Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 сентября 1998 г. N КА-А40/2019-98
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы отказано прокурору г. Москвы в удовлетворении иска о признании недействительной регистрации Акционерного общества закрытого типа "Издательская группа "Прогресс" от 27.12.91 г. как совершенной с нарушением ст.ст. 3, 4, 15, 20, 21 и 22 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий", п. 5.1 Государственной программы приватизации и Указа Президента Российской Федерации от 01.07.92 г.
В кассационной жалобе прокурором ставится вопрос об отмене решения арбитражного суда первой инстанции в связи с необоснованным неприменением судом норм Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" и просит вынести новое решение об удовлетворении иска.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель прокуратуры г. Москвы поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель АОЗТ "Издательская группа "Прогресс", представитель Московской регистрационной палаты, а также представители третьих лиц: ЗАО "Торговый дом "Прогресс", ТОО "Рубин-3" не согласились с доводами кассационной жалобы и считают необходимым оставить решение суда без изменения.
Явившийся от Мингосимущества представитель не представил полномочий на участие в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы и заслушав выступления представителей участвующих в деле лиц, находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Обжалуемое решение арбитражным судом поставлено после повторного рассмотрения дела, на которое оно было направлено по постановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 марта 1998 года, отменившего решение от 20.05.97 и постановление Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.98 г. об удовлетворении иска прокурора.
Судом кассационной инстанции при отмене состоявшихся судебных актов указывалось на необходимость более тщательного исследования обстоятельств, приводимых сторонами по спору и предложено дать правовую оценку добытым доказательствам с соблюдением требований закона.
После повторного рассмотрения спора, суд, отказывая в удовлетворении иска прокурора, указал в решении, что прокурором не доказано утверждение о создании и регистрации АОЗТ "Издательская группа "Прогресс" в процессе приватизации, и что нормативные акты, на которые ссылался прокурор, в частности, Закон Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий", наряду с другими нормативными актами по приватизации был принят, опубликован и вступил в законную силу после 27.12.91 г., т.е. после регистрации АОЗТ "Издательская группа "Прогресс".
Из этого утверждения, приведенного в мотивировочной части решения, судом произведен вывод об отсутствии оснований для применения положений Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" и для признания иска обоснованным.
Утверждение в решении суда о неприменимости при разрешении спора Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.91 г. в связи с его опубликованием и введением в действие после регистрации АОЗТ "Издательская группа "Прогресс" ошибочно.
Согласно ст. 1 постановления Верховного Совета РСФСР от 03.07.91 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" данный закон подлежал введению в действие со дня его опубликования. Опубликование текста Закона было произведено в официальном органе печати Верховного Совета РСФСР в "Российской газете" за 19.07.91 г.
Именно с 19.07.91 г. данный Закон является введенным в действие.
Поскольку регистрация ответчика - АОЗТ "Издательская группа "Прогресс" осуществлена путем преобразования издательства "Прогресс" и торгового предприятия "Прогресс" 27.12.91 г., т.е. после введения в действия Закона, его положения подлежали применению судом при рассмотрении дела.
Неприменение судом закона, подлежащего применению, является основанием к отмене решения в соответствии с ч. 1 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив наличие основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции, обусловленного неприменением Закона, подлежащего применению, суд кассационной инстанции, исходя из того, что при новом рассмотрении дела судом были исследованы обстоятельства, касающиеся предмета спора, и дополнительное исследование их не требуется, находит необходимым вынести новое решение по существу спора и иск прокурора удовлетворить.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" данный Закон устанавливает организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики.
Статьями 1 и 2 Закона предусмотрено, что приватизация (преобразование отношений собственности) производится в соответствии с требованиями этого Закона, законов Российской Федерации "О собственности в Российской Федерации", "О предприятии и предпринимательской деятельности" и других законодательных актов.
Организация приватизации возложена на Комитет по управлению имуществом (ст. 5 Закона), а продавцами приватизируемых предприятий признан был только Российской фонд Федерального имущества.
Согласно ст. 15 Закона приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования предприятий в акционерные общества в порядке, определяемом Положением, утвержденным Совмином РСФСР.
Положение п. 1 ст. 15 Закона корреспондируется с положениями п.п. 2, 3 ст. 12 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", устанавливающих порядок образования акционерных обществ путем преобразования в них государственных и муниципальных предприятий.
Из анализа ст. 12 и ст. 11 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" следует, что путем преобразования возможно создание акционерного общества открытого типа.
Акционерное общество закрытого типа - товарищество с ограниченной ответственностью могло образовываться только путем объединения граждан и юридических лиц, но не путем преобразования госпредприятий.
Для таких обществ (акционерного общества закрытого типа) предусмотрен соответствующий способ приватизации (конкурс или аукцион), но не приобретение акций предприятий (ст. 24 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации").
Таким образом, образование и регистрация АОЗТ "Издательская группа "Прогресс" путем преобразования издательства "Прогресс" и книготоргового предприятия "Прогресс", являющихся государственными предприятиями, не соответствовала требованиям законодательства, действовавшего на день регистрации 27.12.91 г.
Таким путем (путем преобразования) могло быть образовано только открытое акционерное общество.
Помимо того, как указано в п. 12 Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР ст. 25.12.90 г. N 601 для преобразования государственного предприятия в общество необходимо решение уполномоченного на то государственного органа, каковым в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации..." являлся Госкомимущество.
Указывая в решении на то, что при разрешении данного спора Закон Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" не подлежит применению, суд тем не менее сослался на наличие распоряжения Госкомимущества от 25.12.91 N 246-р как на факт, подтверждающий правомерность преобразования издательства "Прогресс" в закрытое акционерное общество "Издательская группа "Прогресс".
Однако вывод о правомерности регистрации, без учета норм Закона о приватизации, нельзя признать соответствующим материалам дела, поскольку в названном распоряжении Госкомимущества РСФСР N 246-р 25 декабря 1991 года указывается на согласие преобразования только издательства "Прогресс", но не предусмотрено в этом распоряжении преобразование книготоргового предприятия "Прогресс" (т. 1, л. 7).
Между тем и в заявке на создание акционерного общества и в его уставе (т. 1, л.д. 8-27) указывается, что Акционерное общество "Издательская группа "Прогресс" создано как акционерное общество закрытого типа путем преобразования издательства "Прогресс" и фирменного книготоргового предприятия "Прогресс".
При отсутствии согласия уполномоченного органа на преобразование государственного предприятия в акционерное общество (фирменного книготоргового предприятия "Прогресс"), нельзя признать регистрацию данного акционерного общества отвечающей требованиям Закона.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда от 25 июня 1998 года N 12-72 отменить, признать недействительной регистрацию акционерного общества закрытого типа "Издательская группа "Прогресс" от 27 декабря 1991 года и выданное на ее основании свидетельство Московской регистрационной палаты N 004332.
Взыскать государственную пошлину в размере 1668 руб. в доход Федерального бюджета с АОЗТ "Издательская группа "Прогресс".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 1998 г. N КА-А40/2019-98 (извлечение)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании