: г. Кинешма, ул. Жуковского, д. 4а, который сообщил, что второй этаж здания находится в аренде у Предпринимателя и используется последним для размещения магазина "Мир мебели"; информационные материалы на фасаде здания размещает Предприниматель.
В отношении Предпринимателя по факту самовольного (несанкционированного) наружного размещения информационных материалов вне отведенных для этих целей мест был составлен протокол об административном правонарушении от 18.03.2016, в соответствии с которым его деяние было квалифицировано по статье 6.7 Закона N 11-ЗО.
Административная комиссия, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынесла постановление от 05.04.2016 N 39, согласно которому Предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 Закона N 11-ОЗ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Ни при составлении протокола, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления Предприниматель или его защитник не присутствовали.
Копия постановления от 05.04.2016 N 39 направлялась в адрес Предпринимателя заказным письмом с уведомлением о вручении, однако почтовое отправление не было вручено адресату и возвращено органом почтовой связи отправителю по причине истечения срока хранения.
В связи с отсутствием сведений об уплате назначенного Предпринимателю административного штрафа в добровольном порядке соответствующие материалы были направлены административной комиссией судебному приставу-исполнителю.
Судебный пристав-исполнитель Кинешемского РОСП УФССП по Ивановской области вынес постановление от 01.08.2016 о возбуждении в отношении Предпринимателя исполнительного производства. Данное постановление Предприниматель получил 08.08.2016 и принял меры по получению копии постановления административной комиссии от 05.04.2016 N 39.
Предприниматель 17.08.2016 (согласно отметке в почтовом штемпеле на конверте) обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии от 05.04.2016 N 39.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Предприниматель пропустил срок на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь частью 2 статьи 208, частью 6 статьи 210, частью 2 статьи 211, пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 24.1, частями 1, 2 статьи 25.1, статьей 25.15, пунктом 4 части 1 статьи 29.7, частями 1, 2 статьи 30.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Второй арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что административная комиссия допустила существенные процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении, отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт об удовлетворении требования Предпринимателя.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1. КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 29.4 КоАП РФ для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении вызывается лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Апелляционный суд установил, что административная комиссия нарушила порядок привлечения Предпринимателя к административной ответственности (дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела).
В подтверждение надлежащего извещения Предпринимателя о рассмотрении дела административная комиссия представила конверт, в котором она направляла указанному лицу определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 23.03.2016 и который ввиду неявки адресата и истечения срока хранения был возвращен отправителю 29.04.2016 (после вынесения оспариваемого постановления). На момент рассмотрения дела (05.04.2016) в распоряжении административной комиссии отсутствовали необходимые данные о соблюдении почтой правил доставки почтовой корреспонденции и о получении Предпринимателем соответствующего уведомления.
Представленная административной комиссией копия листа журнала регистрации телефонограмм, извещений по административным правонарушениям, на котором под номером 24 имеется запись о звонке, совершенном Предпринимателем, не подтверждает надлежащее извещение Предпринимателя посредством телефонной связи о рассмотрении дела 05.04.2016, так как текст переданной Предпринимателю телефонограммы не зафиксирован, в журнале не отражены обстоятельства, на основании которых представитель администрации городского округа Кинешма идентифицировал позвонившее лицо, как Предпринимателя, не указан номер телефона, с которого, по словам административной комиссии, звонил Предприниматель.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод, что административная комиссия, рассмотрев дело в отсутствие Предпринимателя, не располагала достоверными доказательствами надлежащего извещения указанного лица.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Следовательно, вывод апелляционного суда о несоблюдении административной комиссией порядка привлечения Предпринимателя к административной ответственности является верным.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным постановление административной комиссии.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов на момент принятия судебных актов; дополнительные документы (доказательства) не принимает и не исследует. С учетом этого приложенные административной комиссией к кассационной жалобе дополнительные документы подлежат возврату.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 по делу N А17-6621/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу административной комиссии городского округа Кинешма - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
...
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях")."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2017 г. N Ф01-894/17 по делу N А17-6621/2016