г. Нижний Новгород |
|
17 апреля 2017 г. |
Дело N А43-23902/2016 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей Жегловой О.Н., Чиха А.Н.,
при участии представителя
Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" и Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний
Гуляевой И.Н. (по доверенности от 09.01.2017 и от 28.10.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчиков Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" иРоссийской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.09.2016, принятое судьей Окутиным С.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016, принятое судьями Вечкановым А.И., Фединской Е.Н., Долговой Ж.А., по делу N А43-23902/2016
по иску публичного акционерного общества "ТНС Энерго Нижний Новгород" (ИНН: 5260148520, ОГРН: 1055238038316)
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (ИНН: 5257044471, ОГРН: 1025202397604), Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (ИНН: 7706562710, ОГРН: 1047797031479)
о взыскании задолженности
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго НН" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее
Исправительная колония) и Российской Федерации в лице Федеральной службе исполнения наказаний (далее
ФСИН России) о взыскании 1 230 932 рублей 24 копеек задолженности за поставленную в мае 2016 года электрическую энергию по договору энергоснабжения от 09.03.2016 N 5501000 и 80 992 рублей неустойки, начисленной с 20.06.2016 по 29.08.2016, и далее по день фактической оплаты задолженности.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 27.09.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016, удовлетворил исковые требования.
При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 123.22, 307, 309, 310, 329, 330, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Исправительная колония и ФСИН России обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых попросили отменить решение от 27.09.2016 и постановление от 27.12.2016 и принять по делу новый судебный акт.
Доводы, приведенные кассаторами в жалобах, идентичны и сводятся к тому, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Суды при принятии оспариваемых судебных актов не приняли во внимание следующее: ответчик является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет федерального бюджета; в отсутствие финансирования ответчик не имел возможности погасить задолженность в установленные договором энергоснабжения сроки. Сославшись на статьи 123.21 - 123.23, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 161, 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ФСИН России считает, что механизм обращения взыскания на средства федерального бюджета гарантирует полное исполнение судебного решения без привлечения собственника имущества учреждения. Заявители считают, что они освобождены от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании окружного суда представитель Исправительной колонии и ФСИН России поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, не явился в заседание суда округа. Жалобы рассмотрены в его отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды двух инстанций, открытое акционерное общество "Нижегородская сбытовая компания" (в настоящее время ПАО "ТНС энерго НН"; гарантирующий поставщик) и ФКУ "ИК N 5 ГУФСИН по Нижегородской области" (потребитель) заключили договор энергоснабжения от 09.03.2016 N 55010000, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, потребитель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность), а также оказанные услуги в соответствии с условиями, предусмотренными договором, и порядком определения цены, установленным действующим законодательством Российской Федерации и актами уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов (пункты 2.1 и 3.2.1 договора).
Объем покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается потребителем до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (пункт 1.2 приложения 7 к договору).
Во исполнение договора гарантирующий поставщик в мае 2016 года отпустил потребителю электрическую энергию, составил акт приема-передачи электрической энергии и выставил счет-фактуру.
Ненадлежащее исполнение Исправительной колонией обязательств по оплате потребленной электрической энергии послужило основанием для обращения ПАО "ТНС энерго НН" с иском в арбитражный суд.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Исправительная колония нарушила сроки оплаты электрической энергии, поставленной в спорный период.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии оснований для взыскания с Исправительной колонии задолженности и неустойки является правильным.
Довод ФКУ "ИК N 5 ГУФСИН по Нижегородской области" об отсутствии его вины в просрочке оплаты потребленного ресурса не принимается во внимание судом округа в силу следующего.
В пункте 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Отсутствие у Исправительной колонии находящихся в ее распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие ею всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от нее по характеру обязательства и условиям оборота. Недофинансирование ФКУ "ИК N 5 ГУФСИН по Нижегородской области" со стороны собственника его имущества не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды первой и второй инстанций установили, что Исправительная колония не представила достаточных доказательств принятия ею мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Суд правомерно привлек ФСИН России к субсидиарной ответственности.
В соответствии со статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
По искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично- правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (пункт 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В пункте 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Как следует из устава Исправительной колонии, собственником имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России, осуществляющей функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (подпункт 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний от 13.10.2004 N 1314).
В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Следовательно, иск подлежит удовлетворению за счет главного распорядителя бюджетных средств (в порядке субсидиарной ответственности), если такая задолженность не была погашена его территориальным органом.
С учетом приведенных норм суды обоснованно признали ФСИН России надлежащим ответчиком, который при недостаточности или отсутствии денежных средств у ФКУ "ИК N 5 ГУФСИН по Нижегородской области" несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего.
Вопреки доводу ФСИН России, наличие в Бюджетном кодексе Российской Федерации механизма обращения взыскания на средства федерального бюджета, который, по ее мнению гарантирует полное исполнение судебного решения без привлечения собственника имущества учреждения, не препятствует истцу использовать механизм привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения, предусмотренный в названных нормах гражданского законодательства.
При изложенных обстоятельствах суд округа не усмотрел оснований для отмены принятых судебных актов. Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ФКУ "ИК N 5 ГУФСИН по Нижегородской области" обратилось в суд округа с ходатайством об уменьшении размера государственной пошлины.
Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине").
Приняв во внимание имущественное положение лица, подавшего жалобу, и заявленное им ходатайство, суд округа счел возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить размер государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы до 500 рублей, подлежащей взысканию в доход федерального бюджета.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.09.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 по делу N А43-23902/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" и Федеральной службы исполнения наказаний России без удовлетворения.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Каширская |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
...
Вопреки доводу ФСИН России, наличие в Бюджетном кодексе Российской Федерации механизма обращения взыскания на средства федерального бюджета, который, по ее мнению гарантирует полное исполнение судебного решения без привлечения собственника имущества учреждения, не препятствует истцу использовать механизм привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения, предусмотренный в названных нормах гражданского законодательства.
...
Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине")."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 апреля 2017 г. N Ф01-1083/17 по делу N А43-23902/2016